Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:38, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование основных теорий международной торговли.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности мировой торговли;
- изучение теоретических основ международной торговли;
- рассмотрение теорий международной торговли;
- характеристика структуры международной торговли;
- изучение современных тенденций развития мировой торговли.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………
2 КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…
2.1 Меркантилизм и теория абсолютных преимуществ А. Смита……
2.2 Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо…………………
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
Таким образом, ситуация абсолютного преимущества имеет место в том случае, когда та или иная страна располагает возможностью производить один или несколько товаров с меньшими издержками по сравнению с другими странами. Отсюда следует, что на экспорт должны направляться те товары, затраты на производство которых меньше, чем в других странах, и соответственно импортироваться товары, издержки производства которых за границей абсолютно ниже, чем в своей стране.
Продавая
за рубежом излишки
Выводы А. Смита базировались на трудовой теории стоимости, в соответствии с которой обмен товаров осуществляется в той же пропорции, что и количество труда, необходимого для их производства. Далее А. Смит исходил из наличия в национальном хозяйстве рынка совершенной конкуренции, где труд является абсолютно мобильным фактором производства, свободно переходящим из одной отрасли в другую. В то же время фактор труда абсолютно немобилен в отношениях между странами.
Во многих отношениях доводы А. Смита были несовершенными. Ему не удалось опровергнуть известное утверждение, что якобы ограничение импорта ведет к созданию новых рабочих мест. Он не только не противостоял, но и сам поддерживал необходимость из соображений национальной безопасности ограничивать внешнюю торговлю с потенциальным противником. Кроме того, он полагал, что каждая нация в достаточной мере обладает абсолютными преимуществами над своими торговыми партнерами, чтобы поставлять на экспорт столько же товаров, сколько закупается за границей, если только торговля будет свободна от ограничений и регламентации.
Идея А. Смита может быть выражена в простой модели. Однако поскольку любая модель абстрактна, необходимо ввести некоторые условия, при которых она может быть использована для анализа:
Условие 1. В мире существуют только две страны.
Условие 2. В странах производятся только два товара.
Условие 3. Торговля товарами между странами осуществляется без каких-либо ограничений.
Условие 4. Международная торговля сбалансирована (импорт оплачивается экспортом).
Условие 5. Факторы производства не перемещаются между странами.
Условие 6. Только труд влияет на производительность и цену товара.
Условие 7. Соотношение между трудом и выходом продукции постоянно (эффект масштаба).
Условие 8. Факторы производства абсолютно мобильны между отраслями.
Условие 9. В обеих странах и в обеих отраслях имеет место совершенная конкуренция.
Рассмотрим модель абсолютного преимущества.
В
таблице 2.1 приведены данные о времени,
необходимом для производства единицы
конкретного товара в конкретной стране.
Таблица
2.1 – Принцип абсолютного
Страна А | Страна В | |
Товар S | 3 ч | 12 ч |
Товар T | 6 ч | 4 ч |
Например,
на производство единицы товара S в стране
А требуется 3 ч, а в стране В — 12 ч,
т. е. в стране А на производство единицы
товара затрачивается меньше времени,
чем в стране В, что означает абсолютное
преимущество страны А
в производстве товара S. Страна В,
в свою очередь, имеет абсолютное преимущество
в производстве товара Т.
Если страна А сократит производство
товара Т и увеличит производство товара
S, а страна В, наоборот, сократит производство
товара S и увеличит производство товара
Т, то будут иметь место международное
разделение труда и международная торговля
на основе принципа абсолютного преимущества
(таблица 2.2).
Таблица
2.2 – Выгоды от международного разделения
труда на основе принципа абсолютного
преимущества
Страна А | Страна В | Весь мир | |
Товар S | +2 шт. | -1 шт. | +1 шт. |
Товар T | -1 шт. | +3 шт. | +2 шт. |
В том случае, если в стране А производство товара Т сократится на 1 шт., то это позволит сэкономить 6 ч, которые можно использовать для производства дополнительных 2 шт. товара S. Подобная ситуация произойдет и в стране В. В этом случае в результате сокращения производства на 1 шт. товара S будет сэкономлено 12 ч, которые можно использовать для дополнительного производства 3 шт. товара Т. В целом мировое производство товара S увеличится на 1 шт., а товара Т — на 2 шт., причем без использования дополнительных ресурсов, а только благодаря международному разделению труда.
