Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 12:44, курсовая работа
Начиная с 2014 г. наблюдается стабилизация и рост объемов перевозок пассажиров и грузов, что соответственно потребует обеспечения повышения безопасности и эффективности функционирования сети аэропортов. Выполнение этих требований, в первую очередь, зависит от состояния наземной производственной базы аэропорта, оснащения ее современными производственными комплексами и соответствующими средствами механизации. Одновременно растут требования к качеству наземного обслуживания авиаперевозок.
Введение……………………………………………………………………………3
Теоретическая часть
1. Аэропортовая деятельность…………………………………………………….4
1.1. Обслуживание пассажиров………………………………………………….4
1.2. VIP-обслуживание в аэропортах……………………………………………9
1.3. Магазины в аэропорту……………………………………………………...11
2. Авиационная деятельность аэропорта………………………………………..12
2.1. Обслуживание полетов в аэропорту………………………………………12
2.2. Авиационная безопасность аэропорта…………………………………….14
2.3.Взлётно-посадочная полоса………………………………………………...16
3. Неавиационная деятельность аэропорта……………………………………..18
3.1. Различные формы и виды неавиационной деятельности в зарубежных и
российских аэропортах…………………………………………………………..21
3.2. Управление неавиационной деятельностью……………………………...25
Практическая часть
1. Анализ коммерческой деятельности на примере аэропорта г. Тюмень(Рощино)……………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………………….
Таблица 1.
Расширение аэропортовой деятельности сопровождается усилением тенденции, с одной стороны, к специализации, а с другой - ко всему большему разнообразию. В большинстве крупных аэропортов мира
имеются магазины беспошлинной торговли, где продаются товары весьма широкой номенклатуры.
Быстро растет объем продаж ручных часов, фотоаппаратов, различных изделий электроники (компьютеры, калькуляторы, электронные игры и т.д.), а также дорогостоящих образцов модельной одежды и обуви. В ряде ведущих аэропортов мира среди беспошлинных товаров продаются большие телевизоры, музыкальные центры, спортивный инвентарь и даже легковые автомобили. В небольших аэропортах ассортимент продаж ограничен винно-водочными и табачными изделиями, парфюмерией, кондитерской и сувенирной продукцией – это легкие и компактные изделия, которые можно перевозить в ручной клади и которые отличаются высоким качеством и высокой стоимостью на единицу веса и объема. В историческом плане магазины беспошлинной торговли ранее традиционно создавались лишь для убывающих пассажиров; в последние годы все большее распространение стала получать практика беспошлинной торговли для прибывающих пассажиров, причем не только в аэропортах, но и за его пределами (заказ делается в аэропорту).
Следует отметить еще одну тенденцию - если раньше концессионная торговля была, в основном, нацелена на обслуживание пассажиров, сопровождающих их друзей и родственников, то уже сейчас все большее внимание стало уделяться потребительскому спросу со стороны лиц, работающих в аэропорту и проживающих в близлежащих районах. Для удовлетворения этого спроса могут быть задействованы кафетерии для служащих, почтовые отделения, туристические и информационные бюро, универсамы, кинотеатры и рестораны. Такие предприятия не требуют их размещения непосредственно в аэровокзале или в непосредственной близости от здания пассажирского аэровокзала.
Благодаря этому появляется возможность более эффективно использовать имеющиеся в аэропорту площади. В том, что касается аренды, то в дополнение к сдаче помещений внаем торговым предприятиям в зданиях аэровокзалов, при наличии возможностей, могут сдаваться в аренду и служебные помещения. Основными съемщиками, как правило, являются авиакомпании и государственные учреждения. Меньшее распространение получила практика сдачи в аренду ангаров, мастерских и складских помещений, так как они уже являются собственностью занимающих их лиц или организаций, хотя обычно их строят на земле, арендованной у аэропорта.
Создание в аэропортах открытых экономических зон является новым
направлением, способствующим развитию диверсификации аэропортовой деятельности. Наиболее ярким примером является успешно действующая с 1959г. открытая зона в аэропорту Шеннон в Ирландии. Наиболее часто основной деятельностью, осуществляемой аэропортом в зонах свободного предпринимательства, является хранение товаров на таможенных складах и складирование, сопровождающиеся необходимым обслуживанием. Создание в аэропорту открытой зоны сопряжено со значительными финансовыми затратами со стороны аэропорта и государства.
