Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа
Цель работы – изучить основы конкуренции и монополии, как формы объединения предприятий.
Задачи:
изучить теоретические основы конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке совершенной конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке несовершенной конкуренции;
выработать способы совершенствования действия механизма конкуренции.
Сегодня во многих странах мира происходит торжество рыночных механизмов как более эффективных для регулирования экономики страны. Рынок – экономический вариант демократии: на основе объективных законов он удовлетворяет все многообразие потребностей людей. Конечно, в чистом виде рынок не существует. Так или иначе, государству приходится вмешиваться в его «работу», дабы сгладить основные недостатки рыночного механизма.
В основе рынка лежит конкуренция – это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Именно конкуренция обеспечивает действие основных рыночных механизмов – спроса и предложения. Потому что, в сущности, она обеспечивает нацеленность производителей на запросы потребителей, стимулирует рост эффективности производства, создает условия для дифференциации товаров и товаропроизводителей, способствует распределению ресурсов между отраслями народного хозяйства, ликвидирует неконкурентоспособные предприятия, а также воздействует на цену и качество товара. Помимо этого конкуренция способствует реализации общественных интересов: в погоне за прибылью предпринимателям приходится учитывать запросы потребителей для достижения максимального результата. В то время как монополия устанавливает диктатуру, «глухую» к интересам общества.
С другой стороны, конкуренция играет ключевую роль в научно-техническом прогрессе. Ф. фон Хайек писал: «Конкуренция – исследовательский поиск, который осуществляют первооткрыватели» [21, c. 72]. В погоне за максимальной прибылью предприниматели стремятся минимизировать издержки, внедряя новые, ранее не использовавшиеся технологи, которые впоследствии распространяются и на другие предприятия.
Проблема «чистой» конкуренции особенно актуальна для России, потому что рыночная экономика на территории нашей страны стала развиваться относительно недавно и во многих отраслях экономики государство до сих пор продолжает играть значительную роль. Помимо этого на повестке дня вопрос о правах и обязанностях естественных монополий. Не утратили своего значения и проблемы успешного встраивания России в процесс мировой конкуренции. Поэтому создание жесткой единой правовой антимонопольной системы - проблема номер один.
Цель работы – изучить основы конкуренции и монополии, как формы объединения предприятий.
Задачи:
Объектом исследования курсовой работы является рыночная экономическая система.
Предметом исследования курсовой работы является взаимодействие товаропроизводителей (продавцов) и потребителей (покупателей).
Работа выполнена с использованием широкого спектра абстрактно-логических (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, прогнозирование, научная абстракция), расчетно-статистических и графических методов исследования.
При написании работы использовались публикации как отечественных (Ю. Б. Рубин, А. Ю. Юданов, В. А. Быков, Е. А. Журавлева), так и зарубежных (М. Портер, Э. Чемберлин, Ж. Тироль) авторов по проблеме «Конкуренция и монополия».
Работа состоит из введения, в котором дана общая постановка проблемы, и двух глав, в которых рассмотрены общие подходы к трактовке теории конкуренции, проанализированы механизмы ее реализации на рынке и обоснованны меры по урегулированию конкурентного права.
Конкуренция (от лат. concurrere –сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли-продажи) товаров и услуг. Она проявляется в состязательности товаропроизводителей за наиболее выгодные сферы приложения капитала, поиск рынков сбыта готовой продукции, источников сырья. Конкуренция обуславливается существованием нескольких объективных факторов:
Конкуренция является ключевым элементом системы рыночных отношений. Она ведёт к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение [19, c. 35]. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, которая создает основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке.
От периода зарождения первых научных представлений о конкуренции, её роли и значении в развитии общества до становления теории конкуренции прошел длительный исторический период. На сегодняшний день сформулирован обширный понятийный аппарат, созданы различные конкурентные модели рынка, проанализированы причины и исторические условия возникновения конкуренции, выделены ее инструменты, выявлена её сущность через поведенческий, функциональный и структурный аспекты. Рассмотрим подробнее каждый из них.
В XIX в. была разработана теория совершенной конкуренции, у истоков которой стояли представители классической школы. Именно в их трудах утвердился поведенческий подход к трактовке данного явления. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что такое независимое поведение возможно даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно – на рынке с двадцатью, так как в этом случае менее вероятен сговор между ними. При этом основным объектом конкурентной борьбы классики считали цены [15, c.15].
Поведенческая трактовка конкуренции также характерна и для представителей неоклассической теории. Но они связывали конкуренцию с борьбой за ограниченные экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Причем ограниченность благ, в их понимании, носит относительный характер: их количество недостаточно в сравнении с потребностями людей. Возникает необходимость производственной деятельности, результатами которой будут товары и услуги, удовлетворяющие эти потребности. Но экономические блага, применяемые в их производстве можно использовать по-разному, что создает проблему выбора, предназначенности каждого блага (ресурса) для определенных целей, конкурирующих между собой [21, c.71].
