Конкуренция и монополия в рыночной системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 21:03, реферат

Описание работы

О рынке говорят тогда, когда рассматривают взаимодействие спроса и предложения любого товара. Из многочисленных возможностей классифицировать рынки рассмотрим лишь одну: с точки зрения структуры сторон спроса и предложения, т. е. с точки зрения количества и силы участников рынка. Исходя из предположения, что количество субъектов рынка находится в обратной пропорции к их силе, т. е. к их влиянию на рыночные события, получим равенство "многих" с малым рыночным влиянием, "нескольких" со средней рыночной силой и "одного" с большой властью на рынке. В результате будем иметь три основных варианта рыночных форм:полиполию, олигополию и монополию (от греч. polein — покупать или продавать, monos — один, oligos -несколько, polis — много). Рыночная технология на основе изложенных выше предположений приведена в табл. 2.

Содержание работы

1. Рыночные формы и способы рыночного поведения экономических субъектов
2. Модификация конкурентно-рыночного механизма
3. Внерыночные формы связи хозяйственных единиц
4. Государство как организатор конкурентных отношений
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия в рыночной системе.docx

— 296.67 Кб (Скачать файл)

Определение 13. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется некоторое число предприятий, продающих дифференцированную продукцию, то есть уникальную в своей отрасли и обладающую рядом качеств, которые ценят потребители, а также осуществляющих контроль над ценой производимых ими товаров.

Монополистическая конкуренция - распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, так как конкурируют монополии. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Она является не только распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли сложно построить абстрактную модель. Многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора, имеющегося у фирм.

Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на неценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены.

Характеристики рынка монополистической конкуренции практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияния неценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами).

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные предприятия обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

Определение 14. Олигополистическая конкуренция - на рынке господствует несколько предприятий (но не много), координирующих свои стратегические, тактические и (или) оперативные планы по взаимодействию с другими участниками (как с производителями, так и с потребителями товаров) рыночного процесса.

Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Частным случаем олигополии выступает дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Но это довольно редкое явление.

В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.

Формы объединения предприятий при олигополии:

  • 1. картель - форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта;

  • 2. синдикат - форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организующих коллективный сбыт через единую торговую сеть;

  • 3. трест - форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность;

  • 4. консорциум - временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;

  • 5. конгломерат - объединение разнопрофильных фирм с сохранением высокой степени самостоятельности и децентрализации управления;

  • 6. холдинг - головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;

  • 7. концерн - объединение предприятий, связанное общностью интересов.

В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрестовым законодательством.

Однако, рассмотрение двух типов конкуренции: совершенной и несовершенной является неполным. В реальных условиях участники конкурентных отношений могут использовать недопустимые механизмы конкурентной разведки. Поэтому несовершенная конкуренция может превращаться в недобросовестную конкуренцию.

Определение 15. Недобросовестная конкуренция - нарушение предприятием общепринятых правил и норм конкуренции, установленных законодательно или сложившихся стихийно, но принятых другими участниками рынка, а также неправомерное регулирование осведомленности о процессах и товарах рынка.

В одной из статей Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» это понятие трактуется как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие механизмы недобросовестной конкуренции. В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Другими словами, параметры недобросовестной конкуренции трудно определить в силу того, что она может иметь признаки любого из несовершенных видов.

Следующим, не менее важным способом классификации конкуренции являются характеристики товара. Как отмечалось выше, важнейшей характеристикой в конкурентном взаимодействии является цена. Этот показатель в большей степени определяет привлекательность товара для потребителя.

Выделим следующие виды конкуренции по характеристикам товара:

  • 1. При ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен производителя на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей. Предприятие может в этом случае либо использовать преимущество более низких издержек производства, либо сознательно идти на потерю прибыли для того, чтобы закрепить за собой большую долю рынка.

  • 2. Неценовая конкуренция характеризуется тем, что основными факторами в конкурентной борьбе становятся не цена товара, а его качество, сервисное обслуживание, репутация производителя. Одновременно под видом неценовой может идти и скрытая ценовая конкуренция, если повышение качества и улучшение потребительских свойств новых товаров происходит быстрее, чем растет их цена. Немаловажное значение имеет конкуренция различных регионов, также выступающих в роли производителей товаров, имеюших различие в силу определенных географических, государственных и административных границ.

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции характеризуется следующими предпосылками [73]. Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара (большинство продукции сельского хозяйства, автосервисные мелкие услуги), который не отличается от продукта у других, с одной стороны, и масса обособленных потребителей данного товара - с другой. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может приобрести товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара и его ценой. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, руководствуясь своей выгодой. Ни один продавец или покупатель не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара. Барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте либо минимальны, либо вообще отсутствуют. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует, и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны. Кроме того, каждый покупатель и продавец владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке. Практически ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям.

