Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:55, курсовая работа
Денежные средства являются наиболее подвижными активами организации, поэтому операции с денежными средствами носят массовый характер, затрагивают практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности и наиболее уязвимы с точки зрения нарушений и злоупотреблений.
Введение стр. 2
1. Коммерческие банки
1.1 Понятие коммерческого банка. Основные банковские операции. стр.3-4
1.2 Виды банковских счетов. стр. 4-10
2. Учет денежных средств на счетах в банке.
2.1 Учет операций с банками. стр. 10-11
2.2 Учет операций по расчетному счету. стр. 12-16
2.3 Учет денежных средств на специальных счетах в банке. стр. 16-19
2.4 Учет операций по валютному счету. стр. 19-23
3. Аудит операций по счетам в банке.
3.1 Цели и задачи аудита. Источники информации. План и программа проверки. стр. 23-27
3.2 Аудит операций по расчетным счетам. стр. 27-30
3.3 Аудит операций по специальным счетам в банках. стр. 30-31
3.4 Аудит операций по валютным счетам. стр. 31-35
3.5 Типичные ошибки и нарушения. стр. 35
3.6 Обобщение результатов проверки. стр. 35-37
Заключение. стр. 38
Для учета расчетов и
банковского кредита
В соответствии с Приказом Минфина России от 31.10.2000 года № 94н с
01.01.2001 г. введены новые План счетов и Инструкция по его применению. По сравнению с предыдущим Планом счетов он не содержит отдельного раздела "Кредиты и финансирование", в котором сгруппированы счета для учета кредитов банка и займов. Учет банковского кредита в соответствии с новым Планом счетов следует вести на счетах 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
2.2 Учет операций по расчетному счету.
Для хранения временно свободных денежных средств и безналичных расчетов каждому предприятию в избранном им банке открывается прежде всего расчетный счет. Через него и осуществляются расчеты путем записей (переноса сумм) с расчетного счета одного предприятия или объединения на расчетный счет другого.
Для открытия расчетного счета в банк представляется заявление, учредительный договор и устав, заверенные нотариусом. На основании этих документов банк открывает временный расчетный счет. На него зачисляются суммы, внесенные учредителями в уставный фонд. После регистрации предприятия в органе местной власти и налоговой инспекции в банк представляются зарегистрированный устав и карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия, заверенные нотариусом, для открытия постоянного расчетного счета. Об открытии счета главный бухгалтер учреждения банка на подлинном экземпляре устава
предприятия делает отметку с указанием номера счета и заверяет этот факт
гербовой печатью. Банк присваивает
расчетному счету предприятия
В бухгалтерии предприятия расчетному счету присваивается код 51 без открытия субсчетов. Однако по усмотрению бухгалтера в современном учете при использовании ПЭВМ рационально иметь 2 субсчета: “Зачислено” (и несколько аналитических счетов к нему по приходу), “Списано” (и несколько десятков аналитических счетов (видов операций) к нему по расходу). Этот счет активный, основной, денежный. Сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на хранении в банке на определенное число.
В бухгалтерском учете на предприятии согласно Плану счетов и инструкции по его применению, поступления средств на расчетный счет отражаются по дебету, а списание - по кредиту. Кредитовые обороты по счету 51 записываются в журнале-ордере 2, а обороты по дебету отражаются в разных жураналах-ордерах. Однако, учитывая важность точности учета и необходимость контроля дополнительно к журналу-ордеру 2 ведется
ведомость 2, в которой учитываются все суммы, отнесенные в дебет счета 51.
Одним из основных документов, необходимых для учета операций по расчетному счету, является банковская выписка . Как правило, предприятия получают такие выписки периодически (ежедневно) или в другие согласованные с банком сроки. К выписке прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых происходит списание или зачисление средств на расчетный счет. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности: денежные средства клиента в банковском учете фактически являются
кредиторской задолженностью, вследствие чего поступления на расчетный
счет клиента записываются по кредиту, а списание с расчетного счета и выдача наличными - по дебету. Поэтому средства, указанные в выписке по кредиту, бухгалтером должны быть отражены по дебету сч. 51. В различных банках выписки могут отличаться друг от друга по своей форме. Это связано с тем, что коммерческие банки используют различные программы автоматизации учета.
Пример.
В первой колонке под названием “Вид операции” указывается условное
кодированное обозначение операции которая используется всеми банками.
Во второй графе под названием “№ документа” указывается номер документа, на основании которого происходит списание или зачисление средств на расчетный счет. Этим документом может быть платежное поручение, требование, объявление на взнос наличными и др. В третьей колонке указывается код, который присваивается банку, если он
является участником прямых расчетов. В четвертой колонке указывается счет, с которого было произведено списание средств ( на который производится зачисление средств). Как правило, данный счет является либо расчетным счетом предприятия, в адрес которого производятся платежи (от которого поступает платеж), либо корреспондентским счетом банка, обслуживающего это предприятие.
В следующих графах показываются соответственно: по дебету - списание средств с расчетного счета, по кредиту - их поступление. Итоговый оборот по дебету - общую сумму средств, списанных с расчетного счета. Сумма, которая указывается в выписке как остаток на конец дня, должна соответствовать остатку средств на 51 счете предприятия. Она же должна стоять в следующей выписке как остаток на начало дня.
Выписка банка является основанием для бухгалтерских записей. Она же является и регистром аналитического учета по расчетному счету. Проверка и обработка выписки должны производиться в день их поступления. При ошибочном зачислении сумм на расчетный счет они должны отражаться проводкой: Д-т 51 К-т 76-2 на ошибочно зачисленную сумму, с использованием счета 76-2 “Расчеты по претензиям”. В кратчайшие сроки об ошибочно зачисленной сумме должно быть сообщено банку для внесения соответствующих исправлений.
Данный порядок сохраняется, если ошибочное зачисление произошло по вине банка. При ошибочном списании сумм делается обратная запись: Д-т 76-2 К-т 51 - на ошибочно списанную сумму.
Прием и выдачу наличных денег, безналичные платежи банк осуществляет на основании первичных документов установленной формы:
1. Объявление на взнос наличными является основанием на внесение наличных денежных средств на расчетный счет из кассы.
2. Чек (денежный) является
основанием для получения
расчетного счета. Хранятся чеки в кассе в сброшюрованной чековой книжке.
Чековые книжки выдаются банком, обслуживающим предприятие. Выписывается чек в одном экземпляре. Денежные чеки подписываются руководителем, главным бухгалтером и заверяются печатью предприятия.
3. Платежное поручение – это приказ банку о перечислении указанной суммы по соответствующему адресу. Выписывается оно в четырех экземплярах машинописным текстом. Первый экземпляр подписывается руководителем, главным бухгалтером и заверяется печатью.
4. Платежное требование-поручение – это требование поставщика покупателю оплатить стоимость отправленной по договору поставки продукции, работ, услуг. Записывается в четырех экземплярах машинописным текстом.
При расчетах с финансовыми органами по просроченным платежам, по приказам арбитража, при погашении просроченных ссуд списание денежных средств с расчетного счета клиента производится банком без согласования с клиентом, принудительно инкассовым поручением.
Таким образом, существует
несколько уровней учета
1) Выписка с
лицевого счета, в которой
дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, перечисленные со счета, остаток на дату выписки. Все данные - в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. Выписка банка является первым накопительным документом, первой группировкой однородных проводок за одну дату.
2) Способ дальнейшей
обработки банковских
количества операций в день и от частоты выписок в течение месяца. Если
операций в день выполняется не более двух-трех и количество выписок
ограничено за месяц, все операции можно записывать непосредственно в учетный регистр по счету 51. Если операций в день выполняется более трех, то по счету 51 открывают оборотно-сальдовую ведомость. Каждая выписка заносится в оборотно-сальдовую ведомость только строго по одной строке.
3) Не позже третьего числа месяца, следующего за отчетным, подводятся
месячные итоги по строке “Итого за месяц”. Данные этой строки из оборотно-сальдовой ведомости переносятся в регистр счета 51. После этого подводятся итоги по графам “Дебет” и “Кредит” счета 51
4) После этого обороты и сальдо за отчетный месяц по счету 51 переносят из регистра в “Сводную оборотно-сальдовую ведомость”.
После закрытия счета 51 за месяц в отчетные формы по пенсионному фонду, фонду медстрахования, фонду соцстрахования следует занести из регистра или оборотно-сальдовой ведомости счета 51 суммы, перечисленные в первом месяце текущего квартала в погашение задолженности за предыдущий квартал. На этом обработка данных по счету 51 за месяц заканчивается. При такой системе учета вся информация по расчетному счету за год в разрезе по месяцам концентрируется в одном документе-регистре или оборотно-сальдовой ведомости, которые могут состоять из нескольких страниц или листов.
Счет 51 "Расчетный счет"
Сальдо – остаток денежной наличности на расчетном счете на определенную дату Списание денежных средств с расчетного счета
Поступление денежных средств на расчетный счет
Оборот по дебету (ОД) Оборот по кредиту (ОК)
Сальдо – конечное
= СН+ОД-ОК
В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:
1. Получены на расчетный
счет деньги из кассы
Дт 51 "Расчетный счет";
Кт 50 "Касса".
2. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации продукции:
Дт 51 "Расчетный счет";
Кт 90/1 "Выручка".
3. Зачислена на расчетный счет выручка от реализации прочих активов
Дт 51 "Расчетный счет";
Кт 91/1 "Прочие доходы" .
4. Зачислены на расчетный счет кредиты банка:
Дт 51 " Расчетный счет";
Кт 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам";
Дт 51 "Расчетный счет";
Кт 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
5. Получены на расчетный счет штрафы, пени, неустойки:
Дт 51 "Расчетный счет";
Кт 91/1 "Прочие доходы".
6. Зачислено от дебиторов в погашение долгов:
Дт 51 "Расчетный счет";
Кт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
7. Выдано по чеку наличными в кассу предприятия:
Дт 50 "Касса";
Кт 51 "Расчетный счет".
8. Перечислено в погашение задолженности поставщикам:
Дт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
Кт 51 "Расчетный счет".
9. Перечислено в погашение
задолженности бюджету по налог
Дт 68 "Расчеты по налогам и сборам";
Кт 51 "Расчетный счет".
10. Перечислено в погашение
задолженности органам
Дт 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
Кт 51 "Расчетный счет".
11. Перечислено в погашение задолженности прочим кредиторам:
Дт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
Кт 51 "Расчетный счет".
12. Перечисление в погашение задолженности по кредиту:
Дт 66, 67 "Расчеты по кратко- долгосрочным кредитам и займам";
Кт 51 "Расчетный счет".
13. Перечислены штрафы, пени, неустойки за несоблюдение договоров:
Дт 91/2 "Прочие расходы";
Кт 51 "Расчетный счет".
2.3 Учет денежных средств на специальных счетах в банке.
Наряду с расчетными
счетами организации могут
Учет данных средств ведется в порядке, аналогичном порядку отражения операций по расчетному счету, но на активном синтетическом счете 55 «Специальные счета в банках». Зачисление денежных средств на специальные счета отражается следующей бухгалтерской записью:
Д-т 55 «Специальные счета в банках»
К-т 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочные кредитам и займам».
По мере использования этих средств (на основе выписок банка) производится запись:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
К-т 55 « Специальные счета в банках ».
Оставшиеся (неиспользованные) средства возвращаются на тот счет в банке, с которого они были перечислены, и отражаются бухгалтерской записью:
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 55 «Специальные счета в банках».
На отдельных субсчетах, открываемых к этому счету, отражают движение обособленно хранящихся в банках средств целевого финансирования.
Получение средств финансирования отражается записью:
Д-т 55 «Специальные счета в банках»
К-т 86 « Целевое финансирование ».
При использовании средств делается проводка:
Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
К-т 55 «Специальные счета в банках».