Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является анализ системы рисков на предприятии.
Задачами являются:
дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
-проанализировать оценку рисков и способы управления рисками;
проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «ДОРОРС».
1 Теоретическое обоснование рисков
2 Факторы возникновения рисков
3 Оценка риска .....
• изменение законодательной
• изменения в научно-технической области, связанные с появлением новой техники, технологий;
• риск потерь по форс-мажорным обстоятельствам;
• риски, связанные с глобальными кризисами и кризисом на общенациональном уровне.
Вышеперечисленные факторы не зависят от торговой организации, изменить их нельзя, но надо прогнозировать и иметь запас прочности, резервы на случай кризисных ситуаций.
2.3 Причины возникновения коммерческого риска
Можно выделить наиболее частые причины коммерческих рисков, зависящие непосредственно от торговой организации:
коммерческие риски, связанные с недостатком коммерческой информации или неправильным ее использованием (при принятии коммерческих решений о привлекательности товарных рынков и их сегментов, обосновании объемов и структуры закупок, оценке динамики спроса, предложения и цен), с недооценкой позиций конкурентов на рынке, их потенциальных возможностей и стратегий, перспективных тенденций во всех сферах торговой деятельности и др.
- коммерческие риски, связанные с товаром (закупка товаров низкого качества либо товаров, не отвечающих требованиям потребителей по цене, упаковке, дизайну, потребительским свойствам, экологичности, надежности, удобствам пользования и т.д.);
- риски, связанные с хозяйственными связями с поставщиками товаров (подписание не выгодных для торговой организации условий договоров по ассортименту, партиям и срокам поставки, транспортным условиям, условиям расчетов, обороту тары и др.). Кроме этого, существуют риски нарушения условий договора, а также его полного или частичного невыполнения;
- риски, связанные с управлением продажами (неправильный выбор форм и методов продажи, формирования ассортимента товаров и услуг, стимулирования продаж и т.д.);
- риск отставания от требований времени и конкурентов по менеджменту, компетенции кадров и их заинтересованности в результатах работы торговой организации, инновациям, отсутствие корпоративной культуры;
- риски, связанные с потерей имиджа торговой организации, доверия к ней со стороны потребителей, партнеров по хозяйственным связям, банков и других субъектов, с которыми приходится иметь деловые отношения.
Также причинами являются:
РАЗДЕЛ 3 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА
3.1 Информационная база и принципы анализа коммерческого риска
Под анализом риска понимается процесс выявления возможных решений конкретных проблем и определения наличия риска в организации, а также потенциальных последствий, которые могут наступить в результате реализации каждой из альтернатив. Это процесс решения сложной задачи, требующий рассмотрения широкого круга вопросов и проведения комплексного исследования экономических, управленческих, социальных и других факторов.
Анализ риска — это, прежде всего, получение необходимой информации о разнообразных рисках, с которым и предприятие торговли может столкнуться, осуществляя свою деятельность, о причинах его возникновения и о факторах, влияющих на увеличение или уменьшение уровня рисков при принятии той или иной альтернативы. Очень важно установить взаимосвязи между отдельными данными, содержащимися в различных источниках.
Общими принципами анализа риска являются:
• всеобщность покрытия исследовательского поля;
• учет стратегии предприятия;
• учет временного фактора;
• достоверность получаемой информации;
• экономичность применяемых методов выявления риска.
Процесс анализа риска включает в себя следующие этапы:
1. Постановка цели и задач анализа риска. Определение необходимого массива информации и разработка форм отчетности.
2. Сбор информации:
- Анализ и прогноз внешней среды предприятия.
- Анализ и прогноз внутренней среды предприятия.
3. Предоставление собранной информации в специальных формах отчетности для проведения анализа.
4. Анализ полученной информации.
- Проведение укрупненного и детального анализа.
-Выявление источников возникновения конкретных видов рисков.
- Выявление и анализ внутренних и внешних факторов, увеличивающих
(уменьшающих) конкретный вид риска.
5. Выявление возможных альтернатив решения конкретной проблемы.
6. Определение наличия риска в имеющихся альтернативах.
7. Составление перечня результатов анализа с целью их определения и классификации. Отбор альтернатив решений.
Процедуру выявления возможных решений конкретной проблемы иногда называют построением поля решения. Чем больше вариантов решения принимается в расчет, тем выше вероятность того, что в их число войдет оптимальный вариант.
Метод «мозговой штурм», вследствие того, что одну и ту же проблему одновременно обдумывают от 4 до 12 человек, позволяет в короткое время (от 15 до 90 минут) найти большое число возможных вариантов решения проблемы. Некоторые специалисты считают, что для поиска альтернатив и выявления их последствий можно использовать индивидуальный метод «мозговой атаки». Он также позволяет накопить большое количество идей, пригодных для решения проблемы.
Для выявления возможных решений проблемы и проверки их на формальную полноту можно также применять методику «дерево решений». Вначале возможные решения записываются в произвольном порядке, затем в этом беспорядочном наборе нужно найти какую-то систему, т.е.образовать группы, классы вариантов или найти общие черты, которые можно обнаружить при анализе записанных вариантов. Если при всех стараниях этого не получается, значит, методика дерево решений» для этой проблемы непригодна.
После того как с помощью разных способов и методов найдены все возможные альтернативы достижения заданной цели, следует определить наличие риска в имеющихся альтернативах.
