Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа
Цель работы: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
- дать понятие конкуренции;
- изложить несовершенную конкуренцию;
Введение 3
1. Конкуренция как составляющая рыночной экономики 5
1.1. Понятие конкуренции 5
1.2 Конкуренция как критерий классификации рыночных структур 9
2. Несовершенная конкуренция 13
2.1 Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция 13
2.2 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции 17
3. Проблемы конкурентноспособности национальных производителей 19
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы 23
Введение………………………………………………………………………..24
1.Понятие,сущность предпринимательского риска;
Классификация предпринимательского риска……….………………………27
2.Функции предпринимательского риска………………………………………31
3.Анализ предпринимательского риска………………………………………...37
4.Cпособы снижения риска………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы……………………………………………57
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце 19 – начале 20 в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса.
Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.
В экономической литературе даётся следующая классификация монополий. С учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций: а) чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой); б) абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).
В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий: а) естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.); б) легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.); в) искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм; ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами), уровень технологий; применяют более крупный капитал; «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм – картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – союз нескольких
предприятий одной отрасли
Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.
Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.
Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.
Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков: рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы; структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой; рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде по детальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.
Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.
Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.
Таким образом, в условиях
монополистической формы
2. Несовершенная конкуренция.
2.1 Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция.
В период монополистической конкуренции основными её формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество. Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирмы проводится путём:
а) конкурентная модель – основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы могут копировать любую техническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на технические исследованья несут только разработчики;
б) монополистическая модель – основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счёт нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизации рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счёт морального износа машин и оборудованья, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию;
3. Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращиванья производственных возможностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счёт того, что свободный вход на рынок и выход фирмы с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объём выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счёт этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счёт издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода – эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности»:
а) эффект масштаба. При данной технологии и издержках производства потребительский спрос может быть недостаточным, чтоб поддержать большое количество конкурирующих фирм, производящих такой объём продукции, который позволяет каждой из них реализовать существующий эффект от роста масштабов. В таких случаях фирма должна быть по отношению к рынку большой, т.е. она должна быть монополистической, способной эффективно производить продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемого изделия.
б) Х-неэффективность. Обычно при исследовании издержек производства делается допущение, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной и которая позволяет фирме добиться минимума средних издержек для каждого уровня выпуска. В реальной действительности каждая фирма, как правило, не использует в полной мере имеющиеся возможности снижения издержек. Для оценки потенциальных возможностей снижения издержек до минимального уровня средних введено понятие «Х-неэффективность». Она имеет место тогда, когда фактические издержки фирмы для любого объёма производства больше, чем минимально возможные издержки. Такое превышение издержек возникает за счёт уклонения фирмы от предпринимательского риска, обеспечения работой некомпетентных друзей и родственников, неудовлетворительного стимулирования рабочих фирмы.
4. Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трёхстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким ценам и за приобретение товаров по более низким ценам.
Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:
1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную способность платить за продукт;
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество» – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.
Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.
2.2 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции
В конце XIX – начале ХХ в. во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость». Термин «несовершенная» означал в то время несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравниванья прибылей и «социальное несовершенство» из-за того, что монополии часть «законной прибыли» изымали у других отраслей.
Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.
В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется для характеристики монополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства и мелкой прибыльностью. «К сожалению, – отмечал П. Самуэльсон, – в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии». При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий начала ХХ века. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходе к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике