Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:58, контрольная работа
К концу XIX века в Англии формируется Кембриджская школа, основателем которой явился Альфред Маршал (1842 – 1924). С его именем связывают становление неоклассического направления в экономической теории. Экономическая теория А. Маршалла носила не революционный, а синтезирующий характер. Ученый систематизировал и развил концепции, выдвинутые экономистами прошлого и настоящего: Курно, Дюпюи, Тюнена, Риккардо. Эволюционный подход с упором на постепенность, преемственность и осмотрительный реформизм Маршалл применял не только в оценке экономической теории, но и исследованиях реальной экономики и человеческого общества.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 АЛЬФРЕД МАРШАЛЛ – ОСНОВАТЕЛЬ КЕМБРИДЖСКОЙ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА.…………………………………………....4
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ АЛЬФРЕДА МАРШАЛЛА…..……...5
Механизм рыночного формирования цен………………………….5
Концепция эластичного спроса…………………………………….7
Теория предложения………………………………………………..8
Концепция издержек………………………………………………..9
ГЛАВА 3 ВКЛАД А. МАРШАЛЛА В РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …...…………………….14
А. Маршалл очень много и обстоятельно писал о категории человеческого капитала как создающего стоимость, ученый предвидел переход от общества постиндустриального к экономике знаний, где именно знания, умения, навыки человека становятся производительной силой, силой, которая движет развитием прогресса во всем мире. Он был «отцом» множества категорий в экономической науке – таких как «квазирента», «эластичность», и, собственно, понятие «экономикс» - под которым и стала в дальнейшем развиваться экономическая наука на Западе.6
Особой заслугой А. Маршалла является то, что он подверг синтезу концепцию предельной полезности, теорию факторов производства и издержек производства. Чтобы оценить его заслугу, следует пояснить состояние экономической науки, которое сложилось в последней трети XIX в. Экономисты – теоретики очутились в тупике бесплодных и бесконечных дискуссий о стоимости (ценности) и цене. А. Маршалл обосновал, что рыночная стоимость товара непосредственно определяется соотношениями спроса и предложения, но, в свою очередь, спрос определяется предельной полезностью, а предложение – издержками производства. Таким образом, по А. Маршаллу, на стоимость влияют полезность и издержки производства товара.
«Принципы экономической
науки» стали качественно
Серьезной заслугой А. Маршалла является разработка теории экономического равновесия. Лидер кембриджской школы считал, что, с одной стороны, рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. С другой стороны, рыночная система работает в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения.
При рассмотрении макроэкономической модели классической школы нужно иметь в виду, что исходным ее постулатом является положение о том, что производство определяет издержки. Перспективы дальнейшего исследования и углубления маршаллианской теории, несомненно, широки. Чем глубже мы познаем основы, те истины, которые были изложены в работах А. Маршалла, главным образом в «Принципах», тем более основательно мы можем понимать сложившуюся ситуацию в экономике и в настоящее время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи кембриджской школы господствовали в буржуазной экономической науке вплоть до начала 30-х годов. Последующие кризисные потрясения показали необоснованность расчетов А. Маршалла на высокую эффективность рыночного механизма и его способность обеспечить саморегулирование капиталистического хозяйства. Стало ясным, что противоречивое явление капиталистического воспроизводства нельзя объяснить только микроэкономически, с позиций изолированного рационального субъекта. Возникновение и развитие кейнсианского макроэкономического учения, появление макроэкономического раздела в самой неоклассической политэкономии заметно ослабили влияние кембриджской школы, но отнюдь не превратили ее в теоретический анахронизм. Создатели этой школы дали развёрнутое описание системы свободного предпринимательства, включая подходы к разработке проблем, с которыми сталкиваются на рынке реально существующие производители и потребители, утвердили приоритет функционального анализа. Тем самым её положения образовали такой теоретический и методологический задел, без которого не сумели обойтись ни последователи А. Маршалла, ни его критики. Подвергнутые известной переоценке идеи кембриджской школы удерживают прочные позиции в современной политэкономии.
В заключение приведем общую оценку вклада А.Маршалла в развитие экономической теории, данную М. Блаугом: «Если вклад человека оценивать с точки зрения решения им старых проблем и постановки новых для последующих поколений, "Принципы" А. Маршалла должны быть признаны одной из наиболее долговечных и жизнеспособных книг в истории экономической науки».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник/С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2002. – 472 с.
2 История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Красова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391с
3 История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Красова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391с
4 История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Красова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391с
5 История экономических учений. Ч. I: Учебное пособие/Под ред. В.А. Жамина, Е.Г. Василевского. – М.: Изд-во МГУ,1989. – 368 с.
6 История экономических учений: Учебник для экон. спец. вузов/Рыднина М.Н., Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. – М.: Высш. Школа,1983 г. – 559 с.
7 Лисовицкий В.Н. История экономических учений/В.Н. Лисовицкий – Харьков: ООО «Р.И.Ф.», 2002. – 320 с.