Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:37, лекция
Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова
В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
Введение 6
Принятые сокращения 9
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» 10
1. Организационно-методологический раздел 11
2. Содержание дисциплины 12
Раздел I. Общие положения 12
Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина 12
Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права 12
Тема 3. Торговое законодательство 13
Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права 14
Раздел II. Общие положения коммерческого права 14
Тема 5. Участники коммерческой деятельности 14
Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации 15
Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров 15
Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16
Тема 9. Конкуренция в товарном обращении 16
Раздел III. Договоры в товарном обращении 17
Тема 10. Система договоров коммерческого права 17
Тема 11. Заключение торговых договоров 18
Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров 19
Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров 19
Тема 14. Структура договорных связей 20
Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21
Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара 22
Тема 17. Регулирование доставки товаров 23
Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов 23
Тема 19. Посреднические договоры в торговле 24
Тема 20. Договоры, содействующие торговле 25
Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте 26
Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров 27
Раздел IV. Послеторговые отношения 27
Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27
Тема 24. Возврат и повторное использование тары 28
Тема 25. Претензии и рекламации 28
Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29
3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ 30
Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА 33
1.1. Понятие коммерции и коммерческого права 33
1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина 34
1.3. Предмет регулирования коммерческого права 37
1.4. Содержание курса коммерческого права 39
1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами 40
Литература 42
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. История развития торгового права 43
2.2. Современные тенденции развития торгового права 44
2.3. Проблема дуализма частного права 49
2.4. Становление торгового права России 50
2.5. Характеристика современного торгового законодательства России 52
2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства 54
Литература 58
Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Понятие участников торговой деятельности 59
3.2. Виды субъектов коммерческого права 60
3.3. Организаторы товарного рынка 63
3.4. Оптовые торговые и посреднические организации 66
3.5. Основания выбора видов организаций 69
Литература 73
Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА 74
4.1. Понятие объектов торгового права 74
4.2. Виды объектов торгового права 75
4.3. Классификация товаров 80
4.4. Правовой режим товаров 81
4.5. Способы обособления товаров 84
Литература 86
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА 87
5.1. Понятие товарного рынка и его структуры 87
5.2. Пути развития структуры рынка 88
5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка 93
5.4. Формирование инфраструктуры рынка 97
Литература 99
Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 100
6.2. Способы создания конкурентной среды 101
6.3. Защита конкуренции 105
Литература 108
Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ 109
7.1. Сущность договора 109
7.2. Отличительные черты коммерческих договоров 111
7.3. Классификация коммерческих договоров 113
7.4. Составные обязательства 115
Литература 117
Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118
8.1. Правовое регулирование заключения договоров 118
8.2. Способы заключения торговых договоров 122
8.3. Заключение договоров в сети Интернет 129
8.4. Изменение и расторжение договоров 132
Литература 137
Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ 138
9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей 138
9.2. Договор оптовой купли-продажи 141
9.3. Купля-продажа и поставка 144
9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 148
9.5. Поставка для государственных нужд 150
Литература 152
Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ 152
10.1. Сущность и виды договорных связей 152
10.2. Выбор структуры реализационных связей 154
10.3. Особенности отдельных видов связей 157
Литература 160
Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 161
11.1. Порядок определения условий договоров 161
11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки 163
11.3. Определение качества товаров 172
11.4. Условия о цене и способе расчетов 180
Литература 189
Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ 189
12.1. Торговое посредничество и представительство 189
12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства 191
12.3. Договор коммерческой комиссии 193
12.4. Коммерческое поручение и агентирование 199
12.5. Другие виды посреднических договоров 205
Литература 207
Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ 208
13.1. Виды договоров, содействующих торговле 208
13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований 208
13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212
13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования 220
13.5. Договор коммерческой франшизы 225
13.6. Договор транспортной экспедиции 229
Литература 231
Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 232
14.1. Определение условий перевозки 232
14.2. Согласование объемов и организации перевозок 234
14.3. Договор перевозки грузов 237
Условие о частных сроках требует его увязки с ассортиментом и количеством. Изготовление изделий в широком ассортименте связано с частыми переналадками оборудования. Остановки для переналадки уменьшают выход готовой продукции. Поэтому для совмещения ассортиментных запросов потребителей с задачей сохранения объемов производства используются сложные конструкции условий о сроках. Так, применяются двойные сроки: по общим объемам поставки (они более короткие) и по развернутому ассортименту — более продолжительные.
Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в количествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах месячного срока поставщик обязан поставить товар всего согласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.
На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается исполненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако требуется ещё время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик может отгрузить товар 31 января, и его действия будут правомерными, хотя товар поступит к получателю через полмесяца или месяц.
Для обеспечения заблаговременного получения товара стороны нередко предусматривают дискретные сроки, например месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает положения продавца. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изменяется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах соответствующего месяца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.
Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК допускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стремятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для операций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, например полумесячными или до полной загрузки транспортного средства. В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение условий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преимуществ.
В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юридико-конструктивную работу, основываясь на анализе условий деятельности, своих возможностей и интересов.
В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанавливаться графики отгрузки или завоза товара. Графики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки (завоза). Они могут предусматриваться как часовые и даже минутные, в частности при завозе полуфабрикатов в магазины, товаров по торговым точкам, продуктов в школьные столовые.
Установление графиков резко упорядочивает процесс доставки товаров, сокращает простои транспортных средств под выгрузкой, дает значительную экономию средств как для каждой отдельной организации, так и для общества в целом. Однако их выполнение требует высокой дисциплины и согласованности действий исполнителей. Широкое овладение навыками выработки в договорах и соблюдения графиков — это общехозяйственная, национальная задача.
Сроки поставки и графики отгрузки — это разные условия договора. Так, частные сроки могут быть соблюдены, а все графики сорваны. Поэтому за нарушение графиков должна предусматриваться отдельная ответственность. Поскольку доказать убытки от таких нарушений весьма сложно, целесообразно установление в договоре штрафов, причем достаточно высоких, за несоблюдение графиков.
Важно определять в договоре порядок действий в случаях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки. Согласно ст. 511 ГК количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортименте, который не был поставлен в срок. Следует по аналогии определять эти условия также в других видах реализационных договоров.
Покупатель вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Статья 511 ГК устанавливает, что об отказе покупатель обязан известить поставщика. Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. Во избежание затруднений с использованием несвоевременно отгружаемого товара важно контролировать выполнение договоров и оперативно заявлять отказ от товара, поставка которого просрочена и в котором отпала потребность. Это актуальные вопросы, особенно в отношении сезонных и иных товаров, спрос на которые колеблется.
По договорам купли-продажи ст. 457 ГК устанавливает более практичный порядок. Продавец вправе отгружать, товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие покупателя. Подобное условие целесообразно предусматривать также в договорах поставки и в других реализационных договорах, особенно по сезонным и скоропортящимся товарам. В этом случае поставщиком сначала должно быть получено согласие покупателя и лишь в соответствии с ним производиться восполнение недопоставки.
Для реализационных договоров важно определение порядка доставки и места сдачи товара. В силу ст. 458 ГК товар по договору купли-продажи может быть передан, т.е. вручен покупателю, в месте нахождения покупателя либо в месте нахождения товара. Когда договором купли-продажи не предусмотрена передача товара, то обязательство считается исполненным с момента сдачи товара органу транспорта для доставки покупателю.
Что касается договоров поставки, то ст. 510 ГК возлагает на поставщика обязанность доставки товара покупателю, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право выбора вида транспорта принадлежит поставщику, если его вид не определен договором. Отсюда возникает необходимость согласовывать в договорах более экономичный для покупателя способ транспортировки.
Для контрагентов значимы вопросы распределения расходов по транспортировке. Действуют следующие традиции торгового оборота. Погрузка товара на транспортное средство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором. Выгрузка поступившего товара осуществляется средствами и за счет получателя.
Сами транспортные расходы всегда ложатся на покупателя.
Проблема доставки товаров является одной из наиболее острых для изготовителей и оптовых организаций, которые стремятся выйти на широкий рынок, — причем основные сложности связаны не со стоимостью перевозки, а с обеспечением сохранности товара в пути. Оптимальный вариант — перевозка товара автотранспортом по схеме «от двери до двери», т.е. доставка непосредственно на склад покупателя. Здесь используется несколько решений. Перед покупателем выдвигается требование, чтобы купленная партия была равна полному контейнеру или норме загрузки крытого автомобиля, поскольку в этом случае шоферу легче обеспечить сохранность груза.
При перевозках по железной дороге снижен контроль за целостностью груза, и потому нередки случаи недостачи и порчи товара. Попытки страховать груз позволяют компенсировать его стоимость по цене покупки, но не возмещают покупателю неполученные доходы. Поэтому, хотя перевозки автотранспортом обходятся дороже, покупатели идут на эти издержки.
При выработке условий о порядке доставки необходимо предусматривать меры, направленные на обеспечение сохранности товара. Таково включение требований об использовании отправителем средств пакетирования, крепления, укрытия груза. Средства пакетирования — это тканевые и проволочные сетки, грузовые пакеты, специализированные контейнеры, поддоны и др. Они не только затрудняют хищения, но и значительно ускоряют и удешевляют погрузку и выгрузку. Имеется множество других приемов, позволяющих повысить сохранность товара при перевозке. Все эти вопросы могут решаться исключительно на основе договоров и должны предусматриваться в них.
При массовых отправках товара следует определять в договоре частоту отгрузок, например, не более одного-двух вагонов или автомобилей в день, неделю, декаду. Необходимо устанавливать предельные размеры, т.е. количество одновременно отгружаемых партий товара, чтобы не столкнуться с проблемой выгрузки целых эшелонов. Предельные размеры одновременно отгружаемых партии могут указываться и при доставке автомобильным транспортом, что крайне актуально в отношении скоропортящихся товаров (полуфабрикаты, фрукты, зелень и т.п.).
Важно предусматривать обязанность продавца телеграммой или по телефону заблаговременно уведомлять получателей об отправке им товара. Подача уведомлений позволяет заранее подготовиться к приему товара, ускорить выгрузку, уменьшить потери. Этому же способствует установление графиков доставки. Если предусмотренная договором обязанность уведомления не выполнена продавцом, то на него можно отнести понесенные убытки. Однако удобнее устанавливать в договорах ответственность в виде штрафа за такие нарушения.
По соглашению между сторонами обязанность вывоза товара может возлагаться на покупателя: такой порядок называется самовывозом. Вывоз осуществляется собственным транспортом покупателя или заказанным транспортом. Самовывоз иногда дополняется условием о выборке товара, т.е. праве отбора покупателем на складе продавца товаров в желаемом ассортименте.
Условие о самовывозе требует дополнительных организационных мер. Так, в договорах должны предусматриваться конкретные дни прибытия за товаром. Может устанавливаться обязанность продавца извещать покупателя в определенный срок (за 2—3 дня) о готовности товара для вывоза. Одновременно должна вводиться ответственность продавца за непредставление товара к сдаче либо за невыборку его покупателем. Это самостоятельные нарушения договора, требующие установления отдельной штрафной ответственности.
Одновременно с определением порядка доставки в договоре могут решаться вопросы перехода права собственности на товар. Факт сдачи товара перевозчику для доставки его покупателю по общему правилу влечет переход права собственности от продавца к покупателю. Вместе с тем в договоре момент перехода права собственности может быть определен по-иному. Во внешнеторговой и зарубежной практике широко используется резервирование продавцом права собственности до момент