Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:37, лекция
Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова
В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
Введение 6
Принятые сокращения 9
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» 10
1. Организационно-методологический раздел 11
2. Содержание дисциплины 12
Раздел I. Общие положения 12
Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина 12
Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права 12
Тема 3. Торговое законодательство 13
Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права 14
Раздел II. Общие положения коммерческого права 14
Тема 5. Участники коммерческой деятельности 14
Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации 15
Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров 15
Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16
Тема 9. Конкуренция в товарном обращении 16
Раздел III. Договоры в товарном обращении 17
Тема 10. Система договоров коммерческого права 17
Тема 11. Заключение торговых договоров 18
Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров 19
Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров 19
Тема 14. Структура договорных связей 20
Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21
Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара 22
Тема 17. Регулирование доставки товаров 23
Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов 23
Тема 19. Посреднические договоры в торговле 24
Тема 20. Договоры, содействующие торговле 25
Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте 26
Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров 27
Раздел IV. Послеторговые отношения 27
Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27
Тема 24. Возврат и повторное использование тары 28
Тема 25. Претензии и рекламации 28
Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29
3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ 30
Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА 33
1.1. Понятие коммерции и коммерческого права 33
1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина 34
1.3. Предмет регулирования коммерческого права 37
1.4. Содержание курса коммерческого права 39
1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами 40
Литература 42
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. История развития торгового права 43
2.2. Современные тенденции развития торгового права 44
2.3. Проблема дуализма частного права 49
2.4. Становление торгового права России 50
2.5. Характеристика современного торгового законодательства России 52
2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства 54
Литература 58
Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Понятие участников торговой деятельности 59
3.2. Виды субъектов коммерческого права 60
3.3. Организаторы товарного рынка 63
3.4. Оптовые торговые и посреднические организации 66
3.5. Основания выбора видов организаций 69
Литература 73
Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА 74
4.1. Понятие объектов торгового права 74
4.2. Виды объектов торгового права 75
4.3. Классификация товаров 80
4.4. Правовой режим товаров 81
4.5. Способы обособления товаров 84
Литература 86
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА 87
5.1. Понятие товарного рынка и его структуры 87
5.2. Пути развития структуры рынка 88
5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка 93
5.4. Формирование инфраструктуры рынка 97
Литература 99
Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 100
6.2. Способы создания конкурентной среды 101
6.3. Защита конкуренции 105
Литература 108
Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ 109
7.1. Сущность договора 109
7.2. Отличительные черты коммерческих договоров 111
7.3. Классификация коммерческих договоров 113
7.4. Составные обязательства 115
Литература 117
Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118
8.1. Правовое регулирование заключения договоров 118
8.2. Способы заключения торговых договоров 122
8.3. Заключение договоров в сети Интернет 129
8.4. Изменение и расторжение договоров 132
Литература 137
Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ 138
9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей 138
9.2. Договор оптовой купли-продажи 141
9.3. Купля-продажа и поставка 144
9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 148
9.5. Поставка для государственных нужд 150
Литература 152
Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ 152
10.1. Сущность и виды договорных связей 152
10.2. Выбор структуры реализационных связей 154
10.3. Особенности отдельных видов связей 157
Литература 160
Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 161
11.1. Порядок определения условий договоров 161
11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки 163
11.3. Определение качества товаров 172
11.4. Условия о цене и способе расчетов 180
Литература 189
Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ 189
12.1. Торговое посредничество и представительство 189
12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства 191
12.3. Договор коммерческой комиссии 193
12.4. Коммерческое поручение и агентирование 199
12.5. Другие виды посреднических договоров 205
Литература 207
Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ 208
13.1. Виды договоров, содействующих торговле 208
13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований 208
13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212
13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования 220
13.5. Договор коммерческой франшизы 225
13.6. Договор транспортной экспедиции 229
Литература 231
Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 232
14.1. Определение условий перевозки 232
14.2. Согласование объемов и организации перевозок 234
14.3. Договор перевозки грузов 237
Для потребителей представляют интерес дополнительные услуги, которые посредник способен оказывать, осуществляя работу с товаром. Таковы, например:
1) подборка ассортиментных групп товара, т.е., по терминологии коммерсантов, превращение производственного ассортимента в торговый; составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями. Сами производители не в состоянии оказывать такие услуги;
2) предпроизводственная подготовка материалов, раскрой, изгиб, нарезка по необходимым размерам согласно заказам покупателей;
3) упаковка и расфасовка товара в количествах, удобных для пользователей. Пока расфасовка значительной части отечественных продовольственных товаров осуществляется в организациях розничной торговли в не приспособленных для этого помещениях либо у прилавка продавцом. Это в 10—12 раз дороже, чем фасовать механизированным способом у изготовителя или на складе оптовой организации.