Для аэропортов целесообразно создавать или расширять таможенные склады и складские зоны, позволяющие осуществлять деятельность по консолидации и комплектованию партии грузов. Несовершенство российского законодательства пока не позволяет создать полноценные свободные экономические зоны в аэропортах. Однако уже сейчас в аэропортах может быть введен режим «свободного склада», например, для грузового терминала, цеха бортового питания и т.п. Работая в таком режиме, аэропортовые предприятия могут освобождаться от взимания таможенных пошлин и могут пользоваться рядом налоговых льгот и преференций.
3.2 Управление неавиационной деятельностью
Как правило, ввиду отсутствия у персонала аэропорта необходимых
профессиональных навыков и опыта, а также из-за недостатка финансов,
администрации многих аэропортов предпочитают передавать неавиационную коммерческую деятельность в ведение агентских компаний, специализирующихся в этой области. При этом, однако, аэропорт сохраняет за собой право на общее руководство этой деятельностью путем заключения соответствующих договоров и соглашений.
Администрация аэропорта может возложить ответственность за отделку и меблировку сдаваемых помещений на концессионеров и арендаторов, оставляя за собой контроль для того, чтобы не нарушался общий вид, дизайн, сохранялась внутренняя и внешняя гармония в планировке и архитектурном оформлении аэропорта.
В ряде случаев для аэропорта более выгодным оказывается заниматься отдельными видами деятельности самостоятельно, особенно тогда, когда для этого не требуется специальных знаний, значительных капиталовложений или создания товарных запасов. К таким видам деятельности относится, например, размещение автомобилей на стоянках, предоставление технических средств и помещений для проведения совещаний и конференций, гостиничный бизнес. В отдельных случаях аэропорт на договорных условиях может обращаться за получением необходимого профессионального обслуживания к специализированным фирмам, но оставлять за собой право собственности и получения дохода от такой деятельности.
Определение размера арендных ставок и концессионных сборов осуществляется с учетом потенциального спроса на услуги, оказываемые в рамках диверсификации их вида, месторасположения объектов на территории аэропорта или внутри его сооружений, степени технической оснащенности и комфорта выделяемых помещений, условий их эксплуатации, продолжительности аренды, размеров потребных инвестиций и т.д. Размер платежей устанавливается на договорной основе с использованием конкурсных механизмов. При отборе претендентов учитывается не только предлагаемая цена, но имидж фирмы и ее умение оказать соответствующую услугу с ориентацией на международные стандарты качества.
Сроки контрактов на аренду или концессии обычно составляют от одного до пяти лет, если при этом не требуется крупных капитальных затрат со стороны претендентов. При аренде аэропортовых сооружений, где арендатор берет на себя строительные работы или требуются крупные инвестиции, срок может быть значительно увеличен. Наиболее распространенный срок, гарантирующий возврат вложенных средств, составляет 10 - 20 лет. В отдельных случаях, когда трудно оценить перспективность или эффективность работ по тому или иному направлению диверсификации, руководство аэропорта может заключить
"контракт на управление",
при котором сохраняет за
Практическая часть
1. Анализ коммерческой деятельности на примере аэропорта
г. Тюмень(Рощино) в 2013г.
За отчетный период из аэропорта Тюмень (Рощино) отправлено 615567 пассажиров
Показатели |
Отчетный период |
Аналогичный период прошлого года |
Отклонение абсолютное |
Отклонение относительное, % |
Пассажиры всего, (чел.), в том числе: |
615567 |
537387 |
78180 |
14,5 |
внутренние |
514225 |
468195 |
46030 |
9,8 |
международные |
101342 |
69192 |
32150 |
46,5 |
Груз всего, (тонн), в том числе: |
2461,6 |
2433,3 |
28,3 |
1,2 |
внутренний |
2293,8 |
2253,5 |
40,3 |
1,8 |
международный |
167,8 |
179,8 |
-12.0 |
-6,7 |
Почта, (тонн) |
202,9 |
262,8 |
0,1 |
0,0 |
Отправки груза и почты. За отчетный период отправлено 2 462 тонны груза. Также отправлено 263 тонны почты, что соответствует аналогичному периоду 2012г.
