Конкуренция и монополия в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:03, реферат

Описание работы

О рынке говорят тогда, когда рассматривают взаимодействие спроса и предложения любого товара. Из многочисленных возможностей классифицировать рынки рассмотрим лишь одну: с точки зрения структуры сторон спроса и предложения, т. е. с точки зрения количества и силы участников рынка. Исходя из предположения, что количество субъектов рынка находится в обратной пропорции к их силе, т. е. к их влиянию на рыночные события, получим равенство "многих" с малым рыночным влиянием, "нескольких" со средней рыночной силой и "одного" с большой властью на рынке. В результате будем иметь три основных варианта рыночных форм:полиполию, олигополию и монополию (от греч. polein — покупать или продавать, monos — один, oligos -несколько, polis — много). Рыночная технология на основе изложенных выше предположений приведена в табл. 2.

Содержание работы

1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц
4. Государство как организатор конкурентных отношений
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия в рыночной системе.docx

— 296.67 Кб (Скачать файл)

Конкуренция и монополия в рыночной системе

РЕФЕРАТ

Тема:

Конкуренция и монополия в рыночной системе

Содержание

 

1. Рыночные формы и способы  рыночного поведения экономических  субъектов

2. Модификация конкурентно-рыночного  механизма

3. Внерыночные формы связи хозяйственных  единиц

4. Государство как организатор  конкурентных отношений

Список литературы

1. Рыночные формы и  способы рыночного поведения  экономических субъектов

 

О рынке говорят тогда, когда рассматривают взаимодействие спроса и предложения любого товара. Из многочисленных возможностей классифицировать рынки рассмотрим лишь одну: с точки зрения структуры сторон спроса и предложения, т. е. с точки зрения количества и силы участников рынка. Исходя из предположения, что количество субъектов рынка находится в обратной пропорции к их силе, т. е. к их влиянию на рыночные события, получим равенство "многих" с малым рыночным влиянием, "нескольких" со средней рыночной силой и "одного" с большой властью на рынке. В результате будем иметь три основных варианта рыночных форм:полиполию, олигополию и монополию (от греч. polein — покупать или продавать, monos — один, oligos -несколько, polis — много). Рыночная технология на основе изложенных выше предположений приведена в табл. 2.

 

Таблица 2. Типология рыночных форм

Покупатели

 

Продавцы

 
 

Много (малые)

Несколько (средние)

Один (большой)

Много (малые)

Полиполия

Олигополия предложения

Монополия предложения

Несколько (средние)

Олигополия спроса

Двухсторонняя олигополия

Ограниченная монополия предложения

Один (большой)

Монополия спроса

Ограниченная монополия спроса

Двухсторонняя монополия


 

 

Примеры соответствующих рыночных форм содержит табл. 3. К некоторым формам подобрать такие примеры достаточно сложно, а к некоторым — относительно легко, например, почта, телефон являются яркой демонстрацией монополии предложения. Наиболее сложно подобрать примеры к полиполии. Эта рыночная форма, в рамках которой множество продавцов противостоит значительному числу покупателей, характеризуется экономической теорией как совершенная конкуренция (свободная, чистая). Для того чтобы рынок соответствовал этому термину, наряду с его полиполистической структурой должны соблюдаться еще и такие условия: на этом рынке должен быть однородный товар; продавец и покупатель не должны иметь каких-либо персональных преференций (преимуществ); рынок должен быть полностью прозрачным, т. е. все его субъекты должны владеть полной информацией о величине предложения, ценах, качестве и т. п.; все участники рынка должны реагировать с одинаково большой скоростью на изменения его параметров; как продавцы, так и покупатели должны иметь возможность свободного вхождения в рынок и выхода из него. Поскольку примеров полиполии в современной экономике существует очень мало (валютная биржа, другие биржи), то совершенная конкуренция выступает в большей мере как идеальное состояние рыночного хозяйства. На практике доминирует несовершенная конкуренция (ограниченная). Она возникает в условиях, когда далеко не все продавцы отрасли могут предложить определенный товар по действующей цене. В зависимости от количества продавцов и покупателей одного и того же товара на рынке различают типы их рыночного поведения и вероятные результаты рыночной деятельности (табл. 3).

 

Таблица 3. Примеры рыночных форм

Покупатели

Продавцы

 

Много (малые)

Несколько (средние)

Один (большой)

Много (малые)

Валютный рынок

Бензин, автомобили

Почта, телефон

Несколько (средние)

Молокозаводы

Специальные машины

Изобретатель (собственник патента)

Один (большой)

Монополия государства на торговлю водкой

Министерство обороны

Тарифные переговоры

между профсоюзом

и союзом предпринимателей


 

 

Самым простым и одновременно прозрачным типом рыночного поведения экономических субъектов является монополия.