Имеется множество других услуг, которые способны оказывать оптовые организации. Нередко только через посредников, из создаваемых ими складских запасов, можно приобретать малые количества изделий, получать запчасти для снятых с производства машин и оборудования. Для изготовителей осуществлять отгрузки мелких партий или сохранять производство деталей к старым видам технических изделий крайне невыгодно. В то же время согласно ст. 6 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовители обязаны в течение 10 лет после снятия технических изделий с производства продолжать выпуск запчастей к ним. Данную проблему можно решить на основании договоров изготовителей с оптовыми организациями о хранении у них запасных частей к таким товарам.
Конкуренция будет заставлять оптовые организации бороться за место на рынке. Пока в такой борьбе слабо используются возможности расширения видов услуг, предоставляемых потребителям. Организации оптовой торговли используют свои складские площади всего наполовину, остальное сдают в аренду под гаражи и пр., хотя площади могли бы с большей выгодой использоваться для операций с товаром.
Имеется немало видов отношений, где структура договорных связей по реализации товаров отличается значительным своеобразием.
Так, существенными особенностями характеризуется структура связей по поставкам для государственных нужд. Согласно установленному порядку, организации, определяемые Правительством РФ, а в регионах - органами исполнительной власти, получают право выступать в качестве заказчиков. Они на конкурсной основе производят отбор поставщиков соответствующих ресурсов. На основании подписанного заказчиком и поставщиком государственного контракта между сторонами возникает обязательство по поставкам для государственных нужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например, унитарные или казенные предприятия.
В тех случаях, когда товар закупается для других лиц, ст. 531 ГК предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику. Товар отгружается согласно разнарядке в адреса получателей, но стоимость товара оплачивается заказчиком, которому выделены средства из соответствующего бюджета.
Наряду с этим ст. 529 ГК предусматривает более сложную — двухуровневую структуру связей. В заключенном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении поставщик обязан заключить с покупателем договор на поставку товаров для государственных нужд.
В указанных случаях первое обязательство оформляется государственным контрактом между заказчиком и поставщиком. Второе обязательство создают выдача заказчиком извещения о прикреплении покупателя к поставщику и заключение договора между покупателем и поставщиком. В результате возникают два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы создается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы.
Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. При этом он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой необходимых ресурсов, выступает обязанной стороной или поручителем по оплате их стоимости.
Могут применяться более сложные структуры связей. Таковы ситуации, когда контракт и основанный на нем договор на поставку заключают одни организации, а отгрузка товаров производится в адрес других лиц, не участвующих в договорных отношениях и лишь фактически использующих товары в хозяйственных целях. В этих случаях уже не заказчик, а покупатель по договору поставки для государственных нужд выдает поставщику отгрузочную разнарядку. Таким способом, к примеру, осуществляется поставка закупленных для государственных нужд продовольствия, медицинской продукции и иного имущества в войсковые части, организации МЧС России и другим специальным потребителям.
Правильное, умелое формирование структуры связей важно для организации ещё одного вида отношений, а именно поставок товаров из одного региона страны в другой. Межрегиональные торговые связи чрезвычайно значимы. Они способствуют улучшению снабжения населения, развитию конкуренции на товарных рынках. Они закрепляют и углубляют производственную кооперацию между регионами. Весьма актуально для России то, что такие связи создают центростремительные силы, экономически скрепляющие государство.
В ряде нормативных актов содержатся указания о необходимости развития межрегиональных связей, однако на деле такая работа почти не ведется. Когда руководитель одной области заключил с руководителем другой области или республики договор о взаимных поставках товаров, это не влечет за собой реального осуществления поставок. Причина подобного положения состоит в неразработанности механизма установления межрегиональных договорно-хозяйственных связей.
В настоящее время производственные и торговые организации в основном перешли в частную собственность. Поэтому для налаживания торговых связей органы исполнительной власти региона предварительно должны найти на своей территории потенциальных продавцов, выяснить возможные объемы продаж и приемлемые уровни цен, условиться о согласии отгружать товары в другой регион. Со своей стороны, администрация потребляющего региона обязана выяснить, какие организации желают закупить соответствующие товары, в каких количествах и по каким предельным ценам.
Лишь после этого могут заключаться межрегиональные соглашения. К соглашениям должны прилагаться протоколы, содержащие сведения о конкретных продавцах и покупателях товаров, объемах продаж. После этого должно быть оказано содействие заключению договоров между продавцами и покупателями, осуществлено необходимое стимулирование, в частности путем предоставления кредитов или гарантий оплаты товара. Необходимо осуществлять контроль за реальным выполнением поставок по межрегиональным соглашениям.
