Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:38, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование основных теорий международной торговли.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности мировой торговли;
- изучение теоретических основ международной торговли;
- рассмотрение теорий международной торговли;
- характеристика структуры международной торговли;
- изучение современных тенденций развития мировой торговли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………
2 КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…
2.1 Меркантилизм и теория абсолютных преимуществ А. Смита……
2.2 Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо…………………
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
Импорт – ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств обратного вывоза. Под реимпортом понимают ввоз товаров, раньше вывезенных, но не переработанных. Страной импорта считается страна происхождения товара (в то время как страной экспорта страна назначения товара).
Разница стоимостных объемов экспорта и импорта формирует торговое сальдо. Сумма экспорта и импорта – торговый оборот.
Обычно импорт – важный объект регулирования со стороны государства. Такое регулирование может осуществляться посредствам следующих инструментов торговой политики: специфических и адвалорных пошлин, квот, «добровольных» ограничений экспорта, установления минимальных импортных цен, технические барьеры и т. п. Ограничения импорта обычно вводятся в протекционистских целях (для защиты национальных производителей от конкуренции). Налоги на импорт также могут устанавливаться в фискальных целях (пополнение казны).
Синонимом
процветания экономики является
высокий экспортный потенциал страны,
производство конкурентоспособной
продукции. Но вполне разумное стремление
государства увеличивать
В
зависимости от происхождения и
назначения товаров экспорт и
импорт имеют следующие виды:
Таблица
1.1 - Классификация видов экспорта и импорта
Экспорт | Импорт |
1) вывоз
товаров, изготовленных
(произведенных и переработанных) в данной стране; |
1) ввоз из-за
границы товаров, технологий |
2) вывоз
сырья и п/ф для переработки
за границей под таможенным
контролем с последующим |
2) ввоз сырья,
п/ф, узлов, деталей для |
3) реэкспорт
- вывоз товаров, ранее товарных биржах и т.п.; |
3) реимпорт - обратный
ввоз из-за границы ранее |
4) временный
вывоз за границу национальных
товаров (на выставки, ярмарки)
с последующим возвратом или
вывоз ранее ввезенных |
4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; |
5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК. | 5) ввоз продукции в рамках ТНК. |
Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FОВ; учет импортных поставок — в ценах CIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как:
-
стоимостной и физический
- товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения по тарифам и торговле, Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;
- географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура — данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура — данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти).
Ориентируясь на эти характеристики, в дальнейшем будут определены масштабы развития международной торговли, структура субъектов, участвующих в ней, и классификация объектов, являющихся предметом международной купли-продажи.
Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. «большая семерка»), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).
Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК). Так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли.
Развитие же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).
Таким образом, субъектами международной торговли выступают:
- страны мира;
- ТНК и МНК;
- региональные интеграционные группировки.
В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека — товары и услуги.
Товар в широком смысле — это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.
В более узком понимании, товар — это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.
Услуга — это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.
Однако
не все товары и услуги могут стать
объектом международного обмена. Поэтому
возникает необходимость в
Торгуемые товары — товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынке.
Неторгуемые товары — товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т. е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.
Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны и зависят от транспортных издержек на его перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на его пути. Проявляющиеся на современном этапе тенденции сокращения транспортных издержек под воздействием НТП и либерализации международной торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров, на классификации которых мы остановимся подробно в дальнейшем.
Учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами.
Международная торговля товарами (МТТ) — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.
Международная торговля услугами (МТУ) — это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Развитие
МТТ началось еще в эпоху рабовладения,
о чем свидетельствуют
Развитие МТУ началось значительно позже. Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам. Однако развитие НТП, усилившееся с 50-х годов XX века, интернационализация хозяйственной жизни привели к превращению ряда услуг в «торгуемые» с точки зрения мировой экономики. Так, в период с 1965 по 1990 гг. доля сектора услуг в ВВП возросла с 55% до 64% в ПРС и с 42% до 47% в РС. На современном этапе рост МТУ на 25% опережает рост МТТ, и она оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг: начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.
[1, c.198-203].
Основные тенденции развития международной торговли:
- в современных условиях высокая динамика развития мировой торговли связана с повсеместным распространением МРТ, которое приводит к определенному росту промышленного и сельскохозяйственного производства;
- динамика мировой торговли постоянно колеблется. Это значит, что в кризисные годы темпы роста мировой торговли резко падают, а после кризиса сокращаются и абсолютные размеры торговли;
- происходит быстрое обновление товарной номенклатуры, связанное с появлением на рынках большого числа принципиально новых товаров — продукции наукоемких отраслей и сферы высоких технологий;
- НТР дает новый толчок для МРТ и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами и компонентами, которые изготавливаются на предприятиях различных стран. Конечный продукт является результатом кооперации и внешней торговли;
- развитие мировой торговли в рамках НТР привело к снижению энергоемкого и металлоемкого производства, к внедрению более прогрессивных методов обработки первичных материалов, появлению ресурсосберегающих технологий;
- основное место в современной мировой торговле занимает торговля услугами (невидимая торговля), особенно распространен обмен технологиями (товар + услуги). Крупнейшие импортеры технологий — Япония, Италия, Германия. Крупнейшие экспортеры — США, Германия, Франция, Япония;
- возросла роль транснациональных корпораций.
Каждое
государство проводит систему мероприятий,
направленных на защиту внутреннего
рынка или на стимулирование роста
объема внешней торговли, изменение
ее структуры и направление
Информация о работе Классические теории международной торговли