Конкуренция и монополия в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:03, реферат

Описание работы

О рынке говорят тогда, когда рассматривают взаимодействие спроса и предложения любого товара. Из многочисленных возможностей классифицировать рынки рассмотрим лишь одну: с точки зрения структуры сторон спроса и предложения, т. е. с точки зрения количества и силы участников рынка. Исходя из предположения, что количество субъектов рынка находится в обратной пропорции к их силе, т. е. к их влиянию на рыночные события, получим равенство "многих" с малым рыночным влиянием, "нескольких" со средней рыночной силой и "одного" с большой властью на рынке. В результате будем иметь три основных варианта рыночных форм:полиполию, олигополию и монополию (от греч. polein — покупать или продавать, monos — один, oligos -несколько, polis — много). Рыночная технология на основе изложенных выше предположений приведена в табл. 2.

Содержание работы

1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц
4. Государство как организатор конкурентных отношений
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия в рыночной системе.docx

— 296.67 Кб (Скачать файл)

Интенсивность внутрифирменных поставок определяет степень хозяйственной взаимосвязи подразделений. Обмен промежуточной продукцией между предприятиями концерна связан с процессами специализации и кооперирования и ведет к интеграции производственных и рыночных процессов, что означает здесь подрыв товарного производства. В немецком концерне "Маннесман", например, внутрифирменные поставки достигают 1 /4 всего оборота, а концерн "Сименс" поставляет своим предприятиям 42 процента конструктивных элементов. В целом в компаниях с годовым объемом продаж свыше 1 млрд долл. США внутрифирменный оборот составляет в среднем 32 процента общего объема реализованной продукции.

Внутрифирменный хозяйственный оборот осуществляется на основе трансфертных цен, которые регулируют экономические отношения между подразделениями хозяйственной единицы и определяют их вклад в общий результат хозяйственной деятельности. Трансфертное ценообразование наиболее распространено в концернах, где преимущества ведущей отрасли являются явными. Трансфертные цены могут устанавливаться на основе рыночных цен, полных издержек производства, цен, которые определяются по договоренности между подразделениями компании, издержек производства и надбавок на прибыль, переменных издержек производства. В определенных случаях уровень трансфертных цен может прямо определять высшее руководство концерна.

Способом реализации внутрифирменных внерыночных связей является совершенствование прогнозирования. Высокий уровень концентрации производства и капитала, характерный для индустриально развитых стран, требует планомерного регулирования производства.

На протяжении XX в. в странах рыночной экономики были значительно усовершенствованы способы планирования, стали широко использоваться методы исследования операций, экономические модели, системный анализ. Планирование из сферы производства и сбыта распространилось на научно-исследовательские работы, материально-техническое снабжение, подготовку кадров и т. п. Новым аспектом внутрифирменного планирования стало планомерное регулирование операций в международном масштабе. Крупные предприятия начали широко использовать принцип непрерывности планирования, особенно в отношении хозяйственной деятельности фирмы. В то же время долгосрочные планы производства товаров составляются редко, что объясняется быстрым обновлением ассортимента продукции.

Разнообразные формы ограничения конкуренции и соответствующие методы регулирования рыночных отношений охватывают хозяйственные связи между формально независимыми предприятиями. К распространенным формам внерыночного межфирменного обмена, особенно на межотраслевом уровне, относятся поставки продукции по контрактам, заключенным с потребителем. Заказчиками-потребителями являются крупные корпорации, отдельные компании, государство. Суть производства на заказ состоит в том, что выпуск изделий начинается только тогда, когда известен их потребитель. Однако подписание контракта не всегда означает производство на гарантированный рынок. Изменения хозяйственной конъюнктуры могут заставить заказчика отказаться от сотрудничества с фирмой-производителем. Иногда экономически выгоднее оплатить контрагенту штраф, чем приобретать заказанный продукт. Следовательно, контрактная система не может уничтожить рыночную форму связи, регулирующую роль рынка в общественном производстве, однако, подрывая неизвестный свободный рынок и расширяя внерыночные формы обмена заказа, она порождает новое явление — конкуренцию заказов. Так, для выполнения контрактного заказа на определенные узлы, детали и т. п. крупная фирма, как правило, имеет обязательно несколько связанных с ней мелких и средних предприятий. Кому из них будет сделан конкретный заказ, определяется в конкурентной борьбе поставщиков.

Если в условиях рыночной системы свободной конкуренции предприниматель ориентировался на рыночный спрос после изготовления товаров, то сегодня его целью является получение заказа, определение его содержания, стоимости и сроков выполнения. Возникает рынок заказов, регулятором которого может быть только конкуренция, которая влияет на качество проекта, уровень цены, определяет степень загрузки производственных мощностей. Риск не продать, свойственный предыдущим формам связи между корпорациями, сменился риском остаться с незагруженными производственными мощностями и проиграть конкуренту. Конкуренция заказов и соревнования за получение заказа, как и конкуренция товаров, стимулирует производителей совершенствовать производство, искать новые рынки сбыта и новых потребителей, снижать издержки производства, эффективно использовать марку фирмы и рекламу.