Пассажиропоток через аэропорт (отправлено и прибыло) за отчетный период по отношению к прошлому году увеличился на 14,3 % или на 154959 человек и составил 1239378 пассажиров. На международных рейсах перевезено 204326 человек, что выше аналогичного периода прошлого (2012) года на 63384 пассажира или 45,0 %.
Виды пассажирских перевозок |
Количество перевезенных пассажиров, человек |
Доля в общем объёме, % |
Отклонение факта от прошлого года | ||
Отчетный период (тыс. рублей) |
Аналогичный период прошлого года |
абсолютное, человек |
относительно е, % | ||
ВВЛ внутри региональные |
441938 |
401148 |
35,7 |
40790 |
10,2 |
ВВЛ за пределами Тюменского региона |
593114 |
542329 |
47,8 |
50785 |
9,4 |
Внутренние ВЛ, всего |
1035052 |
943477 |
83,5 |
91575 |
9,7 |
МВЛ в страны СНГ |
54223 |
37932 |
4,4 |
16291 |
42,9 |
МВЛ в страны ДЗ |
150103 |
103010 |
12,1 |
47093 |
45,7 |
Международные ВЛ, всего |
204326 |
140942 |
16,5 |
63384 |
45,0 |
Итого |
1239378 |
1084419 |
100,0% |
154959 |
14,3 |
Доходы аэропорта, вся деятельность, осуществляемая на территории аэропорта (аэропортовая деятельность), делится на авиационную и неавиационную деятельность. Под авиационной деятельностью в аэропорту понимается производственно - хозяйственная деятельность на территории аэропорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению полетов, приему и отправке воздушных судов, обслуживанию пассажиров, обработке багажа, грузов и почты, осуществляемые на коммерческой основе с соблюдением установленных требований по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности.
Всего за отчетный период было получено доходов в размере 1128986 тыс. рублей, что выше уровня прошлого года на 219559 тыс. рублей (увеличение составило 24,1 %), в том числе от авиационной деятельности получено 908604 тысяч рублей, от неавиационной деятельности 191316 тысяч рублей, от услуг посадочной площадки Тобольск 29066 тысяч рублей. Оказание услуг по обслуживанию воздушных судов является основным видом деятельности, его доля в выручке Общества за 2013 год составила в среднем 59%.
Структура доходов представлена в таблице за 2013 год
Выручка от реализации услуг (тыс. рублей) | |
за обеспечение самолето-вылетов |
269160 |
Удельный вес, % |
23,8 |
за обеспечение авиационной безопасности |
157029 |
Удельный вес, % |
13,9 |
за пользование аэровокзалом, |
70100 |
Удельный вес, % |
6,2 |
за коммерческое обслуживание пассажиров |
124251 |
Удельный вес, % |
11,0 |
за обработку грузов |
37198 |
Удельный вес, % |
3,3 |
Итого по авиационной деятельности по ставкам, утвер- ждаемым в ЦРТ |
657738 |
Удельный вес, % |
58,3 |
прочая авиационная деятельность |
250866 |
Удельный вес, % |
22,2 |
Прочая неавиационная деятельность |
191316 |
Удельный вес, % |
16,9 |
Посадочная площадка Тобольск |
29066 |
ИТОГО доходов |
1128986 |
Удельный вес, % |
100,0 |
Факторы, приведшие к увеличению доходов по авиационной деятельности общества по сравнению с 2012 годам, следующие:
Наименование вида деятельности |
Общая сумма роста доходов, (тыс. рублей) |
Факторы роста | |
изменение объемов |
изменение цен | ||
Обеспечение самолетовылетов |
54549 |
39732 |
14817 |
Обеспечение авиационной безопасности |
37897 |
22226 |
15671 |
Пользование аэровокзалом |
12182 |
11591 |
591 |
Коммерческое обслуживание пассажиров |
22168 |
20950 |
1218 |
Обработка груза |
3906 |
2699 |
1207 |
ИТОГО: |
130702 |
97198 |
33504 |