Конкуренция и ее содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.

Файлы: 1 файл

Курсавая макроэкономика.docx

— 89.27 Кб (Скачать файл)

Российское  антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами. 11

Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

1. Не допускается недобросовестная  конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые  могут причинить убытки хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб  его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении  характера, способа и места  производства, потребительских свойств,  качества и количества товара  или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение  в оборот товара, если при этом  незаконно использовались результаты  интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование,  разглашение информации, составляющей  коммерческую, служебную или иную  охраняемую законом тайну.

2. Не допускается недобросовестная  конкуренция, связанная с приобретением  и использованием исключительного  права на средства индивидуализации  юридического лица, средства индивидуализации  продукции, работ или услуг.12

Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.

Развитие  рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных  органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать  нормативные акты и совершать  действия, которые ограничивают самостоятельность  предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для  одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении  создания хозяйствующих субъектов  в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов  или введение ограничений в  отношении осуществления отдельных  видов деятельности или производства  определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование  осуществлению деятельности хозяйствующими  субъектами;

3) установление запретов или введение  ограничений в отношении свободного  перемещения товаров в Российской  Федерации, иных ограничений прав  хозяйствующих субъектов на продажу,  покупку, иное приобретение, обмен  товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам  указаний о первоочередных поставках  товаров для определенной категории  покупателей (заказчиков) или о  заключении в приоритетном порядке  договоров;

5) установление для приобретателей  товаров ограничений выбора хозяйствующих  субъектов, которые предоставляют  такие товары.

2. Запрещается наделение органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит  или может привести к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции,  за исключением случаев, установленных  федеральными законами.

3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными  осуществляющими функции указанных  органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными  фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию  цен (тарифов), за исключением  случаев, если такие соглашения  предусмотрены федеральными законами  или нормативными правовыми актами  Президента Российской Федерации,  нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и  иным образом не обоснованному  установлению различных цен (тарифов)  на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по  территориальному принципу, объему  продажи или покупки товаров,  ассортименту реализуемых товаров  либо по составу продавцов  или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный  рынок, выхода из товарного  рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.13

Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг  «иногородних» предприятий и  т.п. Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.

 

Реестр  как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий  может быть включено в реестр. Антимонопольные  органы выявляют предприятия, имеющие  значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей  и социально значимой продукции. 14

 

    1. Антимонопольное законодательство России

 

Российское  законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях.

          Основные законодательные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это:

1. Конституция РФ.

Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и  недобросовестную конкуренцию.

Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических  и фактических препятствий для  осуществления добросовестной конкуренции.

2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.)

Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами  Российской Федерации, влекут отрицательные  последствия на товарных рынках Российской Федерации.

Закон не распространяется на отношения, связанные  с объектами исключительных прав. Здесь имеет место так называемый конфликт между антимонопольным  и патентным законодательством. Вместе с тем из этого правила  есть исключение, когда деятельность обладателей исключительных прав, занимающих доминирующее положение, касается предметов  вещного права (например, изделий, в  которых воплощены запатентованные  изобретения).

3. Федеральный  закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О  естественных монополиях".

Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией

4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе ".

Целями  данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и  услуг на основе соблюдения принципов  добросовестной конкуренции, обеспечение  в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение  добросовестной и достоверное рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Причем  данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение  рекламы осуществляется на территории Российской федерации.

5. Федеральный  закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О  защите конкуренции».

Настоящий Федеральный закон определяет организационные  и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и  пресечения:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
  • недопущения, ограничения, устранения конкуренции государственными органами исполнительной различных уровней (федеральные, региональные, местные), ЦБ РФ, а также иными органами и организациями.

Целями  настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения  товаров, свободы экономической  деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий  для эффективного функционирования товарных рынков.

 

6. Федеральный  закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ “О  финансово-промышленных группах»

Настоящий закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в  Российской Федерации. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

3.1. Необходимость государственного регулирования рынка

 

Действительно, можно согласиться с тем, что  государственное регулирование  необходимо. Причем необходимо оно  по двум основным направлениям: 
          1. Защита конкуренции и препятствие монополизму; 
          2.      Регулирование деятельности естественных монополий.   

Информация о работе Конкуренция и ее содержание