Традиционной формой ограничения конкуренции является ограничительная деловая практика (ОДП) — комплекс дискриминационных мер относительно установления и поддержания контроля над рынком сбыта, давления на конкурентов и навязывания им неравномерных условий обмена. Благоприятные условия для поставок или покупок товаров и услуг создаются при помощи специфических средств давления на конкурентов, а именно: лишения конкурентов доступа к сырью или рынку, раздела рынков, лидерства в ценах, бойкотирования конкурентов, блокирования на торгах, разных форм ОДП в сфере передачи технологии, финансово-кредитных отношениях, сфере услуг. Различают индивидуальные и коллективные методы ОДП.

Классическим примером использования индивидуальных методов ОДП является маневрирование внутрифирменными ценами. В Аргентине, например, один из филиалов американской "Кока-Колы" при финансовой поддержке материнской компании с целью захвата рынка и вытеснения конкурентов реализовал продукцию по ценам, более низким, чем издержки производства, и осуществлял бесплатные поставки в обмен на исключительное право сбыта своей продукции. Этот пример — один из наиболее типичных в практике борьбы с конкурентами через трансфертные цены.

К сфере применения коллективных методов ОДП принадлежат международные и национальные экспортные и импортные картели, синдикаты, консорциумы, банковские холдинги, патентные и издательские объединения и др.

Нетрадиционными коллективными методами ОДП являются патентно-лицензионные соглашения, соглашения о межфирменном сотрудничестве и производственном кооперировании, использование совместных предприятий. Патентно-лицензионные соглашения заключаются, как правило, между фирмами-производителями. Покупателю лицензии продавец навязывает определенные условия покупки технологии с целью не подавить конкурента, а согласовать его хозяйственную деятельность со своими производственными, научно-техническими и коммерческими проблемами. Поскольку при этом устанавливаются долгосрочные отношения между продавцом и покупателем, можно говорить о расширении сферы внерыночных связей. Основными условиями предоставления лицензий являются: запрещение экспорта ее покупателям; принудительные закупки у продавца лицензии сырья, материалов и оборудования; запрет на внесение изменения в полученную технологию; фиксация цен на реализацию продукции, которая производится по лицензии; навязывание торгового посредничества продавца лицензии в случае продажи этой продукции на внутреннем рынке.

Особой формой лицензионного договора является распространенная в последние десятилетия практика франчайзинга. Как разновидность лицензионного соглашения он также ориентирует стороны на установление долгосрочных внерыночных связей и способствует преодолению товарного характера отношений "производство — розничная торговля", "производство — оптовая торговля", "оптовая торговля — розничная торговля". Франчайзинг предусматривает использование торговой марки, фирменного названия, технической помощи, подготовку кадров, совершенствование управления производством в обмен на предоставление прав на продажу товаров и услуг.

Соглашения о межфирменном сотрудничестве предусматривают использование фирмами совместных научно-технических и производственных программ, договорную специализацию и подрядное кооперирование, а также создание совместных межфирменных предприятий. Межфирменное сотрудничество на высшем уровне воспроизводит внутрифирменные связи вне организационных рамок хозяйственных единиц. Самой развитой сегодня является производственная кооперация на основе договорной специализации. Она охватывает все формы предпринимательской деятельности в промышленно развитых странах. Эффективность ее использования связана с возможностью снижения степени диверсификации собственного производства путем передачи его отдельных видов субподрядчикам и повышения вследствие этого степени специализации своих предприятий.

Межфирменное сотрудничество усложняет переплетение монополистических и конкурентно-рыночных основ в экономике. Согласовывая производственные и научно-технические программы партнеров, кооперация, несомненно, ставит отдельные виды предпринимательской деятельности в специфические конкурентно-рыночные отношения. Одновременно она способствует повышению конкурентоспособности хозяйственных единиц, объединивших свои потенциалы, а это в масштабах отрасли и национальной экономики отражается на усилении конкурентной борьбы.

Таким образом, природа капитала как самовозрастающей стоимости реализуется как в рыночных, так и внерыночных отношениях.

 

4. Государство как организатор  конкурентных отношений

 

Современная конкуренция государственно регулируемая. Государственное регулирование конкурентных отношений состоит в соблюдении оптимального сочетания монопольно-регулирующих и конкурентных сил на тех или иных рынках. Средствами влияния являются законодательство о правилах создания, функционирования и прекращения деятельности предприятий и регулярный выборочный контроль со стороны исполнительной власти, в том числе через аудиторскую систему.

