Качество жизни населения ка фактор экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование экономической категории «качество жизни населения».
Для изучения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- исследование понятия «качество жизни населения»;
- исследование системы показателей качества жизни;
-исследование методов исчисления и сферы использования некоторых показателей качества жизни;
- исследование и оценка уровня качества жизни в России;
- исследование мер по совершенствованию качества жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Качество жизни населения: система показателей и методы исчисления…………………………………………………………………………......6
1.1 Понятие, уровни и показатели качества жизни населения……………...6
1.2 Методы исчисления и сферы использования некоторых показателей качества жизни населения.……………………...............................................15
Глава 2 Оценка качества жизни населения по России и меры по его совершенствованию …………………………….. ………………………………….21
2.1 Оценка качества жизни населения по России ....……………………….21
2.2 Меры по совершенствованию качества жизни населения……………...27
Заключение…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы ...…………………………………………….37
Приложения…………………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Качество жизни населения как фактор экономического развития.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

На основе анализа  основных показателей качества жизни  населения все субъекты Российской Федерации можно подразделить на восемь групп. Это группы с высоким качеством жизни, повышенным качеством жизни, со средним качеством жизни, с приближенным к среднему значению  качеством жизни, с пониженным и низким качеством жизни, с повышенной социальной напряженности и критической социальной ситуацией.

В нашей стране сложилось неравномерное социально-экономическое развитие территорий, а также сильное межрегиональное различие в качестве и уровне жизни населения.

Сложная экономическая  ситуация в стране может быть преодолена на основе выработки согласованной стратегической линии поведения большинства хозяйствующих субъектов, которые определяют условия и направление социально-экономического развития с учетом не только экономических, но и социальных факторов, в том числе и фактора выживания общества в период системного экономического кризиса.

При разработке, оценке и  утверждении планов социально-экономического развития России, региональных программ следует использовать показатели качества жизни, которые могут и должны ориентировать Россию на такое развитие, в результате которого она смогла бы за относительно короткие сроки войти в число промышленно развитых стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости основательного пересмотра регионального аспекта государственной социальной политики, ближайшим и важнейшим приоритетом которой должно стать значительное сокращение межрегионального неравенства в качестве и уровне жизни населения.

К основным причинам такого развития регионов относят: во-первых, неясность в понимании понятия качества жизни населения как  предмета управления; во-вторых, отсутствие единой методики оценки качества жизни населения; в-третьих, недостаточная разработка законодательной и нормативно-правовой базы качества жизни населения России, субъектов РФ и муниципальных образований.

Одним из способов повышения  качества жизни является привлечение  инвестиций. Именно с изменением экономических параметров существенно преобразуется и социальная сфера. Переход на инновационный тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики, а следовательно и улучшение качества жизни населения.

Достижение успехов  в инвестиционной политике в  значительной степени зависят от государственной политики, поэтому одной из основных частей экономической политики государства является инновационная политика, которая является важным рычагом воздействия на ускорение экономического развития страны и разрешение социальных проблем.

Задачей местных органов  власти является создание необходимых  условий для реализации государственной  политики в области регулирования  и перераспределения доходов, создание благоприятных условий для инвестиций в тех областях, которые бы способствовали улучшению качества жизни всего населения региона.

 

И в создавшихся условиях было бы, наверное, правильно законодательно определить базовые цифры, своеобразные реперные точки для региональных и муниципальных органов власти на основе показателей качества жизни. И ежегодно оценку их деятельности начинать с сравнения бывшего и достигнутого. Скажем, если показатели в области образования не растут, показатели местного здравоохранения падают, а уровень удовлетворения физиологических потребностей опустился ниже нормативного значения - это означает, что программа развития территориального образования, не верная, местному населению она не подходит и следует менять либо программу, либо органы управления.

Таким образом, можно  сделать вывод, улучшение качества жизни населения требует разработать механизм, который бы позволил разрешить проблемы и улучшить социально-экономическое положение Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Айвазян, С. А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции / Айвазян С. А. // Уровень жизни регионов России. -2002.- № 11. - С. 5-41
  2. Айвазян, С. А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях / Айвазян С. А.  - М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - 118
  3. Безъязычный, В. Ф. К вопросу оценки показателей качества жизни / Безъязычный В. Ф. // Рынок и качество Ярославии.- 1998. - №1,2. - С.8-10
  4. Бестужев-Лада, И. В. О "качестве жизни" / Бестужев-Лада И. В., Батыгин Г. С.// США: экономика, политика, идеология.- 1978. -№ 1. - С. 12 - 17
  5. Бобков, В. М. Качество жизни: концепция и измерение / Бобков В.М., Масловский-Мстиславский П. С.  / Всероссийский центр уровня жизни. - М., 1998. - 34 с.
  6. Бобков, В. М. Качество жизни: сущность и показатели / Бобков В.М., Масловский-Мстиславский П. С. // Человек и труд. - 1996. - № 6. - С. 21 - 24
  7. Бойцов, Б. В. Системная целостность качества жизни / Б. В. Бойцов, Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. - 1999.- № 5.- С. 12-13
  8. Давыдова, Е. В. Измерение качества жизни / Е. В. Давыдова, А. А. Давыдов; РАН. Ин-т социол. - М., 1993.- 52с.
  9. Жеребин, В. М. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня / В. М. Жеребин, Н. А. Ермакова // Вопросы статистики. - 2000. - № 8. - С. 23
  10. 3ародин, В. В. Давно пора подумать о качестве жизни / В. В. Зародин, И. В. Марятов, А. К. Юфин  // Стандарты и качество. - 1991. - № 1. -       С. 9- 13.
  11. Иванова, Л. А. Качество жизни: Стратегия XXI века / Л. А. Иванова, Г. В. Музаферова, Н. В. Сапожникова, В. Н. Лушникова - Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2002. - 124 с.
  12. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования. М.: ВНИИТЭ, 2000. - 110 с.
  13. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351
  14. Могилевский, Р. С. Проблемы качества жизни крупного города (Опыт социологического исследования). / Могилевский Р. С.  - СПб.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1987. - 112с.
  15. Национальная программа демографического развития России. Проект. http://www.rg.ru/2006/05/26/demografiya-proekt.html.
  16. Папагеоргиу, Дж. Показатели качества жизни / Папагеоргиу Дж.  // Новые идеи в географии. - 1979. - № 4. - С. 111 - 116
  17. Параметры качества жизни в России и проблемы комплексного управления качеством: Научные т</s

Информация о работе Качество жизни населения ка фактор экономического развития