Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
В условиях совершенной конкуренции не существует никаких препятствий к вхождению в рынок новых производителей. С другой стороны, на монопольных рынках существуют барьеры вхождению, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.3
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели считают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция,поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция – это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок
характеризуется
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.4
Олигополия
подразумевает наличие
Автомобильная, сталелитейная промышленность и отрасль по производству крупяных изделий являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков.
Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции. Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения в рынок отсутствуют, а монополия не оставляет возможности для проникновения других фирм.
На олигополистических рынках обычно существует некоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.
К достоинствам олигополии можно отнести то, что она способствует научно- техническому прогрессу, т.к. имеет огромные финансовые средства, что не могут себе позволить небольшие фирмы. Еще олигополисты, получая прибыль, могут ее часть направить в НИОКР. Из минусов – олигополия уходит от контроля государства и старается извлечь прибыль благодаря своим покупателям.
Олигополия довольно не идеальная структура рынка. Последствия олигополии для судеб рыночной экономики довольно велики. Преимущество рыночной экономики основывается на механизмах ценовой саморегуляции. В случае же нескоординированной олигополии этот механизм либо уничтожен, либо блокирован. В таких условиях возможными становятся серьезные искажения цен и объемов производства по сравнению с объективными запросами рынка. Возникают и разрушительные ценовые войны гигантских корпораций. Понятно, что столь масштабные сбои работы рыночных механизмов являются главным недостаткам олигополии.5
Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением.
От совершенной конкуренции требуется
обеспечение развития инфраструктурных
отраслей экономики, подавление негативных
проявлений рыночного механизма, осуществление
заботы о подрастающем поколении, поддерживание
образования и культуры общества, субсидирование
экологических организаций. Если же перейти
к несовершенной конкуренции, то в скором
времени монополии путем повышением цен
сведут платежеспособный спрос на рынке
до критического уровня.
Рассматривая проблему отрицательного
воздействия несовершенной конкуренции
на рынок, замечу, что несовершенная конкуренция
ведет к установлению определенной номенклатуры
продукции, фиксированным ценам (путем
сговора) и так далее. Более того, несовершенная
конкуренция не способствует повышению
эффективности использования ресурсов.
Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:
Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.6
Проблема антимонопольного регулирования очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач - устранение последствий, порождаемых несовершенством рынка. В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.
Среди
массы новых явлений, с которыми
жители нашей страны столкнулись
после начала перехода к рыночной
экономике, феномен конкуренции
привлекает к себе относительно скромное
внимание. О конкуренции в повседневной
жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная
реклама компаний, наперебой расхваливающих
свои товары и выгодные цены. Вместе
с тем, профессиональные экономисты
придают понятию конкуренции
на рынке поистине колоссальное значение
как основному
Изменение
экономической системы в
С
начала 90-х годов проблемы монополизации
хозяйственной жизни, конкуренция
на товарных рынках остро стали перед
Россией: без принятия твердых и
последовательных мер против монополизма
нельзя надеяться на успех экономической
реформы и переход к рыночной
экономике. Успех экономических
преобразований в немалой степени
зависит от взвешенной, выверенной
системы регулирования
В
нашей стране, промышленности которой
в наследство от командно-административной
системы бывшего СССР достался целый
комплекс гигантов-монополистов, особенно
важной становится проблема демонополизации
экономики и недопущения
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Развитие
антимонопольного регулирования очень
актуально для развития российской
экономики, где степень монополизации
рынка выше, чем в государствах
с исторически сложившимся
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство: