Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить основы конкуренции и монополии, как формы объединения предприятий.
Задачи:
изучить теоретические основы конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке совершенной конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке несовершенной конкуренции;
выработать способы совершенствования действия механизма конкуренции.

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)


 

Рисунок 2 - Разновидности конкуренции [16, c.320]

 

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции и т.д.

Неценовая конкуренция  основана на привлечении покупателей  за счет изменения качества товара и его ассортимента (конкуренция по продукту). В данном случае под качеством товара понимается его новизна, оформление, уровень безотказности. Его повышение возможно двумя способами: первый – совершенствование технических характеристик товара; второй – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом реализации скрытой ценовой дискриминации и способствует расширению рынков сбыта; с другой – создает условия для его фальсификации путём рекламы и красивой упаковки. Существует и другой вид неценовой конкуренция - конкуренции по условиям продаж. В его основе лежит принцип привлечения покупателей за счет улучшении сервиса обслуживания. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, гарантийное и внегарантийное обслуживание.

Конкуренция также может  проявляться в прямом и косвенном  видах. Прямая конкуренция отличается открытостью, т.е. доступностью информации о компании, фирме. Часто практикуется обмен информацией о ценах между предприятиями, выпускающими сходную продукцию.

В условиях косвенной  конкуренции зачастую нарушаются принципы принятого на рынке сотрудничества и используются методы недобросовестной борьбы: разглашение конфиденциальной информации, распространение ложных сведений, направленных на дискредитацию конкурентов, замалчивание важной для потребителей информации, ограничение доступа на рынок и т.д.

В рамках отраслевой конкуренции  протекает соперничество между  производителями однородной продукции. Действия разворачиваются внутри одной отрасли и нацелены на завоевание рынка за счет снижения цен на продукцию, улучшение внешнего вида изделия и усиления рекламы. Этот вид конкуренции приводит к формированию рыночной (общественной) стоимости на однотипную продукцию на уровне затрат средних по отрасли предприятий (так как их больше всего).

Внутриотраслевая конкуренция  порождает межотраслевую, заключающуюся в противостоянии предприятий, задействованных в различных отраслях производства. Борьба идет за занятие места в той отрасли, в которой обеспечивается высокая прибыль. Поэтому основное внимание сконцентрировано на выгодном вложении капитала. Таким образом, межотраслевая конкуренция, порождаемая стремлением предпринимателями максимизировать прибыль, приводит к миграции (переливу) капитала. Следствиями действия механизма меж-

отраслевой конкуренции  являются: выравнивание прибыли отдельных отраслей

в общую среднюю и  формирование цены производства.

Конкуренция продавцов  возникает в случае переизбытка  товара. В этом случае продавцы стремятся снизить цену, чтобы реализовать свой товар. А конкуренцию покупателей обычно связывают с борьбой за приобретение конкретного товара. В этом случае на рынке чаще всего возникает дефицитная ситуация, вследствие чего цены на эти блага повышаются [16, c.320-322].

Следующие типы конкурентных рынков основаны на различиях по отношению ко множеству критериев, таких как: количество фирм, задействованных в отрасли, тип товаров, предлагаемых на рынке, существование барьеров, ограничивающих вход на рынок, а также возможность фирмы влиять на цену своего товара. Более наглядно эти различия представлены на рисунке 3.

 

Характеристики конкурентной ситуации

 

 

 

Тип рынка

Число фирм в отрасли

Тип товаров

Барьеры для входа  на рынок

Возможность фирмы влиять на цены своих товаров

Примеры отраслей, действующих на таких рынках

Совершенная конкуренция

Очень большое

Стандартизированный

Не существуют

Отсутствует полностью

С/х, бытовые услуги

Монополистическая конкуренция

Большое

Дифференцированный

Существуют, но их можно преодолеть

Существует некоторая

Пищевая и легкая промышленность, производство мебели

Олигополия

Небольшое

Стандартизированный или дифференцированный

Существуют, и преодолеть их трудно

Большая

Автомобильная промышленность, авиаперевозки

Монополия

Одна

Товар не имеет заменителей

Существуют, и преодолеть их очень трудно или даже невозможно

Максимальная

Электроэнергетика, железнодорожные перевозки


Рисунок 3 - Различия между типами конкурентных рынков [23, c. 118]

 

Рассмотрим  подробнее эту классификацию конкурентных рынков. В ее

рамках выделяют совершенную  и несовершенную конкуренции. На рынке совершенной (чистой) конкуренции сталкиваются между собой множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяла бы ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта. В этой ситуации рыночная цена товара определяется в соответствии с рыночными законами на основе спроса и предложения, так как доля каждого производителя настолько мала, что ни один из них не может повлиять на цену товара. Рынок совершенной конкуренции также обеспечивает: абсолютную мобильность производственных ресурсов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его, открытость информации о рыночной ситуации и легкий доступ к ней. Совершенная конкуренция – это абстракция, элементы которой имеют место быть в различных комбинациях с несовершенствами рынка.

В рамках несовершенной  конкуренции выделяют три типа конкурентных рынков: рынок монополистической конкуренции, олигополия и монополия.

Рынок монополистической  конкуренции складывается в тех  отраслях, где:

    • для организации производства не нужно вкладывать особо крупный капитал;
    • возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющих одну и ту же потребность;
    • механизм патентования позволяет производителям сохранить за собой исключительное право изготовления созданного им товара.

Этот тип конкуренции  приводит к дифференциации товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, и к возникновению некоторой возможности влияния производителей на цену. При этом число фирм, конкурирующих между собой, сохраняется достаточно большим, и ни одна из них не может преградить вход на рынок новым конкурентам.

Рынок олигополии складывается в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств таким образом, что все нужды рынка могут быть удовлетворены несколькими фирмами. При этом каждая из конкурирующих фирм, занимающихся производством одинаковых или сходных товаров, может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.

На рынке монополии  не существует альтернативного изготовителя (продавца). Товары на этом рынке являются уникальными и не имеют заменителей. Поэтому происходит навязывание покупателям завышенных уровней цен, т.е. возникает «ценовой диктат» продавца. Этот тип конкуренции характеризуется таким положением на рынке, при котором осложнен вход на рынок и выход из него, ограничен доступ к информации. Существует один продавец – монополист, устанавливающий полный контроль над рынком. Следовательно, в условиях монополии границы отрасли и фирмы совпадают. (Подробнее эти виды конкурентных рынков будут рассмотрены во 2 главе).

Существует еще один способ классификации конкуренции, основанный на соответствии определенным этапам принятия потребительского выбора. В соответствии с этими этапами можно выделить следующие виды конкуренции:

    1. желания-конкуренты, основанные на множественности альтернативных способов вложения потребителем денежных средств;
    2. функциональная конкуренция, связанная с существованием альтернативных способов удовлетворения потребностей;
    3. межфирменная конкуренция, основанная на борьбе различных фирм и предприятий за право удовлетворения потребительского спроса;
    4. межтоварная конкуренция, выражающаяся в конкуренции товаров фирмы между собой, создающей имитацию потребительского выбора.

Еще одной важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя, иначе говоря, за «доллар потребителя». Она сводится к борьбе между монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Исходя из того, что покупательная способность в данный момент времени ограничена, следует, что увеличение потребления одних видов товаров возможно лишь при уменьшении потребления других. Поэтому каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях [22, c. 124].

Для того чтобы глубже проанализировать механизм конкуренции, необходимо понять, какие характеристики определяют конкурентоспособность товара и фирмы на рынке.

1.3  Конкурентоспособность. Товар на конкурентном рынке

 

На рынке важна конкурентная позиция. Она определяется конкурентоспособностью товара, фирмы, отрасли и экономики в целом.

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличия от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка [2, c. 4]. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателей, он должен соответствовать определенным параметрам:

    • техническим (свойство товара, область его применения и назначения);
    • эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
    • нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
    • экономическим (уровень цен на товар, имеющихся у потребителей для удовлетворения данной потребности) [2, c. 20].

Оценка конкурентоспособности  товара производится на основе его сопоставления с аналогичной продукцией фирм-конкурентов. Она включает три этапа:

    1. Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы для сравнения.
    2. Определение набора сравниваемых параметров обоих товаров.
    3. Расчет обобщающего показателя конкурентоспособности товара, основанный на сравнении его параметров с параметрами аналога, наиболее полно отражающими потребности покупателей. Таких показателей три: единичный, групповой и смешанный (интегральный) [2, c. 22].

Различают три типа конкурентного  поведения товаропроизводителя на рынке:

    1. Приспособленческое поведение, направленное на модернизацию производства в силу того, что этим занят конкурент.
    2. Обеспечивающее поведение, связанное с закреплением достигнутой на рынке прочной позиции на более длительное время.
    3. Новаторское поведение, при котором расчет делается на экономическую победу над конкурентом за счет технических, технологических, организационных и управленческих новшеств [16, c. 330].

Важное направление повышения конкурентоспособности продукции – совершенствование процесса товародвижения, организация торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса. Также на конкурентоспособность влияет уровень издержек, производительности и интенсивности труда. Все эти показатели помогают определить рентабельность производимой продукции, основные направления в экономической деятельности, пути модернизации производства.

 

 

 

 

2.  Механизм реализации конкуренции на рынке

Наиболее популярным способом классификации конкурентных рынков является выделение четырех  типов рыночных ситуаций: совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Этот способ классификации был предложен сторонниками структурного подхода изучения конкуренции. В первой главе были изложены основы этой типологии. Предлагаю рассмотреть его более подробно.

2.1  Рынок совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция  – это экономическая ситуация, в которой ни один рыночный субъект не может воздействовать на рыночную цену и не может препятствовать факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому [23, c. 119].

Информация о работе Конкуренция и монополия