Конкуренция и ее роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть тему курсовой работы.
Задачи курсовой работы предопределяются целью и состоят в том, чтобы:
- дать понятие конкуренции;
- изложить несовершенную конкуренцию;

Содержание работы

Введение 3
1. Конкуренция как составляющая рыночной экономики 5
1.1. Понятие конкуренции 5
1.2 Конкуренция как критерий классификации рыночных структур 9
2. Несовершенная конкуренция 13
2.1 Формы конкуренции в условиях монополистического производства. Ценовая и неценовая конкуренция 13
2.2 Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции 17
3. Проблемы конкурентноспособности национальных производителей 19
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованной литературы 23
Введение………………………………………………………………………..24
1.Понятие,сущность предпринимательского риска;
Классификация предпринимательского риска……….………………………27
2.Функции предпринимательского риска………………………………………31
3.Анализ предпринимательского риска………………………………………...37
4.Cпособы снижения риска………………………………………………………52
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы……………………………………………57

Файлы: 1 файл

Предпринимательские риски в РК.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В её модели выделяют два типа рынков:

1. Рынок товаров  и услуг, используемых для личного  потребления;

2. Рынок факторов  производства. Взаимосвязь между  этими рынками сформулирована  в виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства.

Фирма, с одной  стороны, выступает как поставщик  своих товаров, с другой – как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.

 

 

 

3. Проблемы конкурентноспособности национальных производителей

 

Одним из важнейших  факторов, повышающих эффективность  экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями в Республике Беларусь. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех этих стимулов.

В рыночной экономике  Республики Беларусь благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличие от искусственного, навязываемого, так называемого социалистического соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по свое природе, следствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.

Конкуренции противоречит монополия. Понятие «монополия»  означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.

Широкая монополизация  экономики многих стран, наблюдавшаяся  с конца 19 века, явилась, закономерным результатом гигантской концентрации промышленного производства под  воздействием научно-технологического прогресса. Однако тенденции к укрупнению производства, его концентрации и монополизации не являются, безусловно, преобладающими. В последнее время научно-технологическое развитие породило иную тенденцию – повышение роли средних и малых хозяйственных форм, предприятий и фирм, небольших по размеру и первоклассно технически оснащенных.

В то же время  элементы монополизма неизбежны  и в рыночной экономике. С одной стороны, он прорастает как сорная трава на ниве экономики. С другой стороны, существует государственный, официальный, узаконенный монополизм.

Необходимо обозначить одну большую проблему – ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. Сегодня в Республике Беларусь рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной – права на жилье. Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».

А рынок рабочей силы оказывает заметное влияние на экономику  в целом. Так, по мнению ряда экспертов, высокая мобильность рабочей силы в США – одна из основных причин того, что экономика страны растет быстрее, чем в государствах Западной Европы.

Последствия перечисленных  тенденций неутешительны.

Вот почему Президентом  РБ поставлена задача повышения конкурентоспособности белорусской экономики как главной задачи текущего момента.

 

 

 

Заключение

 

Написав курсовую работу на тему «Конкуренция и ее роль в  рыночной экономике. Проблемы конкурентноспособности национальных предприятий», сделаем выводы.

  1. Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом. Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца 19 века, в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно, не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия»;
  2. Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;
  3. Несовершенная конкуренция – это модель рынка, на котором продавец или покупатель способен оказать влияние на уровень цен;
  4. Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.
  5. В условиях монополистической формы хозяйствования конкуренция носит весьма сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов.

Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную  политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов – не одно и то же, а скорее противоположности.

Таким образом, этот тезис  применим и для частного случая антимонопольной практики – для определения, в каком случае снижение цены означает недобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно. Анализ конкурентоспособности Республики Беларусь дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Экономическая теория / под редакцией доктора экономических наук, проф. В. Д. Камаева. – М.: Владос, 1998.
  2. Экономическая теория / под редакцией доктора экономических наук, проф. А. И. Добрынина. – Спб.: Санкт – Петербургский государственный университет экономики и финансов.
  3. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 1999.
  4. Экономика. Учебник/под ред. А. И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: «Проспект», 1998. - 792с.
  5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998.
  6. Курс экономической теории: Учебное пособие./Под ред. А. Н. Тур, М. И. Плотницкий. – Мн.: ”Мисанте”1998.
  7. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Ч.1. Мн., 1994.
  8. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 1997. - 720 с.

 

Введение

В условиях перехода к рыночной экономике  меняются методы хозяйствования в результате многочисленных экономических реформ. В  сознании людей должно утвердится понятие того, что такое бизнес. Бизнес часто определяют как деятельность, направленную на извлечение прибыли. Это, в первую очередь, коммерческая деятельность, или предпринимательская, которой занимаются  частные лица, а также организации.

В работе я хочу рассмотреть  такие вопросы, как виды рисков, их причины, методы подсчета и анализа, а также меры, направленные на снижение рисков.

Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать.

Под предпринимательским  понимается риск, возникающий при  любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией, а также осуществлением научно-технических проектов.

Риск присущ любой  сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.

Однако опыт развития всех стран показывает, что игнорирование  или недооценка хозяйственного риска  при разработке тактики и стратегии  экономической политики, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического прогресса, обрекает экономическую систему на застой. Вновь возникновение интереса к проявлению риска в хозяйственной деятельности связано с проведением в Казахстане экономической реформы. Хозяйственная среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций. В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска.

Экономические преобразования, происходящие в Казахстане, характеризуются  ростом числа предпринимательских  структур, созданием ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации и приватизации государство правомерно отказалось от единоличного носителя риска, переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. Однако большое число предпринимателей открывают свое дело при самых неблагоприятных условиях. До конца 80-х годов казахстанская экономика характеризовалась достаточно стабильными темпами развития. Первыми признаками проявления кризиса явились негативные процессы в инвестиционной сфере (снижение ввода основных производственных фондов), результатом чего стало снижение объемов произведенного национального дохода, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Нарастающий кризис экономики Казахстана является одной из причин усиления предпринимательского риска, что приводит к увеличению числа убыточных предприятий.

 Значительный рост  убыточных предприятий позволяет сделать вывод о том, что без учета фактора риска в предпринимательской деятельности не обойтись, без этого сложным является получение адекватных реальным условиям результатов деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно.

Анализ риска всегда связан с установлением тенденций  изменения характера возможных  потерь, обусловленных принятием  решений в случае рисковых ситуаций. В основу анализа рисков легли  три основных критерия Б. Берлимера:

•   потери от риска, независимые друг от друга;

•   потери по одному направлению из «портфеля рисков»  не обязательно увеличивают вероятность  потерь по другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

•   максимально  возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участников.

Основными задачами анализа  риска следует считать: определение уровня риска, т.е. область его действия по оценочной шкале; установление величины риска; сопоставление величины риска с уровнем надежности производственной системы.

Актуальность этой темы сложно переоценить. В последнее  время не только в Казахстане, но и во всем мире предпринимательство  развивается огромными темпами.

Итак, настоящий предприниматель  должен не стремиться избегать риска, а знать его разумные пределы, руководствоваться не только здравым смыслом, но еще и экономическим анализом степени риска.

В этом  заключается актуальность  данной темы.

В своей работе я пользовалась учебниками, периодическими изданиями  а также нормативными и законодательными документами.

В заключении подведены  итоги курсовой работы, сделаны выводы.

 

1. Понятие, сущность предпринимательского риска;   Классификация предпринимательского риска

 

Понятие риска используется в целом ряде наук. Исследования по анализу риска можно найти в литературе по психологии, медицине, философии; в каждой из них изучение риска основывается на предмете исследования данной науки и, естественно, опирается на собственные подходы и методы. Такое разнообразие направлений исследования риска объясняется многоаспектностью этого явления.

В экономической науке  по существу отсутствуют общепризнанные теоретические положения о предпринимательском  риске, фактически не разработаны методы оценки риска применительно к  тем или иным производственным ситуациям и видам предпринимательской деятельности, отсутствуют рекомендации о путях и способах уменьшения и предотвращения риска. Хотя следует отметить, что в последние годы появились научные работы, в которых при рассмотрении вопросов планирования, экономической деятельности коммерческих организаций, соотношения спроса и предложения затрагиваются вопросы риска, такие, как: «Риски в современном бизнесе»,

Информация о работе Конкуренция и ее роль в рыночной экономике