Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
ВВЕДЕНИЕ
В
условиях стремления каждой фирмы к
максимизации прибыли и, следовательно,
к расширению масштабов хозяйственной
деятельности, фирмы выступают по отношению
друг к другу как конкуренты. Под экономической
конкуренцией понимается соревнование
экономических агентов на рынке за предпочтение
потребителей или как говорят, за «рубль
потребителя» в целях получения наибольшей
прибыли. Именно на этом основано функционирование
фирм в современных условиях, в
условиях складывающихся рыночных отношений.
Конкуренция
является необходимым и важнейшим
элементом рыночного механизма,
но сами ее формы далеко не одинаковы
на различных рынках и в различных
рыночных ситуациях. Это существенно
влияет на поведение фирм и других
экономических агентов при
Примерено
до середины XIX века для экономики развитых
стран была характерна совершенная
(свободная), конкуренция, что определялось
небольшими размерами предприятий и многочисленностью
производителей. Однако со второй половины
века крупные предприятия захватывают
все большую долю рынков (рынков отдельных
товаров), что приводит к появлению несовершенной
конкуренции, а позже – к появлению монополий.
Конкуренция является главным
механизмом современного рынка. Создание
конкурентной среды – важнейшее условие
функционирования рыночной экономики.
В начале 90-х годов Россия взяла твердый
курс на построение рыночного хозяйства,
отказ от государственной монополии и
развитие конкуренции. Однако в течение
уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает
сталкиваться с серьезными проблемами
в создании конкурентной среды. Полная
государственная монополия, существовавшая
в стране более 70 лет, естественные монополии
и их социальная значимость – все это
существенно осложняет процесс создания
конкурентной среды в экономике Российской
Федерации. В тоже время уже сегодня можно
говорить о значительном прогрессе России
в вопросе построения конкурентной среды.
Таким
образом, можно с полным правом говорить
о том, что вопросы конкуренции
имеют сегодня большую
Основная цель курсовой работы состоит
в том, чтобы рассмотреть различные формы
конкуренции на рынке и выявить главные
проблемы создания конкурентной среды
в экономике России.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
Закон конкуренции – это закон, определяющий, что каждый товаропроизводитель и другие участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров (услуг), пользования капиталом и т.п.
Конкуренция представляет собой процесс
управления субъектом своими конкурентными
преимуществами для достижения победы
или других целей в борьбе с конкурентами
за удовлетворение объективных или субъективных
потребностей в рамках законодательства
либо в естественных условиях. Конкуренция
является сегодня движущей силой развития
субъектов и объектов управления, общества
в целом, рыночного хозяйства страны.
Впервые теория конкуренции была
обобщена известным экономистом Адамом
Смитом в работе «Исследование о природе
и причине богатства народов». Новизна
теории конкуренции А. Смита заключается
в том, что он впервые:
Конкуренция может
протекать в самых различных формах все
зависит то ряда внешних условий, на которых
целесообразно остановиться далее.
Одной из главных причин такого положения
является то, что в России системно и профессионально
проблемами создания конкурентной среды
никогда никто не занимался. Россия уже
на протяжении более чем 10 лет строит рыночные
отношения. Однако ни Государственная
Дума, ни Правительство Российской Федерации,
ни Российская академия наук ни другие
структуры не нашли возможным включить
в свои планы работ решение проблем создания
конкурентной среды в экономике России,
разработку стратегий и планов по созданию
эффективной и полноценной конкурентной
среды.
Впервые проблема создания конкурентной
среды на государственном уровне
была поднята лишь 30 марта 1999 года в
Ежегодном послании Президента России
Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию
России. В тоже время при построении
рыночных отношений, представляется, что
все действия Президента, Федерального
Собрания, Правительства и каждого
политика в отдельности должны оцениваться
не с точки зрения соответствия либеральным
или антилиберальным экономическим
взглядам, а по единственному критерию:
способствуют ли эти действия созданию
конкурентной среды. Именно так происходит
в большинстве развитых стран мира.
Особую практическую ценность представляет
собой опыт стран, входящих в технологическое
ядро мирового сообщества – США, Японии,
Англии, Франции по созданию внутренней
конкурентной среды и удержанию внешних
конкурентных преимуществ.
В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции:
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные
виды конкуренции.1
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные продавцы, и придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне он не может, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок.
Свобода
«рыночного» перемещения
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
| |
|
Обозначения. P — цена, Q — количества товара, E — точка равновесия.
Рисунок 1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции
Рисунок 1 иллюстрирует, что при совершенной конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции не существует. Но все - таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции).
Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.
«Совершенным конкурентом» является тот, кто может продавать все, что он хочет, по существующей рыночной цене, но не в состоянии влиять на нее в сторону повышения или понижения. В свою очередь «полностью конкурентной отраслью» является такая отрасль, которая состоит исключительно из многочисленных совершенных конкурентов.2
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
На
«совершенно конкурентном»
Однако на «несовершенно конкурентных» рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену. Прикидывая, как им увеличить прибыль, они, естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на «совершенно конкурентных» рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.
Насколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным производителем.
И не существует другой отрасли, выпускающей сколько-нибудь близкий заменитель его продукции.
Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например до начала 80-х годов компания «Объединенные прииски Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в некоммунистическом мире.
В качестве других примеров можно привести монополию «Полароид» на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городе и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения.
В реальной жизни монополия – это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких соперников.