В основе возникновения монополий современного типа лежит объективный процесс развития производительных сил. В конце XIX — начале XX в. становление развитой предпринимательской экономической системы требовало адекватной производственной базы в виде крупного машинного производства. С развитием такой технической базы, в свою очередь, ускорялся процесс вытеснения мелких предприятий: внедрявшаяся новая индустриальная техника могла быть использована лишь на крупных предприятиях.

Технические преимущества позволяли лучше организовать производственный процесс, что вместе с экономией на общих затратах, высокой производительностью труда, расширением возможностей в использовании кредита способствовало развитию крупных предприятий и постоянно повышало их роль в промышленном производстве.

Со временем наступил период, когда развитие концентрации и централизации капитала и производства на основе свободной конкуренции обусловило качественные преобразования в хозяйственной системе. Основная часть общественного производства оказалась сосредоточенной на немногих крупных предприятиях, конкуренция между которыми имела особо разрушительный характер и угрожала значительными негативными последствиями. Чтобы избежать разрушительных сил конкуренции, иметь возможность устанавливать высокие цены на товары и получать максимальную прибыль, крупные предприятия стали группироваться, создавая монополистические объединения. На смену свободной конкуренции пришла монополия. Она отрицала рыночную стихию и внесла элемент сознательного регулирования рыночных отношений. Анализ возникновения и развития процессов монополизации был проведен в широко известной работе В.И. Ленина "Империализм как высшая стадия капитализма". Для монополии характерны отсутствие свободной, совершенной конкуренции на рынке, где она господствует, и угроз ее частным целям со стороны контрагентов, которые вследствие своей многочисленности не могут противодействовать сплоченно и согласованно.

В дальнейшем с ускорением НТП на рубеже XX —XXI вв. качественно изменяется технико-технологическая основа производства и соответственно его организационно-экономическая сторона. На смену фабрично-заводской крупной промышленности приходит постиндустриальная, информационно организованная система со своими особыми формами концентрации производства, когда монополия все больше существует через научно-технологическое и финансовое подчинение развивающихся качественно и растущих количественно мелких и средних предприятий, представленных соответствующим уровнем бизнеса.

Авторы известного американского учебника по экономической теории "Экономикс" К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю подчеркивают, что монополия — это ситуация, при которой число продавцов становится настолько малым, что каждый продавец уже в состоянии влиять на общий объем предложения, а следовательно, и на цену продукта, который продается. Отсюда можно определить, что практически по своей экономической сущности монополистическая ситуация на рынке возникает тогда, когда в определенной отрасли доминируют несколько корпораций, поскольку они имеют возможность официального, а также неофициального сговора для господства на рынке и получения монопольной прибыли.

В отличие от совершенной конкуренции монополия ограничивает рыночно-конкурентную стихию и направляет свое действие на упорядочение хозяйственной системы, защищая и стабилизируя ее с целью обеспечения экономических преимуществ высококонцентрированным хозяйственным единицам. Уже первые развитые организационные формы монополий — картели, синдикаты, тресты — существенно подорвали внутриотраслевую конкуренцию.

Картели и синдикаты ограничили свободную конкуренцию в сфере обращения. Заключение соглашений об особых условиях реализации товаров и разделе рынков сбыта разрушило полную независимость и свободу рыночных связей и обеспечило условия для экономической реализации их господства.

С появлением трестов монопольное регулирование охватило также процесс производства. Частичная планомерность не только стала формой движения капитала в рамках отдельного предприятия, как это было свойственно периоду свободной конкуренции, но и распространилась на производственные и коммерческие связи между предприятиями, которые входили в состав треста. Монополистическая планомерность стала приобретать новые масштабы, в то же время сужая деятельность рыночно-конкурентных сил.

Монополизировав производство в отдельных отраслях промышленности, тресты способствовали дальнейшей концентрации производства и капитала. Это создало материальную основу для их влияния на производителей других отраслей и помогло проникнуть в новые отрасли. Возникли реальные условия для ограничения межотраслевой конкуренции и становления многоотраслевых монополий.

Эволюция одноотраслевых монополий в многоотраслевые происходила, во-первых, путем комбинирования, т. е. объединения предприятий технологически связанных между собой отраслей промышленности, например, угольной, металлургической, автомобилестроительной; во-вторых, через диверсификацию производства — проникновение монополий в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой их деятельности. Следствием диверсификации стали концерны — крупные многоотраслевые образования, которые постепенно захватывают главные позиции как на рынках, так и в сфере производства.

Формальными видами рыночной монополии субъектов хозяйствования являются билатеральная, или двухсторонняя, монополия, ограниченная монополия и собственно монополия, или чистая монополия.