На рубеже XIX-XX вв. экономика претерпевает структурные изменения, связанные с всесторонней механизацией труда. Поэтому и подход к трактовке конкуренции становится иным, структурным. При этом, учитывая эволюционное развитие рынка и массовость производства, происходит трансформация совершенной модели в несовершенную модель конкуренции.
Основоположниками структурного подхода являются: А. Курно, У. Джевонс, Ф. Эджуорт, Л. Вальрас, Ф. Найт, Э Чемберлин. В их понимании рынок считается конкурентным, если число фирм настолько и велико и доля каждой из них настолько мала, что ни одна из них не может самостоятельно существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж[20, c. 30].
При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Причем в центре соперничества оказывается установление факта принципиальной возможности или невозможности влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое действие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей несовершенной конкуренции. Такой подход принципиально отличается от классического, так как классики выделяли лишь два возможных состояния рынка – чистая конкуренция и монополия, в то время как структурный подход выделяет несколько типов рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Именно при структурном подходе происходит строгое разграничение понятий «конкуренция» и «соперничество» (в классической трактовке эти понятия тождественны). Под соперничеством понимают поведение рыночных агентов, направленное на завоевание лидирующего (отличного от конкурентного) положения на рынке [21, c. 72].
Помимо поведенческой и структурной трактовки существует еще и функциональный подход. Он связан с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В его понимании конкуренция – это борьба старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели. К их функциям он относил:
Обеспечивая реализацию нововведений, стимулируя тем самым экономический рост, предприниматель содействует конкуренции: именно этот механизм вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не пользующуюся спросом продукцию [5, c. 128].
Еще один австрийский экономист Ф. фон Хайек понимал под конкуренцией «процедуру открытия», предполагающую развитие конкуренции под воздействием новых форм организации производства, открытий, знаний, а также использования предпринимательского потенциала. Повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага помогают аккумулировать информацию, рассредоточенную на рынках, и подсказывают рыночным агентам, в какой отрасли наиболее выгодно приложить капитал, в каком количестве и какие ресурсы необходимо использовать, что, как и для кого производить. Только благодаря ценам и конкуренции на рынке скрытое становится явным [5, c. 97].
Также на развитие теории конкуренции повлияли взгляды Дж. Кейнса и П. Самуэльсона. Они рассматривали идею развития конкуренции под воздействием государственного регулирования, оправдывая его нестабильностью рыночной экономики и возрастающей ролью монополий. Отвергая доктрину неоклассиков о саморегулировании рынка, они считали необходимым применение на практике определенного соотношения рыночной конкуренции, влияния крупных корпораций и государственного механизма регулирования экономики.
Критические взгляды на роль государства в развитии общества высказывались институционалистами (Дж. Гэлбрейт), а также приверженцами либерализма (В. Ойкен), которые утверждали, что только рыночная конкуренция может способствовать экономическому прогрессу общества.
И еще несколько знаковых фамилий в истории развития теории конкуренции (см. рисунок 1).
Конкуренция – динамически развивающийся процесс. Постоянно развиваясь, она принимает все новые и новые формы, требующие своего анализа. Современная экономическая мысль, используя предшествующие теории, развивая, уточняя и дополняя их, создает основу для дальнейшего развития основных моделей конкуренции.
Представители экономических школ: |
Подход к исследованию теории конкуренции: |
М. Портер |
определил конкурентные преимущества стран и компаний, их конкурентный потенциал |
Й. Кирцнер |
рассматривал конкуренцию как динамично развивающийся процесс [5, c. 6-7] |
Г. Хамель, К.К. Прахлад |
исследовали вопросы, связанные с завоеванием будущих рынков в конкурентной борьбе |
Ж. Тироль |
проанализировал теоретические аспекты развития несовершенной конкуренции, входящие в круг вопросов теории фирмы |
Ю. Рубин, Т. Гоголев, Г. Медведев |
рассматривали конкуренцию как взаимоотношение хозяйствующих субъектов при формировании спроса и предложения на товары и услуги, а также исследовали проблемы формирования конкурентной среды [15, c. 10]. |
Рисунок 1 – Подходы к изучению конкуренции
От изучения развития теории конкуренции перейдем к рассмотрению различных ее видов.
На сегодняшний день различают ценовую, неценовую, совершенную, несовершенную, прямую, косвенную, отраслевую, межотраслевую конкуренции, а также конкуренцию продавцов и покупателей (см. рисунок 2).
В основе ценовой конкуренции лежит принцип вытеснения соперника на основе искусственного изменения цен на данную продукцию. Этот вид конкуренции может быть явным и скрытым. Явным (прямым) он будет в том случае, если об изменении цен покупатели будут информированы заранее (рекламные акции сезонных скидок, распродаж). Ситуация скрытой ценовой конкуренции складывается в случае выпуска на рынок нового товара с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно небольшом изменении цены или без ее изменения. Таким образом, разница цен на сходные по качеству товары является основой привлечения покупателей. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не подкреплены различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях: