Конкуренция и ее содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

Файлы: 1 файл

Курсавая макроэкономика.docx

— 89.27 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает  как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и  монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Практика  антимонопольного законодательства неоднократно менялась: сменялись периоды ужесточения  на периоды либерализации и наоборот. Самые первые антимонопольные законы были, несмотря на свое несовершенство, самыми жесткими: они запрещали любые  объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли.

История антимонопольного регулирования также  знает попытки предотвращать  ценовую дискриминацию, когда при  определенных условиях возможно продавать один и тот же товар различным группам потребителей по различным ценам, но, с развитием сферы сервиса, эти законы ушли в историю. Сейчас ценовая дискриминация стала явлением повсеместным, когда существуют дорогие магазины и торговые центры.

В последние десятилетия наблюдается  смягчение действий статей законодательства. Считается, что основной задачей  антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшений условий  конкуренции.

Современные антимонопольные законодательства, хотя и различаются в разных странах, имеют два принципиальных направления - контроль за ценами и за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Также законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма  приобретает акции другой. В результате вторая компания становится частью первой. Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединения сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.

В случае вертикального слияния (объединения  последовательно связанных производств  типа угольных, сталелитейных и автомобильных  компаний) закон также устанавливает  верхний предел доли фирм на соответствующих  рынках.

Конгломератные  слияния (объединения компаний из различных  отраслей) обычно разрешается, поскольку  обычно в этом случае производство оказывается более эффективным, а позиции компаний на соответствующих  рынках практически не меняются.

К профилактическим антимонопольным  мерам относят снижение таможенных налогов, отмену квот, ликвидацию других барьеров, препятствующих поступлению  на внутренний рынок продукции иностранных  предприятий, создание для зарубежных вкладчиков капитала условий, стимулирующих  их инвестиционную деятельность. Внутри страны немалую роль могут сыграть  меры по стимулированию процессов диверсификации, поддержке малого бизнеса, венчурных  фирм, либерализации процедур лицензирования, государственная помощь фирмам, осваивающим такие виды технологии, которые позволяют производить продукцию, выпускаемую монополиями, меры по поддержке независимых изобретателей и т. п.

Особо впечатляющими в этом отношении  являются мероприятия рыночных стран  по поддержке и стимулированию развития новых фирм, в первую очередь - малого бизнеса. В настоящее время в большинстве стран сформировались целые системы мер по обеспечению такой поддержки, которые включают в себя, как правило, помощь малым фирмам в финансовом, материально-техническом, информационном и консультационном отношениях. Финансовая поддержка заключается, прежде всего, в обеспечении новым фирмам многочисленных источников венчурного капитала. Поддержка и помощь в материально-техническом отношении предполагает создание возможности покупки (или получения в аренду) для новых фирм на льготных условиях производственных помещений, транспортных средств, оборудования.

Информационная  поддержка включает в себя обеспечение  для новых фирм возможности пользования  техническими библиотеками, информационными  сетями, банками данных. Консультативная  помощь состоит в развитии доступных  консультативных служб, способных  сориентировать новых предпринимателей в вопросах налогообложения, страхования, оформления патентов, маркетинга и  т. п.

Наряду  с развитием малого бизнеса для  многих стран исключительно важным направлением либерализации рынка  и активизации конкурентных рыночных сил является снижение таможенных барьеров. 8

 

 

 

 

    1. Цели и методы антимонопольного регулирования в России

 

В социалистических странах борьбы с  монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось  наиболее рациональным способом организации  выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.

В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: большинство всех занятых работали на предприятия с числом работников более одной тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность - 94%, черная металлургия - 83%, машиностроение и металлообработка - 84%, то есть в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами.

Гигантские  заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований. В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки.

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение  поставленных целей реализуется  посредством применения сложившихся  в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие:

Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции.9

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Монопольно  высокой ценой товара (за исключением  финансовой услуги) является цена, установленная  занимающим доминирующее положение  хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую  в условиях конкуренции на  товарном рынке, сопоставимом  по количеству продаваемого за  определенный период товара, составу  покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей  приобретения или продажи товара) и условиям доступа, устанавливают  хозяйствующие субъекты, не входящие  с покупателями или продавцами  товара в одну группу лиц  и не занимающие доминирующего  положения на сопоставимом товарном  рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых  для производства и реализации  такого товара расходов и прибыли.

Монопольно  низкой ценой товара (за исключением  финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую  в условиях конкуренции на  сопоставимом товарном рынке  устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями  или продавцами товара в одну  группу лиц и не занимающие  доминирующего положения на таком  сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена ниже суммы необходимых  для производства и реализации такого товара расходов.10

Сейчас  в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с  развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Контроль  за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О защите конкуренции", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

 

 

 

Предварительно  контролируются:

  • создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 3 млрд. руб.;
  • ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале акционерного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 25% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его образовании;
  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 1/3 таких акций. Это требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его образовании;
  • одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 20% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
  • лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.

В этих четырех случаях предварительное  согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих  в сделках, превышает 3 млрд. руб., или  одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих  субъектов, доля которых на рынке  определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия.

При создании нового хозяйствующего субъекта, слиянии или присоединении коммерческих организаций, стоимость активов  которых превышает 200 млн. руб., учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный  орган в 45-дневный срок после регистрации.

  В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в ФАС до регистрации и получить соответствующее заключение.

Информация о работе Конкуренция и ее содержание