Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является анализ системы рисков на предприятии.
Задачами являются:
дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
-проанализировать оценку рисков и способы управления рисками;
проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «ДОРОРС».
1 Теоретическое обоснование рисков
2 Факторы возникновения рисков
3 Оценка риска .....
Введение
Риск, являясь неотделимой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. Риск связан с управлением и напрямую зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.
Целью написания данной курсовой работы является анализ системы рисков на предприятии.
Задачами являются:
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РИСКОВ
Под риском понимается возможная опасность
потерь, вытекающая из специфики тех
или иных явлений природы и видов деятельности
человеческого общества.
Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
В риске можно выделить следующие основные элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:
• вероятность получения желаемого результата;
• вероятность наступления нежелательных результатов;
• вероятность отклонения от выбранной цели;
• отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
• материальные, экономические, финансовые, нравственные и другие потери, связанные с осуществлением выбранной альтернативы;
• возможные благоприятные и негативные последствия при осуществлении
тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта, идущего на риск.
Коммерческая деятельность — это разновидность хозяйственной (предпринимательской) деятельности, которая основана на проведении целенаправленной политики, ориентированной на требования рынка и связанной с поиском, выбором, продвижением товара от производителя до потребителя и их реализацией. Учитывая это, коммерческой риск следует рассматривать как риск, возникающий в сфере товарного обращения и связанный с деятельностью по доведению товара от поставщика до потребителя.
Риск в сфере товарного обращения представляет собой характеристику деятельности, осуществляемой предприятием торговли в ситуации неизбежного выбора, отображающую неопределенность будущих результатов его деятельности н вероятность благоприятных и негативных последствий его действий.
Существование риска в сфере товарного обращения непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения неопределенности многообразны.
Основными источниками возникновения неопределенности и риска в социально-экономических процессах являются:
Риск предприятий торговли выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потери прибыли, нереализованные запасы товаров, снижение эффективности капитальных вложений по сравнению с запланированным уровнем, возникновение убытков при заключении какой-либо сделки, сокращение ресурсной базы и т. д.
1.2 Функции коммерческих рисков
В условиях неопределенности, в которых предприятия торговли осуществляют свою деятельность, риск выполняет ряд функций:
• регулирующую;
• стимулирующую;
• защитную;
• предупредительную;
• компенсационную;
• функцию управления рисковыми вложениями и социально-рисковыми отношениями;
• контрольную;
• социальную.
Регулирующая функция риска. С одной стороны, риск при осуществлении предприятием торговли социально-экономических задач выполняет роль своеобразного катализатора количественного и качественного развития предприятия. Факторы риска вынуждают предприятия торговли тщательно анализировать рентабельность проектов, ответственно разрабатывать сметы капиталовложений, закупать товары и прочие ресурсы, заниматься подбором кадров и др. С другой стороны, регулирующая функция риска проявляется в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском может привести к снижению эффективности работы предприятий торговли, затормозить движение предприятия к намеченным социально-экономическим показателям.
Риск выступает психологическим, нравственным, моральным регулятором поведения. Это регулирование реализуется как возможность нравственного выбора, стремление субъекта, опираясь на свои знания, опыт, расчет, интуицию, выяснить вероятность как позитивных, так и отрицательных нравственных последствий выбора, поступка, действия. Реальное превращение риска в инструмент регулирования экономических отношений помогает предприятиям торговли вырабатывать навыки эффективного ориентирования в вероятностной среде, в которой они действуют, формирует альтернативность, вариантность принятия решений, приспосабливание к постоянно меняющимся условиям рынка.
Стимулирующая функция состоит в том, что с помощью рисковых (венчурных) инвестиций предприятие стимулирует научно-технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие торгово-технологического процесса и сферы товарного обращения в целом. Наличие риска является сильнейшим стимулом для эффективного и экономного использования средств и ресурсов предприятий.
Защитная функция риска проявляет себя в том, что предприятие торговли ищет средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий, стабилизирующие их хозяйственную деятельность. Защитная функция связана с правовым, информационным обеспечением возможных перераспределений риска. Она состоит и в обеспечении права на риск.
Предупредительная функция риска заключается в использовании средств предприятия (в том числе и создаваемых фондов риска) на уменьшение степени и последствий риска, т. е. на осуществление всевозможных предупредительных мероприятий по защите от возможных негативных последствий в будущем В современной экономике риск является индикатором, позволяющим предприятию торговли вовремя предупредить возможные ущербы, которые могут наступить вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих значительный урон предприятию.
Компенсационная функция проявляется в создании целевых фондов риска в денежной и натуральной форме, которые обеспечивают возмещение (компенсацию) понесенных убытков от неожиданных негативных событий (неэффективной экономической деятельности, стихийных бедствий, несчастных случаев и других неблагоприятных явлений различного рода), оказание материальной помощи работникам предприятия при наступлении определенных событий в их жизни, а также всем тем, кому в результате своей деятельности предприятие нанесло ущерб жизни, здоровью, имуществу. Фонды предназначены для оперативного преодоления последствий чрезвычайных ситуаций в хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, возможное наличие риска заставляет предпринимателей закладывать оплату (компенсацию) за риск» в цену товара, работы, услуги, что позволяет избежать катастрофических ущербов.
Контрольная функция заключается в создании и использовании системы контроля за количественными и качественными параметрами рисковых процессов, возникающих на предприятии, а также за формированием и строго целевым использованием средств фондов риска. Благодаря контрольной функции риска предприятие торговли знает о том, как складывается структура капитала, eгo основные зоны риска, насколько экономно и эффективно используются ресурсы, и т. д. Контроль может осуществляться двумя способами: либо в форме контроля за изменением показателей риска, либо в форме контроля за реализацией рисковой стратегии. В первом случае орган рискового управления опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного или, наоборот, стимулирующего характера. Во втором основное внимание уделяется предвидению изменений и заблаговременному приспосабливанию к ним своей деятельности.
Социальная функция реализуется в процессе материальной защиты работников предприятия, вовлеченных в рисковую деятельность, путем выплат компенсаций, пособий за причиненный ущерб их здоровью, жизни, материальному состоянию и др., тем самым обеспечивая поддержку уровня их жизни. Кроме того, сверхдоходы, полученные в результате рискованных действий предприятия, могут им использоваться на помощь социально не обеспеченным семьям работников, на предоставление дополнительных льгот работникам, осуществление социальных программ предприятия (касающихся вопросов здравоохранения, культуры, повышения квалификации и пр.).
Изучение вопроса риска предполагает объединение усилий специалистов различных профилей.
1.3 Виды коммерческих рисков
Рассмотрим основные виды коммерческого
риска:
- риск как следствие рискованной коммерческой
сделки;
- риск, связанный с изменением цены;
- риск, связанный с действиями конкурентов;
- риск невыполнения договорных обязательств
партнера;
- риск потери товара от пожара и других
стихийных бедствий;
- риск, связанный с непредвиденными политическими событиями .
- транспортировкой товара (транспортный);
- приемкой товара (услуг) покупателем;
- платежеспособностью покупателя;
- форс-мажорными обстоятельствами.
По степени риска выделяют:
— допустимый риск — вероятность потери
прибыли;
— критический — вероятность потери прибыли
и недополучения части дохода;
— катастрофический — возможность банкротства.
РАЗДЕЛ 2 Факторы и причины
2.1 Внутренние факторы
К внутренним факторам относятс
Такими факторами являются:
• уровень работы по использованию ресурсного потенциала (материально-технической базы, кадров, финансовых средств, коммерческой информации, современных научно-технических достижений в торговой сфере);
• эффективность ведения коммерческой деятельности (соотношение затрат, доходов, прибыли торговой организации, в том числе в сравнении с конкурентами);
• потери по вине работников торговой организации из-за неквалифицированного выполнения своих обязанностей, небрежности, недобросовестности, нечестности;
• необоснованность принимаемых решений, недостаточное их информационное обеспечение, слабая система контроля реализации;
• неспособность быстро адаптироваться к рыночным условиям.
2.2 Внешние факторы возникновения коммерческого риска
К внешним факторам возникновения риска относятся:
• непредвиденные изменения внешней (политической) среды, ее стабильности (введение барьерных ограничений, изменение инвестиционного климата, налоговой, кредитной, ценовой политики, конкурентной среды, стратегий конкурентов, обеспечения ресурсами, инфляция, возрастающие требования со стороны рынка к качеству, методам продажи, сервису, защите прав потребителя, охране окружающей среды);