Лишь при таком порядке становится возможным установление товаропотоков между разными регионами. Налаживание межрегиональных поставок — это совершенно новое дело для органов исполнительной власти. Указанные проблемы пока не разработаны правовой наукой и не урегулированы в законодательстве.
Работа юриста в современных условиях требует овладения новыми знаниями, в частности умением разработки оптимальных структур договорных связей. Предпринимателям на практике все чаще приходится заниматься конструированием договорных и финансовых схем, причем достаточно сложных и разветвленных. Без этого невозможно решать серьезные хозяйственные задачи. Юридические службы призваны оказывать необходимую правовую помощь в указанных вопросах.
Ведение подобной работы требует особой подготовки. Здесь приходится использовать специальный понятийный аппарат и программные средства. Существующий правовой словарь (сделки, юридические факты, правоотношения и т.п.) для этого непригоден.
Для решения указанных задач требуется большая научная работа, составляющая одно из направлений теории коммерческого права.
1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. М., 2004.
2. Вахнин И.Г. Правовые вопросы подготовки и заключения договоров, образующих договорную систему // Коммерческое право. 2002. № 14. С. 1-7.
3. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М., 2002.
4. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник для вузов. М., 1997.
С отказом от планово-административного регулирования экономики договор превратился в главное, ведущее правовое средство организации хозяйственной жизни. Рыночная экономика есть экономика договорная. Договор служит локомотивом, который тянет весь рынок. В зарубежной юридической литературе подчеркивается, что договор способствует росту общественного богатства. В качестве инструмента экономического обмена договор служит созданию и умножению богатства, а также рациональному управлению им.
Вместе с тем указанные возможности проявляются лишь при надлежащем ведении договорной работы. Особо значимый вопрос коммерческой деятельности – квалифицированная выработка контрагентами условий договоров. В отечественной юридической литературе превалируют комментарии к положениям закона, относящимся к договорам, различные классификации договорных условий. Подобный подход представляется ущербным.
Следует учитывать, что условия договоров определяются по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 ГК), кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано правовыми актами. Таким образом, основная нагрузка в определении содержания договоров ложится на сами договаривающиеся стороны. Поэтому сегодня требуются не комментарии к закону, а знания более высокого уровня. Необходимы методики, указывающие основания и порядок выработки содержания договоров в конкретных обстоятельствах. Речь идет о том, как в зависимости от возможностей, условий деятельности и интересов сторон должны строиться основные пункты договора.
Для ведения такой работы требуются новые подходы к праву, а также специальная подготовка, овладение техникой договорной работы, умением проектирования договоров, что гораздо сложнее, чем традиционное толкование норм. Российские ученые-юристы одними из первых стали осваивать эти важные для хозяйственной жизни направления. Первые публикации по технике договорной работы, методике формирования условий договоров появились уже 25—30 лет назад. Здесь можно назвать труды Д.Н. Сафиуллина, С.А. Хохлова и других авторов.
Для ведения договорной работы следует, прежде всего, установить соотношение нормативных актов и усмотрения сторон в определении содержания договоров.
В любом договоре можно выделить два вида условий: прямые (вырабатываемые самими сторонами) и подразумеваемые. Подразумеваемые условия входят в договор из закона, иных правовых актов и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся обязательными для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными всегда являются относящиеся к данному виду договора императивные положения закона и иных правовых актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали собственную формулировку соответствующего условия.
Однако более важна вторая группа условий — прямые, которые вырабатываются самими сторонами. Закон оказывает влияние на их формирование, но это влияние уже совсем иного рода. Можно назвать следующие способы воздействия закона на усмотрение договорных контрагентов при выработке таких условий.
Во-первых, закон содержит общедозволительные положения. Они позволяют сторонам заключать договоры, вообще не предусмотренные законом; разрешают включать в договоры по своему усмотрению любые условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия определено законом или иными правовыми актами. Методом регулирования коммерческого права, как и гражданского, является дозволительность.
Во-вторых, закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь их содержания. Это может выглядеть как требование о наличии в договоре условия о предмете, сроках и других существенных условий. Имеется немало указаний правовых актов о необходимости решения соответствующих вопросов в договоре. Подобные нормы уполномочивают субъектов на самостоятельную выработку содержания договорных пунктов. Такие нормы можно назвать управомочивающими.
Закон нередко (и это специфика частного права) предусматривает договорные условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку такого условия, но если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме.
Наконец, многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания. В правовых актах даются предельно общие правила, которые зачастую должны «развертываться», подгоняться сторонами под конкретные условия их деятельности.
Имеются и другие способы воздействия законодательства на определение субъектами содержания заключаемых договоров.