В конце XVIII в. преобладала торговля сырьевыми товарами, что и обусловило создание А. Смитом его теории. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропических странах, а не в Англии. Однако уже в то время на торговлю с европейскими странами приходилось около половины объема внешней торговли Англии. Естественно, что теория абсолютных преимуществ не могла основываться исключительно на природных различиях. В связи с этим А. Смит отмечает, что наряду с естественными преимуществами существуют еще преимущества приобретенные.
«В
данном случае не имеет никакого значения,
являются ли те преимущества, какими обладает
одна страна сравнительно с другой,
естественными или приобретенными. Поскольку
одна страна обладает такими преимуществами,
а другая лишена их, для последней будет
всегда выгоднее покупать у первой, а не
производить самой. Преимущество, которым
обладает ремесленник перед своими соседями,
занимающимися другими профессиями, является
приобретенным, и, тем не менее, как он,
так и они находят более выгодным покупать
друг у друга, вместо того, чтобы производить
предметы не по своей специальности» -
писал А. Смит.[2, c.72-76]
2.2
Теория сравнительных
преимуществ Д. Риккардо
А.
Смит не рассматривал ситуацию, когда
какая-либо страна имеет абсолютное
преимущество по всем товарам. Это сделал
Д. Рикардо, который в своей работе «Начала
политической экономии и налогового обложения»
(1819) сформулировал более общий принцип
взаимовыгодной торговли и международной
специализации, включающий в качестве
частного случая модель А. Смита. Д. Рикардо
доказал, что принцип абсолютного преимущества
является лишь частным случаем общего
правила, и обосновал теорию
сравнительного преимущества: страна
должна специализироваться на экспорте
товаров, в производстве которых она имеет
наибольшее абсолютное преимущество (если
она имеет абсолютное преимущество по
обоим товарам) или наименьшее абсолютное
непреимущество (если она не имеет абсолютного
преимущества ни по одному из товаров).
Он приводит ставший хрестоматийным пример
обмена английского сукна на португальское
вино, в результате которого получают
выгоду обе страны, даже если абсолютные
издержки производства сукна и вина в
Португалии ниже, чем в Англии. Исходные
условия для этого примера представлены
в таблице 2.3.
Таблица
2.3 – Принцип сравнительного преимущества
Англия | Португалия | |
n сукна | 100 рабочих/год | 90 рабочих/год |
m вина | 120 рабочих/год | 80 рабочих/год |
Из таблицы 2.3 видно, что для производства определенного количества (n) сукна в Англии потребуется труд 100 рабочих в год. На данное количество сукна Англия приобретает некоторое количество (m) португальского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в год. Следовательно, Англии выгодно покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. На производство тех же товаров Португалия затрачивает труд соответственно 90 и 80 рабочих в год, поэтому ей выгодно ввозить сукно в обмен на вино. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих, по мнению Д. Рикардо, обусловлен трудностями перемещения факторов производства между странами.
Согласно модели Д. Рикардо, Португалия обладает абсолютным преимуществом перед Англией в производстве обоих товаров, однако она имеет сравнительное преимущество в производстве вина, так как для его производства потребуется 67 % (80/120 * 100) издержек Англии, а для производства сукна — 90 % (90/100 * 100). Следовательно, для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии — сукно. Поскольку Рикардо не затрагивал спроса, он только мог определить, что внешняя торговля выгодна при определенном соотношении мировых цен.
Развивая теорию абсолютного преимущества, Д. Рикардо укрепил доводы в пользу свободной торговли, освободив их от прежних слишком жестких предпосылок. Он привел ряд численных примеров, показывающих выгодность внешней торговли для любой нации, далее если она ни в чем не располагает преимуществами или, наоборот, имеет преимущества перед иностранцами в производстве абсолютно всех товаров. В этих примерах, в отличие от других его работ, все внимание уделялось конечному воздействию внешней торговли на нацию в целом и никак не затрагивались вопросы последующего распределения полученных выгод внутри страны.
Д. Рикардо вывел закон сравнительных преимуществ. При этом он исходил из следующих предпосылок:
- трудовая теория стоимости;
- свободная торговля;
- постоянные издержки производства;
- совершенная мобильность труда внутри страны и полная немобильность в отношениях между странами;
- отсутствие технического прогресса;
- отсутствие транспортных расходов.
Содержание закона сравнительных преимуществ можно свести также к следующему утверждению: основанием для возникновения и развитии международной торговли может служить исключительно разница в издержках производства товаров, независимо от абсолютной величины этих издержек.
Последователи
Рикардо развивали его теорию
сравнительного преимущества по нескольким
направлениям. Была уточнена роль его
собственных предпосылок о
Информация о работе Классические теории международной торговли