3.2. Качественный и количественный подходы к анализу коммерческих рисков
Анализ риска состоит в систематическом выявлении рисков, характерных для данного предприятия, и изучении факторов, вызывающих. Поэтому предприятия анализ риска необходимо применять два взаимосвязанных подхода: качественный и количественный
На практике чаще всего к анализу риска применяется качественный подход, т. е. подход, сформированный на качественных методах. Качественные (экспертные) методы основаны на субъективном анализе риска, который позволяет разделить выявляемые риски на:
1) высокий, средний, низкий;
2) приемлемый полностью, частично приемлемый, неприемлемый;
3) допустимый, критический, катастрофический.
Качественный подход применяют тогда, когда требуется скорейшее принятие решения и нет времени на розыск нужных формализованных моделей.
В качественном анализе очень важно не пропустить важных обстоятельств и подробно описать все существенные риски и возможные последствия.
Анализировать риски можно с двух противоположных сторон: во-первых, выявление риска и его возможных ближайших и отдаленных последствий идет на основе комплексного системного анализа всего предприятия и его деятельности до событийный анализ риска; во-вторых, когда уже рисковое событие произошло и имеются количественные размеры убытков, необходимо выяснить причины его возникновения, факторы, повлиявшие на его развитие и возможные отдаленные последствия, т. е. анализ идет от количественной оценки к идентификации рисков — после
событийный анализ риска.
Когда имеет место после событийный анализ риска, существует необходимость применения количественного подхода.
Качественный и количественный подходы тесно взаимосвязаны, их трудно разделить на самостоятельные части общего процесса анализа риска.
Таким образом, качественный и количественный подходы к анализу риска способствуют всеобъемлющему выявлению риска, влияющих на него факторов, его ближайших и отдаленных последствий и побочных эффектов, т. е. обусловливают достоверную и эффективную оценку риска.
После того как проведен анализ риска, необходимо переходить к оценке риска, содержащегося в каждой из имеющихся альтернатив.
РАЗДЕЛ 4 ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА
4.1. Этапы оценки коммерческого риска
Под процессом оценки риска понимается сопоставление вариантов предлагаемых решений с учетом возможных выгод и потерь.
Оценка риска имеет ряд общих положений независимо от конкретной методики оценки и специфики решаемых задач:
1. Общей является задача определения допустимого уровня риска.
2. Определение допустимого уровня риска происходит, как правило, в условиях недостаточной информации.
3. В ходе анализа в значительной мере приходится решать вероятностные задачи, что может привести к существенным расхождениям в получаемых результатах.
4. Опенку риска нужно рассматривать как процесс решения многокритериальных задач, которые могут изменяться в ходе оценки, а конечный результат может возникнуть как компромисс между сторонами, заинтересованными в определенных результатах анализа.
Процесс оценки риска может происходить в несколько этапов. Поэтапный подход к оценке риска может иметь последовательность:
Методологический подход к оценке риска, на наш взгляд, предполагает применение совокупности методов и комплекса мероприятий, которые можно разделить на несколько составляющих:
1. Использование данных анализа риска. Составление перечня результатов анализа с целью их определения и классификации.
2. Оценка конкретного вида риска с использованием различных методов, с учетом количественного и качественного аспектов.
3. Определение финансовой состоятельности (ликвидности) коммерческой
сделки (проекта), определение экономической целесообразности (эффективность вложений финансовых средств).
4. Установка допустимого уровня риска и оценка отдельных коммерческих сделок по выбранному уровню риска с учетом других сделок и проектов, выбор варианта действий.
5. Применение результатов оценки риска в принятии решения в ситуации риска и разработка мероприятий по нейтрализации возможных потерь.
Таким образом, сущность оценки риска заключается в проведении многокритериального сравнения и выбора альтернативы (варианта) решения, наиболее отвечающей интересам лица (или группы лиц), принимающего решение.
Исходными данными для оценки риска торговых предприятий служат:
• информация (данные), полученная в результате анализа риска в виде количественных оценок, относящихся к каждой из предполагаемых альтернатив;
• экономические и другие данные, относящиеся к затратам на осуществление
каждой из альтернатив и предполагаемых выгод.
Количественная оценка риска — это численное определение размеров отдельных рисков и риска сделки (проекта) в целом. Оптимальным в ситуации риска с точки зрения количественного подхода является вариант, отвечающий следующим требованиям. Во-первых, решение, выбираемое в ситуации риска, должно оцениваться с позиций вероятности достижения предполагаемого результата неуспеха и возможного отклонения от пели. Для этой операции можно использовать некоторые приемы из теории статистических решений, с помощью которых определяется, насколько выгодно и оптимально выбираемое решение.
Во-вторых, оптимальным будет решение, обеспечивающее для данных условий достижение нужного результата при минимальных затратах.
В-третьих, оптимальность выбираемого решения зависит от времени, затрачиваемого на выбор данной альтернативы.
Качественная оценка риска включает несколько аспектов.
Во-первых, необходимо сравнивать предполагаемые положительные результаты с возможными отрицательными (ближайшими и отдаленными) последствиями.
Во-вторых, необходимо выявлять вероятное воздействие анализируемых альтернатив на решения, которые будут приняты в будущем.
В-третьих, необходимо выявлять вероятное воздействие анализируемых альтернатив на интересы людей, которых они затрагивают, и выяснить, чьим интересам риск соответствует.
Эффективность экономической деятельности выявляется через оценочное отношение польза — вред. Риск целесообразен тогда, когда он социально приемлем и приносит пользу. При этом польза выступает не только в материальном, стоимостном планах, но и как временной фактор, как степень безопасности или надежности. В-четвертых, необходимо учитывать, что факт риска и стремление к его преодолению являются катализатором развития творческого потенциала личности.