Конкуренция и ее содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

Файлы: 1 файл

Курсавая макроэкономика.docx

— 89.27 Кб (Скачать файл)

Регулирование деятельности естественных монополий  – это второе основное направление  в государственном регулировании  рынка. Органами регулирования естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.16

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и  терминалов в морских портах при  вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется  организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в  установленном порядке, а также  организациям, являющимся основными  обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей). 
       В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка. 
   Такое государственное регулирование рынка способствует развиттию конкурентных отношений и препятствует установлению государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства государства в рыночное хозяйствование. 

Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции  на рынках Российской Федерации взаимосвязаны  с финансовой стабилизацией, антиинфляционными  мерами, а также инвестиционной и  экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих  субъектов от монополистической  деятельности осуществляется в большинстве  своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и  ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках".17

        3.2. Развитие конкурентных отношений в современной России. 
        
        Для определения конкурентоспособных отраслей российской экономики необходимо, прежде всего, определить "поле" отраслей, на котором предстоит делать выбор. Предлагается исходить из того, что выбор предстоит делать из базовых отраслей экономики России.  
К таковым на сегодняшний день относятся:

  • Промышленность
  • Строительство
  • Сельское хозяйство
  • Транспорт
  • Розничная торговля

Предлагается  также дополнить указанный перечень отраслью "Связь" (в противном  случае наличие в нем "Транспорта" и отсутствие "Связи" представляется достаточно странным).

Такие отрасли экономики как "Культура и искусство", "Образование", "Управление и оборона" к базовым не относятся и поэтому они не включаются в перечень рассматриваемых отраслей.

Ни  строительство, ни сельское хозяйство, ни даже связь и ни тем более  торговля и общественное питание  не являются отраслями, которые потенциально, ввиду каких-либо страновых особенностей, обладают сравнительными преимуществами в страновом разрезе.

Более того, развитие данных отраслей осложняется  этими самыми страновыми особенностями. Суровые природно-климатические условия, к примеру, не лучшим образом сказываются на развитии сельского хозяйства, да и строительства тоже.

Россия  обладает значительной частью ресурсного потенциала планеты и в этом ее бесспорное преимущество. В расчете  на душу населения Россия занимает первое место в мире по обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами. Богатство  России полезными ископаемыми в  значительной мере компенсирует ряд факторов, затрудняющих ее развитие, в том числе суровость климатических условий, приводящих к существенному удорожанию функционирования хозяйственной системы.

Трудовые, интеллектуальные ресурсы, которые  также принято относить к базовым  факторам национальной конкурентоспособности, в данном случае не учитываются. Причина: это не естественно-конкурентные преимущества. Необходимо также признать, что в  настоящее время существует завышенная самооценка относительно российской уникальности с точки зрения наших трудовых и интеллектуальных ресурсов. 18

Опережающими  темпами развития в долгосрочном периоде будут отличаться следующие  базовые отрасли экономики:

  • Промышленность
  • Строительство
  • Связь
  • Торговля и общественное питание

        Средние темпы прироста валовой добавленной стоимости в указанных отраслях в период 2003-2012 гг. прогнозируются следующими:

  • Промышленность - 8,6 %,
  • Строительство - 7,7 %,
  • Связь - 13,1 %,
  • Торговля и общественное питание - 7,2 %.

С учетом того, что в целом среднегодовой  прирост ВВП в указанный период может составить 6,9 %, именно указанные  отрасли необходимо считать отраслями  с опережающими темпами развития.

Данные  прогнозные оценки являются результатом  определения стоимости экономического потенциала отраслей национальной экономики методом дисконтированных доходов. Этот метод, использованный в 2004 году аудиторско-консалтинговой компанией ФБК для проведения широкомасштабной исследовательской работы "Сколько стоит Россия", позволил сделать как стоимостную оценку экономического потенциала отраслей, так и спрогнозировать темпы приращения их стоимостей. Темпы приращения стоимостей указанных выше отраслей выше средних, это и дает основание выделить их в качестве потенциально конкурентоспособных.

Ускоренное  развитие промышленности, строительства, связи, торговли и общественного питания привело к тому, что их доля в ВВП страны к 2012 году заметно увеличилась: промышленности - с 26,5 % до 30,1 %, строительства - с 7,2 % до 7,9 %, связи - с 1,8 % до 3,0 %, торговли и общественного питания - с 22,8 % до 25,7 %.

Однако  только лишь ускоренного развития отраслей для их отнесения к конкурентоспособным недостаточно. Необходимо также, чтобы рассматриваемые отрасли обладали, как уже отмечалось выше, естественно-конкурентными преимуществами. Ни связь, ни строительство, ни тем более торговля и общественное питание не обладают такими преимуществами. Транспорт обладает, как уже отмечалось, но укоренным его развитие в долгосрочной перспективе никак не назовешь (средние темпы прироста валовой добавленной стоимости транспорта на период до 2012 года - 4,3 %).

Таким образом, получается, что двум основным критериям (ускоренное развитие и естественно-конкурентные преимущества) отвечает только одна отрасль экономики - промышленность. Поскольку набор промышленных отраслей сложился исторически как результат более чем полувекового развития производственных систем, целесообразно сохранить преемственность и при выборе критериев определения их конкурентоспособности.

Естественно-конкурентным преимуществом ряда российских отраслей является их богатейшая сырьевая база. Именно по этой причине такие отрасли, как нефтедобывающая промышленность, газовая промышленность, лесозаготовительная, цветная металлургия могут и  должны быть отнесены к конкурентоспособным. Уже в настоящее время подавляющая часть экспортной выручки страны поступает именно от реализации продукции данных отраслей. Россия по экспорту их продукции занимает 1-2 место в мире. В настоящее время в России экспортируется большая часть добываемой нефти - 54,1 %, значительная часть газа - 30,6 % и других сырьевых ресурсов.

Несмотря  на удаленность основных нефтяных месторождений  от экспортных терминалов, относительно низкая себестоимость добычи российской нефти обеспечивает ее высокую конкурентоспособность, особенно на европейском рынке. По данным Минпромэнерго России, в среднем по России себестоимость добычи нефти составляет около 4 долл. за баррель, что значительно ниже себестоимости добычи в США, Норвегии и Великобритании - 6-7 долл./баррель (по данным международных источников, затраты по добыче нефти Западной Сибири примерно равны затратам добычи в Северной Америке и Северном море).

Вопрос  конкурентоспособности российского  газа на внешних рынках не столь  однозначен. Это связано с перспективой выхода газодобычи в регионы с  высокой себестоимостью топлива, освоения месторождений шельфовой зоны и  в перспективе - газовых гидратов.

Алюминий  как крупнейшая статья экспорта в  этой отрасли держится на относительной  дешевизне энергии, льготах по транспортным тарифам, оптимизации налогов. Высокая  доля экспорта (до 80 % и более) почти избавляет отрасль от НДС.

Россия, являясь третьим после США  и Китая производителем алюминия, не располагает достаточными собственными ресурсами высококачественных бокситов и сегодня вынуждена импортировать  значительные объемы глинозема. Несмотря на это, алюминиевая промышленность России имеет серьезные перспективы  для своего развития и может стать  тем самым "полюсом роста", который  способен повлечь рост и других отраслей хозяйства.

Россия  занимает первое место в мире по производству и экспорту никеля. Ее доля в мировом экспорте никеля достигает 30-35 %. Прогнозируется рост мирового потребления  цветных металлов: алюминия, благодаря  росту спроса со стороны авиационной, автомобильной, электротехнической промышленности, строительного сектора; никеля - со стороны производителей нержавеющей стали.

По  объему валютной выручки лесозаготовительная  промышленность стабильно занимает в России пятое-шестое место среди  прочих экспортеров страны. Однако при сохранении высокого экспортного  потенциала экспортируется в основном сырье и полуфабрикаты. 19 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в современных условиях, чтобы выдерживать конкуренцию  в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей  конкурентоспособности, России также  необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение стратегической конкурентоспособности, создание необходимых условий для  реализации национальных интересов  в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия как  неотъемлемая часть государственной  стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы.

Несомненно, российское государство наряду с  существенными конкурентными недостатками обладает значительным ресурсом для  повышения своей конкурентоспособности  и пока неиспользованными серьезными преимуществами в плане конкурентоспособности. К российским конкурентным преимуществам  можно отнести: уникальное евразийское  геополитическое положение российского  государства; сохранение статуса великой  державы по некоторым признакам; богатейшие природные ресурсы (при  условии существенного повышения  эффективности их использования); историко-культурные традиции, единую полиэтническую и многоконфессиональную цивилизационную общность, закаленную в историческом процессе.

В качестве конкурентных ресурсов мы вправе рассматривать: сохранившийся достаточно высокий образовательный и научный  уровень; наметившийся после периода  экономического кризиса 1990-х некоторый  экономический рост (в настоящий  момент «приторможенный» мировым кризисом); ряд уникальных производств, прежде всего, в оборонной отрасли; потенциал  повышения эффективности государственного управления; потенциал региональной интеграции. К этому можно добавить потенциал повышения конкурентоспособности  российской геополитики, потенциал  решения проблемы российской идентичности, потенциал создания информационной инфраструктуры и информационного общества, потенциал укрепления российского имиджа.

И, конечно, ключевым механизмом повышения  уровня конкурентоспособности России видится конкурентная стратегия  и конкурентная политика государства, которая посредством стратегически  верного определения векторов и  приоритетов реформирования, ориентированных  на жизнеустойчивость, позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны, необходимого для достойного существования в сложных условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Тогда задачи восстановления статуса державы в экономико-технологическом плане, перехода российского государства с «нижнего» на «верхний путь к конкурентоспособности», возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере не будут восприниматься экспертами как несбыточные мечты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.             Литература:
  1. Завьялов П.М.  Конкуренция - неотъемлемое свойство развития рынка/ П.М. Завьялов. СПб.: 2001.

Информация о работе Конкуренция и ее содержание