Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:38, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование основных теорий международной торговли.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности мировой торговли;
- изучение теоретических основ международной торговли;
- рассмотрение теорий международной торговли;
- характеристика структуры международной торговли;
- изучение современных тенденций развития мировой торговли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………
2 КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…
2.1 Меркантилизм и теория абсолютных преимуществ А. Смита……
2.2 Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо…………………
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
В
число высокотехнологичных
Развитие
наукоемких отраслей и стремительный
рост международного обмена их продукцией
привели к формированию теорий неотехнологического
направления. Это направление представляет
собой совокупность отдельных моделей,
частично дополняющих друг друга, но
иногда и противоречащих одна другой.
Теория
технологического разрыва
В
соответствии с этой теорией торговля
между странами осуществляется даже
при одинаковой наделенности факторами
производства и может быть вызвана
техническими изменениями, возникающими
в какой-то одной отрасли в
одной из торгующих стран, из-за того,
что технические новшества
В
результате появления технических
новшеств образуется "технологический
разрыв" между странами, обладающими
и не обладающими этими новшествами.
Этот разрыв постепенно будет преодолеваться,
т.к. другие страны начинают копировать
нововведение страны-новатора. Однако
пока разрыв не преодолен, торговля новыми
товарами, производимыми по новой
технологии, будет продолжаться.
Теория
«жизненного цикла продукта»
Является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.
На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.
На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.
На
третьей стадии (зрелости) спрос
на внутреннем рынке насыщен. Производственная
технология полностью стандартизируется,
что позволяет использовать менее
квалифицированную рабочую
На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.
Теории
неотехнологического
Теория
Майкла Портера: теория
конкурентных преимуществ
Наиболее значительными в 90-е годы были исследования М. Портера, которому удалось в своей теории конкурентных преимуществ нации примирить взгляды классических и неоклассических экономистов со взглядами представителей неотехнологической школы. На основе изучения практики компаний десяти ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций».
Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества):
- факторные условия, т. е. те конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли;
- условия спроса на товары и услуги, т. е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью;
- стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т. е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке;
- характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке.
Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты которой взаимно усиливают друг друга:
Рисунок
1 – Схема «конкурентного ромба» М. Портера
В эту систему также включаются случайные события и действия правительства, которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны.
Названные
детерминанты конкурентного преимущества
образуют систему, взаимно усиливая,
и, обусловливая развитие друг друга. К
ним добавляются еще два
Важную
роль в процессе формирования конкретных
преимуществ отраслей национальной
экономики, играет государство, хотя эта
роль различна на разных этапах данного
процесса. Это могут быть целевые
капиталовложения, поощрение экспорта,
прямое регулирование потоков
Теория
внешнеторговой деятельности
фирм
В
данной теории в качестве объекта
анализа выступает не отдельная
страна, а международная фирма. Объективной
основой такого подхода является
общепризнанный экономической наукой
факт: значительная часть внешнеторговых
операций фактически представляет собой
внутрифирменный обмен: на внутрифирменные
связи в настоящее время
Внутрифирменная
торговля базируется на обмене полуфабрикатами
и запасными частями, используемыми
при сборке изделия, предназначенного
для реализации на мировом рынке.
При этом внешнеторговая статистика
свидетельствует о том, что внешняя
торговля быстро расширяется между
странами, где находятся крупнейшие
транснациональные корпорации.
Подводя
итог изучению теорий международной
торговли, можно сделать следующий вывод.
Теория Рикардо о сравнительных преимуществах
и ее современные модификации позволяют
объяснить направленность той части международного
товарного обмена, которая связана, в первую
очередь, с различиями отдельных стран
в наделенности природно-климатическими
и минеральными ресурсами. Модель Хекшера-Олина
— это те направления специализации, преимущественно
межотраслевой, которые связаны с использованием
квалифицированной и неквалифицированной
рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных
угодий. Неотехнологические теории наиболее
приемлемы для анализа международной
торговли наукоемкими товарами, в том
числе внутриотраслевой торговли различными
товарами. Интегрирующей теорией является
теория конкурентных преимуществ нации
М. Портера, дающая ответ на одну из общих
проблем внешней торговли — совмещение
интересов национальной экономики и интересов
фирм, участвующих в международном товарообороте.
Популярным направлением экономической
науки становится теоретическое обоснование
участия стран в международной торговле
услугами, которое основано как на теориях
классической, неоклассической или неотехнологической
школ международной торговли товарами
(макро- и микроэкономический подходы),
так и на самостоятельных исследованиях
ученых (эклектический подход).[1, c.207-214]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная торговля ─ это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» 1817 г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно, и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем, т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.
Развитие и усложнение
1. Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиями отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.
Информация о работе Классические теории международной торговли