Коммерческое право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:37, лекция

Описание работы

Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова
В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.

Содержание работы

Введение 6
Принятые сокращения 9
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» 10
1. Организационно-методологический раздел 11
2. Содержание дисциплины 12
Раздел I. Общие положения 12
Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина 12
Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права 12
Тема 3. Торговое законодательство 13
Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права 14
Раздел II. Общие положения коммерческого права 14
Тема 5. Участники коммерческой деятельности 14
Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации 15
Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров 15
Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16
Тема 9. Конкуренция в товарном обращении 16
Раздел III. Договоры в товарном обращении 17
Тема 10. Система договоров коммерческого права 17
Тема 11. Заключение торговых договоров 18
Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров 19
Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров 19
Тема 14. Структура договорных связей 20
Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21
Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара 22
Тема 17. Регулирование доставки товаров 23
Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов 23
Тема 19. Посреднические договоры в торговле 24
Тема 20. Договоры, содействующие торговле 25
Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте 26
Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров 27
Раздел IV. Послеторговые отношения 27
Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27
Тема 24. Возврат и повторное использование тары 28
Тема 25. Претензии и рекламации 28
Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29
3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ 30
Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА 33
1.1. Понятие коммерции и коммерческого права 33
1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина 34
1.3. Предмет регулирования коммерческого права 37
1.4. Содержание курса коммерческого права 39
1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами 40
Литература 42
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. История развития торгового права 43
2.2. Современные тенденции развития торгового права 44
2.3. Проблема дуализма частного права 49
2.4. Становление торгового права России 50
2.5. Характеристика современного торгового законодательства России 52
2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства 54
Литература 58
Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Понятие участников торговой деятельности 59
3.2. Виды субъектов коммерческого права 60
3.3. Организаторы товарного рынка 63
3.4. Оптовые торговые и посреднические организации 66
3.5. Основания выбора видов организаций 69
Литература 73
Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА 74
4.1. Понятие объектов торгового права 74
4.2. Виды объектов торгового права 75
4.3. Классификация товаров 80
4.4. Правовой режим товаров 81
4.5. Способы обособления товаров 84
Литература 86
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА 87
5.1. Понятие товарного рынка и его структуры 87
5.2. Пути развития структуры рынка 88
5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка 93
5.4. Формирование инфраструктуры рынка 97
Литература 99
Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 100
6.2. Способы создания конкурентной среды 101
6.3. Защита конкуренции 105
Литература 108
Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ 109
7.1. Сущность договора 109
7.2. Отличительные черты коммерческих договоров 111
7.3. Классификация коммерческих договоров 113
7.4. Составные обязательства 115
Литература 117
Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118
8.1. Правовое регулирование заключения договоров 118
8.2. Способы заключения торговых договоров 122
8.3. Заключение договоров в сети Интернет 129
8.4. Изменение и расторжение договоров 132
Литература 137
Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ 138
9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей 138
9.2. Договор оптовой купли-продажи 141
9.3. Купля-продажа и поставка 144
9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 148
9.5. Поставка для государственных нужд 150
Литература 152
Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ 152
10.1. Сущность и виды договорных связей 152
10.2. Выбор структуры реализационных связей 154
10.3. Особенности отдельных видов связей 157
Литература 160
Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 161
11.1. Порядок определения условий договоров 161
11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки 163
11.3. Определение качества товаров 172
11.4. Условия о цене и способе расчетов 180
Литература 189
Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ 189
12.1. Торговое посредничество и представительство 189
12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства 191
12.3. Договор коммерческой комиссии 193
12.4. Коммерческое поручение и агентирование 199
12.5. Другие виды посреднических договоров 205
Литература 207
Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ 208
13.1. Виды договоров, содействующих торговле 208
13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований 208
13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212
13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования 220
13.5. Договор коммерческой франшизы 225
13.6. Договор транспортной экспедиции 229
Литература 231
Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 232
14.1. Определение условий перевозки 232
14.2. Согласование объемов и организации перевозок 234
14.3. Договор перевозки грузов 237

Файлы: 1 файл

Коммерческое право. Учебник. Пугинский Б.И..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Нельзя обойти такой вопрос, как соотношение стандартизированных (типовых) текстов и индивидуально вырабатываемых договоров. Порой высказываются утверждения, что на Западе работают в основном по стандартизированным проформам договоров; существует множество таких проформ договоров, разработанных промышленными и торговыми ассоциациями.

Конечно, когда купля-продажа осуществляется в типовом режиме, например, при биржевых операциях или при регулярной продаже производителем или крупной оптовой организацией своих товаров, то приходится использовать стандартизированные тексты. Применение шаблонных проформ договоров вполне допустимо, когда речь идет о продаже незначительных количеств товара и в отношениях сторон нет существенных особенностей.

