Конкуренция и монополия в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:03, реферат

Описание работы

О рынке говорят тогда, когда рассматривают взаимодействие спроса и предложения любого товара. Из многочисленных возможностей классифицировать рынки рассмотрим лишь одну: с точки зрения структуры сторон спроса и предложения, т. е. с точки зрения количества и силы участников рынка. Исходя из предположения, что количество субъектов рынка находится в обратной пропорции к их силе, т. е. к их влиянию на рыночные события, получим равенство "многих" с малым рыночным влиянием, "нескольких" со средней рыночной силой и "одного" с большой властью на рынке. В результате будем иметь три основных варианта рыночных форм:полиполию, олигополию и монополию (от греч. polein — покупать или продавать, monos — один, oligos -несколько, polis — много). Рыночная технология на основе изложенных выше предположений приведена в табл. 2.

Содержание работы

1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц
4. Государство как организатор конкурентных отношений
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия в рыночной системе.docx

— 296.67 Кб (Скачать файл)

Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" направлен на развитие конкуренции и демонополизацию экономики. Он открывает возможности становления рыночных отношений в стране, коммерциализации государственных структур, формирования благоприятных экономических условий для вновь созданных предприятий.

Список литературы

 

Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006;

Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.

 

 

 

 

 

 

В современных условиях взаимодействие предпринимательских структур представляет собой творческую деятельность, ориентированную на долгосрочные отношения взаимодействующих субъектов рынка по обеспечению на данной территории  экономически эффективного и социально ответственного процесса создания, распределения и использования товарно-денежных ценностей. Эффективность деятельности предпринимательских структур напрямую зависит от разграничения уровней взаимодействий со всеми субъектами рынка.

 

 Основными причинами, побуждающими субъектов региональных потребительских рынков к взаимодействию, являются защита от конъюнктурных изменений на рынке, диверсификация, приобретение маркетинговых, технологических, финансовых, кадровых преимуществ в положении на рынке [2].

Механизм взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке образует собой систему взаимоотношений, нацеленную на повышение эффективности деятельности субъектов взаимодействий, представляющую их единство и определяющую взаимные права и обязанности, процедуры, направление и характер связей между ними.

В предпринимательских структурах для сохранения и дальнейшего развития партнерских отношений необходимо изучать потребности заказчиков, своевременно изменять ассортимент выпускаемой продукции; выбирать поставщиков, которые могут предоставить наиболее дешевые и качественные ресурсы. Таким образом, межотраслевое и внутриотраслевое взаимодействие предприятий друг с другом сводится преимущественно к поиску заказчиков и поставщиков продукции, основанному на изучении ассортимента и ценовой политики.

Классификация видов взаимодействий предпринимательских структур на потребительских рынках может быть представлена на основе 28 критериев, объединенных в три группы по поглощающему принципу: взаимоотношения на микро-, мезо- и макроуровнях [3]. В связи с ограниченным объемом статьи невозможно рассмотреть их все, и поэтому остановимся на самых основополагающих.

К микроуровню относятся взаимодействия, осуществляемые на уровне предпринимательской структуры как системы управления, а также взаимоотношения с потребителями. К этой группе целесообразно отнести 7 критериев: 

  1. Взаимодействия с точки зрения привлекательности клиентов (высокая привлекательность (класс А), средняя (класс В), низкая (класс С)).

  1. Стадия взаимоотношений с клиентом (потенциальный клиент, разовый, постоянный (Х, Y, Z) и потерянный).

  1. Взаимодействия, связанные с пристрастиями потребителя (инициатор, авторитет, лицо, принимающее решение, покупатель, пользователь).

  1. Взаимодействия, связанные с управлением потребителем (задание целей, управление запросами, привлечение, информирование, работа с потребителями, решение проблем, повторное взаимодействие).

  1. Отношение управленческого персонала к трансакционной сделке (дружественные взаимодействия, при которых руководящий состав и акционеры интегрируемых субъектов поддерживают данную сделку; враждебные взаимодействия, при которых руководящий состав «субъекта-мишени» не согласен с готовящейся трансакционной сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий).

  1. Характер актов взаимодействия (одностороннее, двустороннее, солидарное, антагонистическое, организованное, неорганизованное, шаблонное, нешаблонное, интеллектуальное, чувственное, волевое).

  1. В зависимости от природы проводников (непосредственное или опосредованное взаимодействие).

Мезоуровень представляет собой взаимодействия предпринимательской структуры с основными элементами системы маркетинга. В данной группе выделяется 11 классификационных критериев:

  1. Объект взаимодействия («предпринимательская структура – потребитель», «предпринимательская структура – предпринимательская структура», «предпринимательская структура – власть», «предпринимательская структура реальная – предпринимательская структура потенциальная»).

  1. Взаимодействия со смежными организациями (с поставщиками, заказчиками, собственниками факторов производства, посредниками).

  1. Взаимозависимость деятельности (прямые или косвенные взаимодействия).

  1. Метод конкуренции. Субъекты потребительского рынка взаимодействуют в отношении ценовых показателей - «ценовая конкуренция» и неценовых показателей - «неценовая конкуренция».

  1. Существование во времени (краткосрочные или долгосрочные взаимодействия).

  1. Взаимодействие крупного и малого предпринимательства (интрапренерство, инкубаторство, сателитная форма (диапольная, атомарная, сетчатая)).

  1. Направленность связей (внутренние или внешние взаимодействия).

  1. Теснота взаимосвязей (родственные или самостоятельные структуры).

  1. Степень согласованности поведения субъекта на рынке (конкурентные (несогласованные) или кооперативные (согласованные) взаимодействия).

  1. Тип структуры (простая сеть, коалиция, партнерство, ассоциация).

  1. Степень институциональности (четко оформленные или аморфные взаимодействия) [1].

Макроуровень представлен взаимодействиями между предприятием и государственными структурами, финансово-экономическими институтами, региональными органами власти, общественными организациями, способствующими формированию единого социально-экономического пространства. Они основаны на принадлежности взаимодействующих субъектов к сфере деятельности, взаимодействии систем рынка, уровне влияния и других характеристиках. В этой группе находится 7 критериев:

  1. Взаимосвязь элементов рынка (вертикальная, горизонтальная, матричная).

  1. Степень конкуренции на рынке (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).

  1. Результат функционирования субъектов. Классификация взаимодействий субъектов по результату их функционирования предполагает выделение двух таких больших категорий как:

-        стабильный рынок, на котором результат взаимодействия субъектов определен однозначно – цена и объемы выпуска принимают конкретные значения и за короткий период времени наступает относительное равновесие со стабильными параметрами поведения экономических субъектов;

-        нестабильный рынок, на котором взаимодействия субъектов приводят к мновариантности результата. Цена и другие параметры рынка все время меняются в определенном диапазоне, равновесие не достигается или достигается путем разрушения самого рынка.

  1. Принадлежность взаимодействующих субъектов к сфере деятельности (с производственно-хозяйственными структурами, со структурами управления, со структурами финансово-кредитной системы).

  1. Отношение к элементам рыночной сети (взаимодействие систем рынка, взаимодействие субъектов и объектов рыночной сети, взаимодействие подсистем рыночной сети).

  1. Структурно-сетевое отображение элементов взаимодействия (субъект-субъект, объект-объект, субъект-объект, структурное).

  1. Уровень влияния (внутрифирменные, межфирменные, внутриотраслевые, межотраслевые, внутрирегиональные, межрегиональные).

Таким образом, предложенная классификация позволит определить границы уровней взаимодействий предпринимательских структур со всеми субъектами рынка, разработать механизм взаимодействия, направленный на повышение эффективности функционирования потребительского рынка в целом.

 

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ВИДЫ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Конкуренты в рыночном процессе стремятся предложить рынку лучшие возможности. Однако возможность может быть "лучше" не только с точки зрения требования более низких цен от покупателей или предложения более высоких цен продавцам. Поэтому конкуренция выражается в качестве производимых и предлагаемых на продажу товаров и услуг (и в сортности и качестве ресурсов, которые намереваются купить). Отсюда следует, что рыночное равновесие означает не только модель цен и количеств, подверженных изменениям в результате конкурентного давления, но и модель типов и качества продуктов, подверженных изменениям в результате этого давления.

В любой момент времени участники рынка вовлечены в систему деятельности, которая является неравновесной. Другими словами, разные решения, принимаемые на рынке, не являются абсолютно взаимно согласованными.

Рассмотренные факторы полезности товара для потребителя дают представление о том, что рыночный процесс приводит к постоянным изменениям цен на ресурсы и продукты. В то же время он приводит к изменениям видов производимой продукции.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что именно указанные ранее характеристики и факторы полезности и именно товара являются средствами воздействия на рыночный процесс. Рассмотрим эти средства более подробно.

Товар является ключевым предметом рыночных отношений и средством удовлетворения нужд и потребностей конкретного человека или сообщества людей. Выявление реальных потребностей в товаре и удовлетворение человеческих нужд - это стержень товарной политики [1, 2, 7]. Основными элементами этого комплексного понятия являются:

  • 1. ассортиментная политика, то есть установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий посредством модернизации выпускаемых товаров, создания новых товаров и запуска их в производство, исключения из производственной программы «неперспективных» с маркетинговой точки зрения товаров и т. п.;

  • 2. создание необходимой упаковки и нанесение маркировки на товарах;

  • 3. установление целесообразности и выявление возможности использования товарных знаков;

  • 4. удлинение жизненного цикла товара за счет поддержания его конкурентоспособности и нахождения «открытых окон» на рынке для товаров предприятия;

  • 5. организация сервисного обслуживания.

Разработка и успешная реализация товарной политики требуют соблюдения следующих условий: наличия стратегии производственно-сбытовой деятельности с определением миссии предприятия, ее основных целей и задач; хорошего знания рынка, в первую очередь характера его требований, и, наконец, ясного представления о своих возможностях, как в настоящее время, так и в перспективе.

В условиях рыночной конкуренции цены задают приоритеты товарной политике, определяют эффективность ее альтернативных стратегий. В основном товарная политика реализуется инженерно-техническим персоналом. Он осуществляет развитие технологии, организацию производства, контролирует качество продукции и так далее. Но эффективность продукции, выпускаемой фирмой, апробируется рынком, в первую очередь ценой ее реализации. Цена представляет собой наиболее концентрированную характеристику товара. Такое положение цены среди других товарных характеристик объясняется тем, что она выражается в деньгах, которые являются непосредственной основой как производственного планирования (прибыль, себестоимость и так далее), так и планирования семейного бюджета.

Ценовая политика - это искусство определения и управления ценами товаров в соответствии с ее стратегиями и реальными условиями функционирования на рынке [9]. Ценовая политика реализуется через ценовые стратегии, которые являются инструментами реализации стратегии предприятия на товарном рынке, обеспечивающими достижение поставленных целей в каждой конкретной ситуации.

Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной системе