Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование экономической категории «качество жизни населения».
Для изучения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- исследование понятия «качество жизни населения»;
- исследование системы показателей качества жизни;
-исследование методов исчисления и сферы использования некоторых показателей качества жизни;
- исследование и оценка уровня качества жизни в России;
- исследование мер по совершенствованию качества жизни.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Качество жизни населения: система показателей и методы исчисления…………………………………………………………………………......6
1.1 Понятие, уровни и показатели качества жизни населения……………...6
1.2 Методы исчисления и сферы использования некоторых показателей качества жизни населения.……………………...............................................15
Глава 2 Оценка качества жизни населения по России и меры по его совершенствованию …………………………….. ………………………………….21
2.1 Оценка качества жизни населения по России ....……………………….21
2.2 Меры по совершенствованию качества жизни населения……………...27
Заключение…………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы ...…………………………………………….37
Приложения…………………………………………………………………………..39
На основе анализа основных показателей качества жизни населения все субъекты Российской Федерации можно подразделить на восемь групп. Это группы с высоким качеством жизни, повышенным качеством жизни, со средним качеством жизни, с приближенным к среднему значению качеством жизни, с пониженным и низким качеством жизни, с повышенной социальной напряженности и критической социальной ситуацией.
В нашей стране сложилось неравномерное социально-экономическое развитие территорий, а также сильное межрегиональное различие в качестве и уровне жизни населения.
Сложная экономическая ситуация в стране может быть преодолена на основе выработки согласованной стратегической линии поведения большинства хозяйствующих субъектов, которые определяют условия и направление социально-экономического развития с учетом не только экономических, но и социальных факторов, в том числе и фактора выживания общества в период системного экономического кризиса.
При разработке, оценке и утверждении планов социально-экономического развития России, региональных программ следует использовать показатели качества жизни, которые могут и должны ориентировать Россию на такое развитие, в результате которого она смогла бы за относительно короткие сроки войти в число промышленно развитых стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости основательного пересмотра регионального аспекта государственной социальной политики, ближайшим и важнейшим приоритетом которой должно стать значительное сокращение межрегионального неравенства в качестве и уровне жизни населения.
К основным причинам такого развития регионов относят: во-первых, неясность в понимании понятия качества жизни населения как предмета управления; во-вторых, отсутствие единой методики оценки качества жизни населения; в-третьих, недостаточная разработка законодательной и нормативно-правовой базы качества жизни населения России, субъектов РФ и муниципальных образований.
Одним из способов повышения качества жизни является привлечение инвестиций. Именно с изменением экономических параметров существенно преобразуется и социальная сфера. Переход на инновационный тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики, а следовательно и улучшение качества жизни населения.
Достижение успехов в инвестиционной политике в значительной степени зависят от государственной политики, поэтому одной из основных частей экономической политики государства является инновационная политика, которая является важным рычагом воздействия на ускорение экономического развития страны и разрешение социальных проблем.
Задачей местных органов
власти является создание необходимых
условий для реализации государственной
политики в области регулирования
и перераспределения доходов, создание
благоприятных условий для
И в создавшихся условиях было бы, наверное, правильно законодательно определить базовые цифры, своеобразные реперные точки для региональных и муниципальных органов власти на основе показателей качества жизни. И ежегодно оценку их деятельности начинать с сравнения бывшего и достигнутого. Скажем, если показатели в области образования не растут, показатели местного здравоохранения падают, а уровень удовлетворения физиологических потребностей опустился ниже нормативного значения - это означает, что программа развития территориального образования, не верная, местному населению она не подходит и следует менять либо программу, либо органы управления.
Таким образом, можно сделать вывод, улучшение качества жизни населения требует разработать механизм, который бы позволил разрешить проблемы и улучшить социально-экономическое положение Российской Федерации.
Список использованной литературы
Информация о работе Качество жизни населения ка фактор экономического развития