Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 15:24, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и выявить главные проблемы создания конкурентной среды в экономике России.
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме.
Российское
антимонопольное
Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.
1.
Не допускается
1)
распространение ложных, неточных
или искаженных сведений, которые
могут причинить убытки
2)
введение в заблуждение в
3)
некорректное сравнение
4)
продажа, обмен или иное
5)
незаконное получение,
2.
Не допускается
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.
Развитие
рыночных отношений предполагает устранение
прямого вмешательства
Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
1. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:
1)
введение ограничений в
2)
необоснованное
3)
установление запретов или
4)
дача хозяйствующим субъектам
указаний о первоочередных
5)
установление для
2.
Запрещается наделение органов
государственной власти
3. Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
Запрещаются
соглашения между федеральными органами
исполнительной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, иными
осуществляющими функции
1)
повышению, снижению или
2)
экономически, технологически и
иным образом не обоснованному
установлению различных цен (
3)
разделу товарного рынка по
территориальному принципу, объему
продажи или покупки товаров,
ассортименту реализуемых
4)
ограничению доступа на
Однако
власти субъектов Федерации и
органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
Количество
включенных в реестр предприятий
зависит от границ товарного рынка,
на котором определяется их доля. Чем
детальнее рассматривается
Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").
Специфика
российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Основные законодательные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это:
1. Конституция РФ.
Статьей
8 гарантируются единство экономического
пространства, поддержка конкуренции,
свобода экономической
Статьей
34 запрещается экономическая
Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции.
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.)
Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.
Закон
не распространяется на отношения, связанные
с объектами исключительных прав.
Здесь имеет место так
3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе ".
Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверное рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Причем данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской федерации.
5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
6. Федеральный
закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ “О
финансово-промышленных
Настоящий закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации. 15
3.1. Необходимость государственного регулирования рынка
Действительно,
можно согласиться с тем, что
государственное регулирование
необходимо. Причем необходимо оно
по двум основным направлениям:
1. Защита конкуренции и препятствие
монополизму;
2. Регулирование деятельности
естественных монополий.