Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:06, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является анализ системы рисков на предприятии.
Задачами являются:
дать понятие риска, рассмотреть его основные виды;
-проанализировать оценку рисков и способы управления рисками;
проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «ДОРОРС».
1 Теоретическое обоснование рисков
2 Факторы возникновения рисков
3 Оценка риска .....
Таким образом, интегральная оценка риска позволяет из многих вариантов выбирать решения с обоснованным уровнем риска — это вариант, обеспечивающий ля данных условий достижение нужного результата с меньшими совокупными затратами и учетом интересов всех участников рисковой деятельности, выбранный в оптимальные временные сроки, на основе сравнения предполагаемых практических выгод с возможными отрицательными последствиями, сопоставления полезности данной альтернативы с ожидаемым ущербом от ее реализации, политического, социального характера.
4.2. Субъективный и объективный подходы к оценке рисков
Оценка риска осуществляется с помощью двух вероятностных показателей: вероятности его наступления и возможной величины ущерба.
Вероятность означает возможность получения определенного результата. Она представляет собой трудную для формулировки концепцию, так как может зависеть от природы неопределенных событий, от надежд, которые люди возлагают на них и пр. Тем не менее вероятность позволяет прогнозировать случайные события (риски), давая им количественную и качественную характеристики.
Вероятность наступления события может быть определена объективным методом, основанным на вычислении частоты, с которой происходит данное событие, или субъективным, основанным на мнении, логике оценивающего. Субъективные вероятности для одного и того же события варьируются из-за различной информированности и возможностей ею оперировать.
В связи с тем, что одну из основных количественных характеристик риска (вероятность) можно измерить субъективным или объективным методом, к оценке риска можно применять два подхода — объективный и субъективный.
Объективный подход чаше всего базируется на трактовке вероятности как предельного значения частоты при бесконечно большом числе экспериментов. Оценка вероятности, согласно объективному подходу, производится посредством вычисления частоты, с которой происходит данное событие. При таком подходе использование математических ожиданий обосновывается законом больших чисел, благодаря которому в многочисленных длительных процессах из неопределенности возникает практическая достоверность.
Субъективный подход основан на различных предположениях, суждениях, личном опыте, интуиции оценивающего (оценивающих). Этот метод определения вероятностн базируется на использовании субъективных критериев, которые нередко бывают далеки от объективных. Преимуществом метода субъективных вероятностей является возможность их применения для неповторяющихся событий в условиях отсутствия достаточного количества статистических данных. Но у этого подхода есть существенный недостаток. В случае субъективного подхода к определению вероятности возможно, как уже отмечалось выше, разное ее значение для одного и того же события. Это связано прежде всего с дифференцированной информированностью оценивающих, а также с возможностью ее восприятия интерпретации разными оценивающими. В зависимости от этого ими делается выбор в пользу той или иной альтернативы рискового решения. Частично избавиться от этого недостатка субъективного подхода (субъективизма оценок) помогает метод экспертных оценок, который усредняет количественные оценки опрашиваемых экспертов.
Необходимо признать, что вероятность наступления риска и возможная величина ущерба постоянно изменяются. Это происходит потому, что экономические субъекты оперируют в экономически, политически, социально динамичном окружен нн, где условия постоянно трансформируются. Несмотря на не прерывно меняющиеся условия внутренней и внешней среды торговых предприятий, риск все равно необходимо оценивать, и оценивать с помощью как количественных, так и качественных методов.
4.3. Методы количественной и качественной оценки рисков
При оценке риска предприятиям торговли необходимо прежде всего учитывать меру опасности и степень потенциального ущерба в условиях конкретной сделки. Это связано с тем, что основной структурной составляющей коммерческой деятельности является коммерческая сделка. При разработке вариантов осуществления коммерческой сделки весьма важной становится оценка эффективности каждого варианта с учетом факторов риска.
Статистический метод оценки риска заключается в том, что для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления предприятием своей деятельности. Чтобы количественно определить риск, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Значит, чтобы оценка риска была достоверной, отражающей реальное положение вещей, необходимо продуманно подойти как к оценке потерь, так и к оценке вероятностей их возникновения.
Как объективная, так и субъективная вероятности используются при определении двух важных критериев, которые помогают описывать и сравнивать выбор степени риска и являются главными инструментами статистического метода расчета риска:
• среднее (математическое) ожидаемое значение события (результата);
• изменчивость возможного результата (дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации).
Метод экспертных оценок может быть реализован путем опроса и обработки мнений опытных специалистов в данной области, экспертов. Свои выводы об оценке риска эксперты могут сопровождать количественными данными вероятности возникновения различных величин потерь. По этим оценкам затем можно найти средние значения экспертных оценок. Но можно ограничиться и получением экспертных оценок вероятностей допустимого и критического риска (или минимального, среднего, максимального риска) либо просто оценить наиболее вероятные потери в данном виде деятельности.
Наиболее приемлемым вариантом является комбинация из статистического и экспертного способов оценки риска.
Комбинированный метод. Наиболее приемлемым вариантом эффективной оценки уровня риска предприятия является комбинация из статистического и экспертного способов оценки риска.
Анализ целесообразности затрат ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска. Перерасход затрат может быть вызван многими факторами. Основные из них могут быть детализированы. На базе типового перечня можно составить подобный контрольный перечень для конкретной сделки (проекта) или ее элементов.
Метод аналогий. При использовании аналогов применяются базы данных о риске аналогичных проектов (сделок), углубленные опросы менеджеров проектов. Полученные таким образом данные обрабатываются для выявления зависимостей в завершенных сделках с целью учета потенциального риска при заключении новых сделок (реализации новых проектов).
РАЗДЕЛ 5 УПРАВЛЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ
5.1 Сущность управления рисками
Управление рисками — это целенаправленная практическая деятельность, направления на снижение (ограничение) риска, уменьшение потенциальных материальных потерь и других негативных последствий.
Управление рисками включает в себя:
1. Отслеживание рисковых альтернатив с целью допущения риска только в пределах социально приемлемого уровня.
2. Разработку планов и схем, позволяющих оптимальным образом действовать в ситуациях риска.
3. Подготовку к принятию подзаконных и нормативных актов, помогающих
претворить в жизнь выбранную рисковую альтернативу.
4. Разработку конкретных рекомендаций, ориентированных иа устранение или мииимнзацию возможных отрицательных последствий.
5. Учет психологического восприятия рисковых решений и программ.
6. Создание эффективной системы экономического и правового управления
рискам и.
Общими принципами управления рисками являются:
• комплексный характер управленческого воздействия;
• сбалансированность эффекта и затрат по применению конкретных методов
управления рисками;
• приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию социально экономической показателей, а на их оптимизацию;
• взаимосвязь применяемых методов управления;
• учет специфики предприятия, его целей и задач (миссии).
С точки зрения своевременности принятия решения по упреждению возможных потерь различают следующие формы управления рисками:
• активная;
• адаптивная;
• консервативная (пассивная).
Активная форма управления факторами (источниками, причинами) риска означает, что максимальное использование имеющейся информации и средств управления для снижения рисков. При этой форме управления управляющие воздействия определяют факторы и события хозяйственной жизни.
Адаптивная форма управления факторами риска строится как бы на принципе адаптации к сложившейся ситуации. При этой форме управления управляющие воздействия осуществляются в ходе осуществления хозяйственной операции. В этом случае предотвращается лишь часть ущерба.
Консервативная модель управления факторами риска означает, что управляющие воздействия запаздывают. Рисковое событие наступило, ущерб от него неотвратим и поглощается предприятием. В данном случае управление направлено на локализацию ущерба, нейтрализацию его влияния на другие события.
Управление рисками ставит своей целью активный контроль со стороны предприятия за угрожающими ему рисками. Контроль предприятия за возникающими рисками выступает в двух формах:
• физический контроль;
• финансовый контроль.
Существует возможность в некоторых случаях полностью или частично избежать риска, отказавшись от той или иной собственности или вида деятельности. Риск может быть передан другому лицу путем передачи опасной операции другой организации и возложение на нее по условиям контракта определенной доли ответственности. Вероятность убытков может быть минимизирована путем установки определенных видов оборудования, изменения способов решения некоторых задач, назначения лиц, ответственных за соблюдение мер предосторожности. Сдерживание риска может достигаться путем выполнения правил техники безопасности, правил противопожарной безопасности, заблаговременного планирования. Послеаварийных мер, направляемых на организованное спасение людей, имущества и ограничение размеров ущерба.
Финансовый контроль рисков заключается в поиске финансовых источников компенсации возможных ущербов. Компенсация может осуществляться через различные формы самострахования (обычно за счет средств из специализированных фондов, созданных на предприятии) и страхование (за счет страхового возмещения, выплачиваемого страховой компанией при наступлении страхового случая). Эти два способа компенсации ущербов могут использоваться либо по отдельности, либо вместе, дополняя друг друга. В последнем случае договор страхования заключается на страховую сумму меньше действительной стоимости имущества, т. е. предприятие берет часть риска иа себя.
Физический и финансовый контроль позволяет свести к минимуму потери от воздействия различных рисков, уберечься или по крайней мере снизить вероятность наступления катастрофических убытков и повысить степень выживаемости предприятия.
За годы практики в области осуществления рисковой деятельности были выработаны принципы финансовой предосторожности, основными из них являются следующие:
• всегда есть возможность не рисковать;
• желание получить больше означает больший риск;
• величина риска уменьшается, если риск под контролем;
• не следует рисковать большим ради малого;
• риск можно поделить среди желающих;
• не следует рисковать выше собственных возможностей (размера собственного капитала);
• самая надежная гарантия против риска — самоконтроль и самострахование;
• затраты по предотвращению риска и сокращению потерь не должны превышать возможных размеров ущерба.
В последние десятилетия управление риском сформировалось как самостоятельная дисциплина и особая профессиональная сфера деятельности. Это позволяет достигать намеченных результатов с требуемым качеством, экономить средства и время и снижать риск, повышая тем самым надежность предприятий. Использование методов управления рисками уже зарекомендовало себя в страховом и банковском деле. Однако на предприятиях торговли, которые повседневно сталкиваются с целым рядом рисков, управление рисками почти не используется или используется с большим трудом, не всегда эффективно. Это связано прежде всего с нехваткой знаний у лип, принимающих рискованные решения, и не разработанность методов управления рисками торговых предприятий.
5.2 Этапы процесса управлением коммерческого риска
Процесс управления риском, на наш взгляд, может быть разбит на семь последовательных стадий:
1)Подготовительный этап — совпадает с заключительной процедурой оценки риска. Каждая альтернатива оценивается с точки зрения величины содержащегося в ней риска. После этого осуществляется ранжирование всех выявленных альтернатив решения данной проблемы по степени приемлемости, содержащегося в них риска и выявлению таких вариантов, величина риска в которых является социально приемлемой.
2)Разработка и принятие законов, нормативных актов, инструкций, постановлений, обеспечивающих реализацию выбранной рисковой альтернативы и предусматривающих меры по снижению риска и решению вопроса о праве и ответственности за риск.