Конкуренция и монополия в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:03, реферат

Описание работы

О рынке говорят тогда, когда рассматривают взаимодействие спроса и предложения любого товара. Из многочисленных возможностей классифицировать рынки рассмотрим лишь одну: с точки зрения структуры сторон спроса и предложения, т. е. с точки зрения количества и силы участников рынка. Исходя из предположения, что количество субъектов рынка находится в обратной пропорции к их силе, т. е. к их влиянию на рыночные события, получим равенство "многих" с малым рыночным влиянием, "нескольких" со средней рыночной силой и "одного" с большой властью на рынке. В результате будем иметь три основных варианта рыночных форм:полиполию, олигополию и монополию (от греч. polein — покупать или продавать, monos — один, oligos -несколько, polis — много). Рыночная технология на основе изложенных выше предположений приведена в табл. 2.

Содержание работы

1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц
4. Государство как организатор конкурентных отношений
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия в рыночной системе.docx

— 296.67 Кб (Скачать файл)

На политику предприятия в области ценообразования оказывают влияние разнообразные факторы. С точки зрения практического использования их можно структурировать на две группы: контролируемые, то есть управляемые, и неконтролируемые, то есть не зависящие от предприятия, которые, тем не менее, необходимо учитывать, приспосабливаться к ним, вырабатывая меры для обеспечения собственной успешной деятельности [9, 13, 14].

Цель бизнеса состоит в создании потребителя. Чтобы он остался приверженцем товаров предприятия после первой покупки, необходимо создать условия для более удобного процесса приобретения данных товаров, так как бизнес будет успешно продолжаться только при условии, если товары и далее будут продаваться. Для решения этой задачи предприятие формирует собственную сбытовую политику [42], состоящую из организации каналов распределения (сбыта, продвижения) и реализации собственно товародвижения.

Производители могут продавать товары непосредственно покупателям, но современное экономическое сообщество, построенное на принципах специализации и разделения труда, делает более эффективным в большинстве случаев сбыт с помощью посредников. Совокупность лиц и организаций, участвующих в процессе продвижения товара от производителя к потребителю, а также путь, по которому движутся эти товары, называется каналом распределения.

Под коммуникационной политикой следует понимать процесс эффективного донесения информации о товаре или идее до целевой аудитории [43] - группы людей, которые получают обращения и имеют возможность реагировать на них. Типичные коммуникационные задачи обычно ограничиваются коммуникационными наборами, под которыми понимается определенная комбинация коммуникационных инструментов, предназначенных для доставки определенной информации различной значимости для закрытия (охвата) целевого рынка в рамках выделенного бюджета.

Для получения полной и объективной картины о конкуренции, как о важнейшем процессе рыночных отношений, рассмотрим ее типы и виды с учетом возможных изменений условий и отклонений ее участников от указанных выше ролей.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обозначают термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размерами участников, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации [44, 112, 113]. В соответствии с этим выделим следующие типы и виды конкуренции (рис.1.3).

По характеристикам и стратегии поведения участников конкуренция бывает:

  • 1. Совершенной;

  • 2. Несовершенной:

  • a. монополия;

  • b. монополистическая;

  • c. олигополистическая.

  • 3. Недобросовестной.

Используют также и другие способы классификации. Так в [24] выделяют:

  • 1. По масштабам развития:

  • a. индивидуальная;

  • b. местная;

  • c. отраслевая;

  • d. межотраслевая;

  • e. национальная;

  • f. международная.

  • 2. По характеру развития конкуренция подразделяется:

  • a. на свободную;

  • b. регулируемую.

Последние способы классификации не оказывают решающего влияния и являются скорее уточняющими. Так, например, при ослаблении роли государства регулируемая конкуренция превращается в свободную. Однако, и в этих условиях государственные законодательные акты не перестают действовать. А в условиях монополии конкуренция вообще никогда не может стать свободной. Аналогично дело обстоит и с классификацией по масштабу. Этот вариант дифференцирует размеры рынка от индивидуального (очень малого) до международного (очень большого). Принципиальное значение имеют главные типы конкуренции (рис.1.3) по характеристикам и стратегии участников.

Определение 10. Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое (бесконечно большое) число потребителей и большое (бесконечно большое) число производителей однородного по свойствам и характеристикам товара, причем каждый из потребителей и производителей занимает относительно малую долю на рынке и не определяет условия реализации или потребления товаров другими участниками рынка.

Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в целом по рынку и его окружению.

Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

 

 

Признаки совершенной конкуренции:

  • 1. бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей;

  • 2. однородность продаваемой продукции;

  • 3. отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;

  • 4. высокая мобильность факторов производства;

  • 5. равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

Под факторами производства понимают ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг:

  • трудовые ресурсы;

  • инвестиционные ресурсы, или капитал;

  • природные ресурсы, или земля;

  • предпринимательский талант, или предпринимательские способности;

  • информация;

  • технология, как специфическая форма информации;

  • знания, или управленческие способности.

Выявлена закономерная в условиях свободной конкуренции тенденция к понижению нормы прибыли. В ходе наблюдения за реальной экономикой был сделан вывод, что подобная форма конкуренции на рынке обычно терпит фиаско и требуется некоторое внешнее вмешательство в рыночную ситуацию.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере, так как являются идеальными. Все они могут лишь приближаться к модели. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Определение 11. Несовершенная конкуренция - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, а также выполняются действия по подавлению конкуренции со стороны других участников рынка.

Рынок несовершенной конкуренции - рынок, на котором и продавцы, и покупатели могут существенно влиять на цены. На рынке несовершенной конкуренции существует в определенной мере рыночная власть одного из субъектов рынка и отсутствует свобода выражения экономических отношений, свойственная условиям совершенной конкуренции.

Механизмами несовершенной конкуренции являются:

  • 1. демпинговые цены - продажа товара на рынке по цене, которая ниже его стоимости;

  • 2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;

  • 3. ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара по разным ценам.

Таким образом, возможны следующие потери от несовершенной конкуренции:

  • 1. неоправданный рост цен;

  • 2. увеличение издержек производства и обращения;

  • 3. замедление научно-технического прогресса;

  • 4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках;

  • 5. падение эффективности экономики.

Природа несовершенной конкуренции заключается в неравноправии положения на рынке. Такой неравноправных характер может возникать, если один или несколько из участников рыночных отношений являются монополией, появившейся естественными или искусственным путем.

Так, можно выделить три вида несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополистический тип конкуренции.

Определение 12. Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу чего-либо, принадлежащее какому-либо одному субъекту.

Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.

Модели монополии:

  • 1. единственный продавец;

  • 2. единственный покупатель;

  • 3. отсутствие близких продуктов-заменителей;

  • 4. диктуемая цена.

Во всех развитых странах мира, так и в России, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и другие, и искусственную монополию, появившуюся за счет использования механизмов несовершенной конкуренции.

Очень часто в качестве монополии выступает государство. Это также является отрицательным, но в большинстве случаев единственно разумным (например, оборонная сфера) явлением.

Существует три вида монополии [44]:

  • 1. Закрытая монополия - защищена от конкуренции с помощью юридических или других ограничений.

  • 2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

  • 3. Открытая монополия - фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.

Фактически закрытая и естественная монополии могут считаться формами недобросовестной конкуренции.

Модель монополии предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. При этом потребители, регулируя свой спрос, могут лишь в определенной степени влиять на цену монополиста.

Монополия в чистом виде - явление достаточно редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны производителей других товаров. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.

Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной системе