Однако в нашей договорной практике, к сожалению, дело обстоит совершенно иначе. Если на Западе используются сотни договорных проформ, которые разработаны для реализации конкретных видов товаров, то российские фирмы нередко по имеющемуся у них общему образцу договора реализуют любые товары. Точно так же в издаваемых брошюрах с образцами договоров предлагается один общий текст для каждого вида договоров.

Если составлять договор, руководствуясь текстом закона, комментариями к нему либо взяв за основу общий образец, то в таком договоре всегда будет отсутствовать главное: согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности субъектов, их реальными возможностями и хозяйственными интересами. Исполнение подобного договора всегда будет сопряжено с трудностями, излишними затратами.

Поэтому необходимо использовать другой способ работы. Каждое включаемое в договор условие должно вырабатываться индивидуальным образом, с тем чтобы максимально учитывать конкретные возможности и интересы контрагентов, обеспечивать достижение необходимого им результата. В этом состоит основной смысл техники договорной работы, в этом же заключается важное правило коммерческого права.

Оптимальное определение условий договоров предполагает привлечение к их выработке наиболее квалифицированных специалистов фирмы по соответствующим вопросам. Согласование с другой стороной приемлемых формулировок производится в ходе преддоговорных контактов. Когда проведение переговоров представляется неоправданным из-за значительных затрат, стороны могут достичь необходимого результата путем переписки, излагая возможные формулировки соответствующих пунктов и указывая основания, по которым не могут быть приняты требования контрагента.

11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок  отгрузки

Для торговых договоров, как и любых других, существенным является условие о предмете. В российском законодательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено ст. 455 ГК. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара. Итак, предмет реализационных договоров выражается через наименование товара и через его количество.

На практике приходится сталкиваться с затруднениями, когда указанное в договоре наименование нечетко или неполно обозначает предмет сделки. Так, стороны нередко используют обобщенные, видовые понятия, например, «нефтепродукты», «кондитерские изделия». Это серьезный дефект договора, поскольку такого наименования явно недостаточно для исполнений обязательства. В подобных случаях возникает необходимость дополнительно учитывать сведения об ассортименте или о качестве товара. Они позволяют уточнить, конкретизировать предмет.

В отношении количества коммерческая практика признает допустимым как конкретное указание числа единиц, метров или массы товара, так и установление в договоре не собственно количества, а порядка определения количества товара. Например, стороны предусматривают, что продавец обязуется передать количество сахара, которое удастся закупить на полученные от покупателя деньги по цене, которая сложится на момент закупки. Возможность подобного косвенного определения количества закреплена в ст. 465 ГК, а для внешнеторговых контактов — в п. 14 Венской конвенции 1980 г.

В торговых отношениях часто встречается примерное определение количества товара путем указания минимального и максимального пределов. Разновидностью установления верхнего и нижнего пределов являются предусматриваемые допустимые отклонения. Они устанавливаются при массовых поставках товаров и предполагают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступление не превышает допустимого процента. Согласно обычаям международной торговли, если количество товара указано со словами «около» или «приблизительно», то допустимая разница при поставке может составлять плюс-минус десять процентов.

Вместе с тем нельзя определять один, только высший или только низший, предел либо указывать количество со словами «до» или «не более такого-то размера». Такие формулировки могут быть истолкованы как любое количество не свыше или не ниже указанного в договоре.

В зарубежной коммерческой практике допускается определение в среднесрочных и долгосрочных договорах количества товара «по усмотрению», когда стороны предусматривают минимальный объем продажи с предоставлением покупателю права запросить у продавца дополнительное количества товара. Продавец освобождается от обязанности удовлетворить требование покупателя, лишь если представит доказательства отсутствия возможности поставить дополнительно запрошенное количество товара.

Количество продаваемого товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки (сроки для отгрузки частей от общего количества). Коммерческий термин «партия» выражает указание на способ исполнения договора. Когда в договоре определены партии, то они также рассматриваются как предмет, но уже для соответствующего периода. Понятие партии товара как количества, подлежащего поставке в частный срок, появилось в российском законодательстве лишь в последние годы. Ранее отсутствие такого термина создавало известные затруднения. Это также свидетельствует о значительном отставании в разработке повседневно необходимых понятий отечественного торгового права.

Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, однако могут определяться в несовпадающих количествах. Необходимость различного размера партий может диктоваться неодинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями объемов производства в течение года в связи с остановкой оборудования на профилактический ремонт или массовыми летними отпусками работников. Указанные обстоятельства надлежит учитывать на стадии заключения договора.

При реализации товаров с ограниченными сроками годности, прежде всего скоропортящихся товаров, приходится использовать сложные конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный объем поставок на год с распределением по месяцам. При этом предусматривается, что отгрузка производится в соответствии с заявками покупателя (получателей): суточными, пятидневными или иными. Общее количество поставленного товара подсчитывается по окончании месяца. Такой порядок позволяет планировать необходимый минимум производства и продаж и вместе с тем оперативно изменять количество с учетом колебаний спроса. Так определяется количество отгружаемых организациям розничной торговли молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и иных подобных товаров.

Непосредственно с предметом связан такой показатель, как ассортимент (или, что одно и то же, — номенклатура) товаров. Принято различать групповой и развернутый ассортимент. Групповой ассортимент обозначает в укрупненных показателях виды товара: обувь мужская, автомобили легковые. Под развернутым ассортиментом понимаются конкретные марки, модели, рецепты, фасоны, размеры товара. Изделие может переводиться в самостоятельную ассортиментную позицию в результате указания сторонами в договоре любого признака, выделяющего товар из товаров данного вида. Это может быть показатель, касающийся цвета, рисунка, порядка упаковки, расфасовки и т.п. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в спецификации, оформляемой как часть договора.

Если изделие выделено в отдельную ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему именно такого товара. Статья 512 ГК предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделий одного ассортимента другими допускается с предварительного письменного согласия покупателя, даваемого до отгрузки заменяющего товара. При несоблюдении этого правила поставщик несет ответственность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента. . Для договора купли-продажи статья 468 ГК решает вопросы изменения ассортимента иначе. (Это одно из многочисленных и ничем не обусловленных расхождений общих положений о купле-продаже и норм о поставке, создающих «специфику» договора поставки). Согласно названной норме покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров незаказанного ассортимента и потребовать их замены. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассортимента, то он не может требовать их замены и договор признается выполненным. Такой порядок сопряжен с большим риском для продавца, поэтому целесообразно по аналогии предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента, установленную для отношений по поставкам.

При колебаниях спроса и сложности установления ассортимента на длительные сроки возможно определение ассортимента лишь на ближайшие периоды: квартал или полугодие. В таких случаях, в особенности при заключении договоров на несколько лет, в них следует определять порядок согласования ассортимента на каждый отдельный период. Важно конкретно указывать, кто и в какие сроки высылает проект спецификации на следующие периоды, в какой срок могут заявляться разногласия и как они урегулируются. Когда договор определяет ассортимент на год или на ряд лет, то в нем может предусматриваться противоположное условие, а именно право покупателя уточнять согласованный ассортимент, например, внося предложение об этом за 30 дней до начала каждого квартала.

В торговых договорах могут и должны предусматриваться обязанности продавцов по расширению ассортимента, освоению выпуска новых видов товаров, более привлекательных по своим свойствам. Договор - единственное правовое средство решения задачи удовлетворения ассортиментных запросов потребителей. Ведущая роль договора в удовлетворении ассортиментных запросов общества пока слабо осознана нашими управленцами и правовой наукой. В законодательных актах, цивилистических трудах не найти рекомендаций об использовании возможностей договора для расширения и обновления ассортимента приобретаемых товаров.

В обстановке приниженной роли договора в советский период происходило свертывание, оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассортимента российских товаров идет крайне медленно. Сохраняется дефицит, нехватка многих видов изделий, хотя, по данным статистики, производственные мощности загружены лишь наполовину.

Движущей силой в данном деле должны стать требования оптовых и розничных торговых организаций, других потребителей к производителям при заключении договоров. Промышленность, в условиях монополизма и слабой конкуренции, сама улучшать ассортимент не начнет. Это подтверждает зарубежная и отечественная практика. Лишь когда в массе договоров появятся условия о последовательном расширении и обновлении ассортимента, только тогда дело изменится к лучшему.

Включение в договор условий об изменении ассортимента нередко требует от производителей инвестиций, финансовых затрат на закупку оборудования и материалов, разработку и освоение новых технологий. Для того чтобы быть уверенным в возмещении ему таких расходов, поставщик должен добиваться точного определения в договоре, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны будут поставляться покупателю.

С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.

В отношении сроков передачи (отгрузки) товара законодательство о купле-продаже не требует их указания в договоре. Такой подход совершенно неприемлем для торговых отношений.

Срок передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указанием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные сроки, т.е. периоды для отгрузок отдельными частями (партиями). Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК товары должны поставляться равными партиями помесячно.

Установление частных сроков актуально для любых видов реализационных договоров: поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контрактации. ГК урегулировал эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других видов реализационных договоров самим сторонам следует предусматривать в них частные сроки отгрузок и размеры отдельных партий. Установление в договорах частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на производственную и торговую деятельность субъектов.

При выработке условий о сроках следует учитывать такие факторы, как длительность цикла производства изделий, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хранения готового товара и др. Исходя из них в договорах указываются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-, 10-дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отношениях, базироваться на тщательных расчетах.

Информация о работе Коммерческое право России