Билатеральная монополия возникает при наличии на рынке лишь одной пары конкурентов: один продавец — один покупатель. Им не угрожает конкуренция со стороны других экономических субъектов: на своем рынке они — полные хозяева, однако их экономическая власть ограничена, поскольку рыночные отношения между ними характеризуются взаимозависимостью.

При ограниченной монополии на отраслевом рынке присутствуют один продавец (монополист) и несколько покупателей. Здесь экономическая власть монополии более сильная, чем при билатеральной монополии: хотя покупателей и немного, но они конкурируют один с другим за право вступить в рыночные отношения с монополистом.

Самая большая экономическая власть у собственно монополии: монополисту-продавцу противостоит множество покупателей, отношения между которыми строятся на конкурентной основе. Функция совокупного спроса выступает в данном случае как функция индивидуальной рыночной цены монополиста. Для максимизации своей прибыли монополист должен достичь равновесия между ценой и количеством продукции, при которой образовалась бы наибольшая разница между выручкой и валовыми издержками. Поэтому его целью является поиск равновесия между предельными издержками и предельной выручкой. Монополист создает дефицит товарного предложения, который и обусловливает цену, значительно превышающую предельные издержки. Создается монопольная прибыль. По оценкам американского экономиста Ф. Шерера, убытки, которые возникают вследствие монополистического распределения ресурсов, составляют 0,5 — 2 процента валового национального продукта США. Здесь микро- и макроэкономические интересы расходятся. Монополия как микроэкономический субъект достигает своих частных целей.

Монополия как прозрачный тип рыночного поведения экономических субъектов на практике встречается очень редко. Однако и сегодня на национальных и мировых отраслевых рынках функционирует целый ряд фирм, которые занимают там почти монопольное положение. Классическим примером международной монополии является алмазный синдикат "Де Бирс", который контролирует от 80 до 85 процентов предложения.

В современном мире появились новые формы захвата рынков. В условиях современной фазы НТП коренным образом меняется материальная, технологическая основа производства с развитием электронно-вычислительной техники (ЭВМ, АСУ), компьютеризации хозяйствования и т. п. при широчайшем развитии и значении информатики. Это ведет к образованию особых форм технологий, по сути обладающих монополией на рынке, основываясь на таких изменениях. Ярким примером служит концерн "Майкрософт" крупнейшего миллиардера США и одного из богатейших (если не самого богатого) в мире бизнесмена У. Гейтса, состояние которого оценивается свыше 60 млрд долл. США. Этот концерн установил монополию на компьютерные программы, а отсюда и компьютерную технику, сотрудничая с другими компаниями. Неслучайно конкуренты, опираясь на антимонопольное законодательство США, повели дело к раздроблению концерна.

К монополистическим отраслям принадлежат также общественный транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и др. Такие предприятия относятся к естественным монополиям и на местных уровнях подлежат государственному регулированию.

В бывшем СССР экономическая политика государства сознательно осуществлялась в направлении создания условий для монопольного положения производителя. Примитивное понимание исторической тенденции к росту обобществления производства отождествляло его с крупным и сверхкрупным производством. В результате в промышленности бывшего СССР сложился наивысший в мире уровень концентрации производства. Каждое предприятие давало продукции в среднем в 4 раза больше, чем в США, а средняя численность занятых на одном предприятии почти в 10 раз превышала аналогичный показатель для стран Запада.

Монополизацию экономики бывшего СССР обусловили не только рост концентрации фабрично-заводского производства, но и практика реализации промышленной продукции, в соответствии с которой для производителей устанавливались зоны реализации, где они выступали монополистами. К тому же конкуренция трактовалась как изъян развитого предпринимательского товарного производства.

Промышленные структуры в экономике стран командно-административной системы традиционно характеризовались высоким уровнем концентрации. Много видов продукции выпускало небольшое число производителей, однако централизованное определение цен и объемов производства препятствовало возникновению на этой почве проблем монополизма, характерных для рыночной экономики. Впрочем многие предприятия активно использовали свое монопольное положение, в том числе и для получения дополнительных объемов капиталовложений и других ресурсов.

Кроме концентрации производства монополизм при командно-административной системе имел такие особенности. Во-первых, состояние общего дефицита формировало избыточный спрос на продукцию большинства предприятий. Формировался "рынок продавца" и каждое предприятие становилось монополистом в отношении своих покупателей независимо от количества предприятий отрасли, которые выпускали однородную продукцию. Во-вторых, весь государственный сектор в макроэкономическом аспекте выступал как монополия, поскольку все предприятия принадлежали одному собственнику — государству, которое не было заинтересованно в конкуренции между ними.

Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной системе