Законодательный запрет или ограничение картельных отраслевых соглашений, иногда трестовской организации отрасли, впервые был введен в 1891 г. в США. Антитрестовское законодательство по типу американского было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — в 1963, в Италии — в 1964 г. В странах Восточной Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80-х годов.

Американское антитрестовское законодательство эффективно регулирует процессы горизонтального объединения и не допускает чрезмерной внутриотраслевой монополизации. Например, применение антитрестовских санкций привело к роспуску в 1911 г. трестов "Стандарт ойл", "Амерекентобекко", разукрупнению в 1982 г. "АТТ", ограничению монопольного господства "Алкоа", "Дюпон". Антикартельное законодательство стимулирует межотраслевые переливы капитала и способствует развитию многоотраслевых корпораций.

В странах Западной Европы антикартельное законодательство более либеральное, чем в США.

Конкуренция и монополия в рыночной системе

Со сферы его действия исключены национализированные предприятия, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство, добыча угля, связь, страхование и т. п. Существуют исключения относительно некоторых типов межфирменных соглашений, таких как соглашения между малыми и средними компаниями, экспортные соглашения, соглашения, связанные с реализацией.

В Германии поддержка конкуренции государством является первоочередной задачей внутренней экономической политики. Закон против ограничения конкуренции запрещает образование картелей и других видов частных соглашений, он действует в большинстве отраслей оборонной промышленности и строительстве. Сегодня государство контролирует ценовую конкуренцию в угольной промышленности, социальной инфраструктуре, частных организациях некоммерческого характера, через регулирование объема производства поддерживает конкуренцию в электро-, газо- и водообеспечении, на водном транспорте и в связи, стимулирует борьбу за доступ на рынок сбыта в угледобывающей промышленности, черной металлургии, в аренде жилья.

Антимонопольное законодательство в Украине определяет правовые основы ограничения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществление государственного контроля за его соблюдением. Монопольным считается такое положение предпринимателя, когда его доля на рынке определенного товара превышает 35 процентов и он имеет возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать здесь конкуренцию. Законом Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции", принятым в марте 1992 г., изменениями к нему и принятым в июне 1996 г. в его развитие Законом Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" юридически наказываются все действия предпринимателя, направленные на создание препятствий для доступа на рынок другим и на установление дискриминационных цен на свои товары. Чтобы не допустить злоупотребления монопольным положением на рынке, создаются компетентные государственные органы, которые должны контролировать соглашения, заключаемые между предпринимателями, а также между предпринимателями и органами власти и управления. В их функции входит также контроль за ведением предпринимателями конкуренции с целью предупреждения ее недобросовестных форм и методов.

Во всех странах контроль за выполнением антимонопольных законов осуществляют специальные государственные антитрестовские органы. В Украине такие функции возложены на созданный в марте 1992 г. Антимонопольный комитет и его территориальные органы. В его компетенцию входят определение монопольного положения предпринимателей на рынке, осуществление контроля за выполнением антимонопольных требований при создании, реорганизации или ликвидации монопольных образований, принятие решений и распоряжений о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении исходного состояния.

Несмотря на наличие подобных органов, формальный характер их деятельности, не конкретность отдельных формулировок законов приводят к игнорированию или неполному соблюдению антимонопольного законодательства. Даже в рыночно развитых странах, которые провозгласили усиление контроля за отраслевыми объединениями, количество нарушений антимонопольного законодательства постоянно растет. Особенно это характерно для мощных финансовых группировок.

Ныне в странах с рыночной экономикой и в тех, которые переходят к рыночной экономике, со стороны государства усиливается поддержка рыночно-конкурентных сил. Несмотря на специфические особенности переориентация на приоритет рыночного механизма в странах обеих ступеней развития имеет общие черты, основу которых составляет смена экономических функций государства. На первый план было выдвинуто задание создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования частных капиталовложений путем осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, поощрение сил конкуренции и создание частному предпринимательству определенных условий для развертывания рыночной деятельности. Среди мер, направленных на выполнение этого задания, были дерегулирование в ряде отраслей экономики, реформа управления государственными компаниями, ревизия (или создание) антимонопольного законодательства.

В соответствии с реформами дерегулирования было упразднено прямое регулирование цен и тарифов в отдельных отраслях экономики, устранены жесткие регламентации условий проникновения в отрасль конкурирующих капиталов. В США, например, эта система мер охватила авиа-, железнодорожный и грузовой транспорт, отрасли коммуникации, где доминировал узкоотраслевой и промонополистический характер государственного регулирования.

Ревизия антимонопольного законодательства в странах с рыночной экономикой состоит в расширении возможностей частнопредпринимательской деятельности. Стимулируется укрепление многоотраслевых комплексов, устраняются препятствия повышению уровня экономической интеграции в масштабах национальных экономических систем.

Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной системе