Монопольное ценообразование возникает, когда в силу различных причин на рынке товаров существует единственный производитель - монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта [73]. Существенным является не только единственность производителя, но и большое число обособленных потребителей товара, то есть конкуренция потребителей. В условиях монопольного рынка потребители обычно максимизируют свою потребительскую выгоду, а производители - прибыль. Вследствие большого числа потребителей ни один из них в отдельности не оказывает влияния на формирование рыночной цены.

Механизм ценообразования на монопольном рынке отличен принципиально от ценообразования при совершенной конкуренции. Потребители вынуждены подстраивать свой спрос под цену, предлагаемую монополистом. С другой стороны, монополист так выбирает объем предложения и цену, при которой товар будет полностью куплен, чтобы максимизировать свою прибыль. Размер прибыли, получаемой фирмой в условиях монопольного рынка, весьма велик. Особую роль в этих условиях играют неценовые характеристики товара. Варьируя их значение, монополист может привлекать больше потребителей к наиболее дорогим товарам. Следовательно, не имея возможности влиять на цену монополиста, потребители, управляя своим спросом, могут выбирать более или менее качественный товара. Этим они будут заставлять монополиста выпускать более качественную продукцию при сохранении ее цены.

Своеобразным и широко распространенным типом несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. В известной мере она напоминает совершенную конкуренцию: большое число потребителей и производителей, барьеры для входа на рынок минимальны, каждое предприятие воспринимает цены других предприятий, как заданные и регулирует только свою цену. В условиях монополистической конкуренции каждый производитель выпускает свой продукт, а все вместе - товары одной группы. Товары, выпускаемые разными предприятиями, не являются идентичными и отличаются качеством исполнения, дизайном, упаковкой, товарным знаком, послепродажным обслуживанием. Также они почти все различаются ценой. Каждое предприятие является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом. Конкуренция вызвана, главным образом не ценовым соперничеством, а продуктовым, которое называется продуктовой дифференциацией. Главным результатом продуктового различия является то, что каждое предприятие оперирует на своем мини-рынке со всеми чертами монополистического рынка: удовлетворяет весь спрос, а, следовательно, управляет объемом спроса и ценой. Монополистическая конкуренция стимулирует потребительский спрос, существенно повышая тем самым размер потребительской выгоды. Основная сфера монополистической конкуренции - розничная торговля [44].

Олигополистическое ценообразование - структура рынка, при которой несколько независимых предприятий удовлетворяют общий спрос множества потребителей. В условиях олигополистического рынка несколько фирм контролируют существенную долю рынка. Количество предприятий-олигополистов, как правило, небольшое. Поэтому поведение каждой из них оказывает заметное влияние на положение других на рынке. В результате каждое из предприятий-олигополистов четко осознает свою зависимость от других. Осознание взаимозависимости олигополистов и возможность явной или неявной координации совместных действий является ключевым моментом в олигопольном поведении.

На практике, тем не менее, всегда существует возможность «некорректного» поведения конкурента, который в результате технологических нововведений снизил издержки производства и понижает цену, чтобы захватить большую долю рынка. В условиях олигополии существуют и сотрудничество, и конкуренция.

Наиболее часто в структуре промышленных отраслей наблюдается сильное влияние одного крупного предприятия при наличии многочисленных конкурентов, значительно меньших размеров. Когда крупное предприятие владеет 60 - 80% рынка, она всегда может выбрать выгодную для нее линию поведения, вынуждая мелкие следовать за ней. Для доминирующего предприятия удобно оставить небольшую долю рынка мелким, а на собственной части вести себя как монополист, формально монополистом не являясь. При этом мелкие предприятия действуют в условиях совершенной конкуренции в оставшейся части рынка.

За счет эффекта огромных масштабов производства удельные издержки доминирующего предприятия настолько низки, что даже при монопольном поведении устанавливаемые ею цены невелики, а в результате барьеры для входа новых конкурентов в основное направление бизнеса доминирующего предприятия оказываются высоки.

Обобщим рассмотренные типы и виды конкуренции для получения полного представления об этом процессе (табл.1.1).

При таком многообразии большинство источников, рассматривая экономическую сущность конкурентных процессов, раскрывают только качественную сторону взаимодействия. Многие наработки носят рекомендательный характер и ориентированы исключительно на менеджеров разных уровней. По существу комплексной оценки различных процессов конкуренции в системном рассмотрении не приводится. Кроме того, предлагаемые методы не обладают гибкостью и не могут использоваться на разных предприятиях даже в рамках одной отрасли. Данный факт очень важен. Среди видов конкуренции существуют такие, которые характеризуются соперничеством, а некоторые, например, олигополия - кооперацией действий на рынке.

Поэтому актуальна разработка максимально общих подходов к оценке и рассмотрению рыночного процесса. Это возможно, только если в качестве «отправной точки» будут рассматриваться не характеристики предприятий, а равные и общие особенности самого конкурентного взаимодействия и параметры товаров на рынке.

Информация о работе Конкуренция и монополия в рыночной системе