Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить основы конкуренции и монополии, как формы объединения предприятий.
Задачи:
изучить теоретические основы конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке совершенной конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке несовершенной конкуренции;
выработать способы совершенствования действия механизма конкуренции.

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет стараться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса. При этом условие максимизации прибыли для монополиста такое же, как и для совершенного конкурента: MR=MC. А так как фирма-монополист представляет собой отрасль, то ее равновесие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долгосрочном.


Рисунок 9 - Спрос на монопольном рынке [23, c. 141]

 

Базируясь на главном  условии максимизации прибыли, монополист решает две задачи: определяет объем производства и осуществляет ценовую стратегию. Цена при монополии превышает предельную прибыль (исключая первый выпуск продукции, так как при первом выпуске монополист находится в тех же условиях, что и совершенный конкурент), тем самым он обеспечивает себе сверхприбыль. При этом зачастую прибегая к ценовой дискриминации.

Большинство научных  теоретиков считают, что монополии негативно влияют на развитие конкуренции: во-первых, ценовой диктат, приводящий к неподкрепленному издержками завышению цен, во-вторых, нерациональное распределение ресурсов. Потому что при монополии в производство вовлекается меньшее количество факторов производства, чем при совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет потери от недоиспользования ресурсов. Они называются «мертвым убытком». Третьим доводом неэффективности монополизации экономисты приводят снижение стимула к техническому совершенствованию производства, к повышению качества продукции. В основе этого недостатка лежит отсутствие конкуренции.

Однако есть среди  экономистов и те, кто усматривает  в монополизации

положительные аспекты. Среди них Й. Шумпетер, утверждавший, что монополия играет ведущую роль в экономическом развитии, способствуя совершенствованию технологий. Ведь несмотря на исключительное положение монополиста на рынке, ему постоянно приходится считаться с потенциальными конкурентами и пресекать возможности появления товара-субститута. Для этого он может использовать свою сверхприбыль для проведения НИОКР, изучения общественного мнения, организации промышленного шпионажа и т.д. [20, c. 83]

Еще один плюс в пользу монополии: она обладает возможностью фрагментации рынка на сектора, различающиеся эластичностью спроса. Эта возможность позволяет назначать разным группам покупателей разные цены, учитывающие их покупательную возможность.

Как же складывается монопольная  ситуация на рынке? Главным условием существования монополии являются барьеры, мешающие конкурентам войти в отрасль или покинуть ее. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, предотвращающий появление других продавцов на рынке. Эти барьеры бывают трех типов: юридические, экономические и естественные. К юридическим барьерам относят монопольные права государства на производство того или иного вида продукции, лицензирование видов деятельности, выдача патентов. Надо сказать, что, несмотря на то, что лицензии и патенты закрепляют монопольное право производителя, они, так или иначе, необходимы для стимулирования научно-технических исследований.

К экономическим барьерам относят как объективные общеэкономические (независимые от действий самих производителей) причины (высокие налоги, дорогое оборудование, отсутствие у населения капитала для предпринимательства), так и искусственные барьеры, возводимые самими фирмами (объединение предприятий для контроля над рынком). К таким объединениям относят: картель, синдикат, трест, концерн. Структура картели была подробно описана выше. Остановимся на остальных. В синдикатах также идет борьба за техническое совершенство, за квоту. При этом сохраняется самостоятельность объединенных предприятий. Эта борьба приводит к напряжению усилий, направленных на опережение других участников объединения, что, в конечном счете, ведет к постоянному изменению соотношения квот. И этот дисбаланс может взорвать синдикат.

Трест отличается тем, что его участники превращаются в акционеров, которые могут продавать свои акции. Поэтому борьба внутри треста направлена на овладение контрольным пакетом акций, позволяющим контролировать деятельность всего объединения. В этом трест похож на концерн, исключая тот факт, что в концернах, помимо контрольного пакета, желанным также становиться управление наиболее прибыльными предприятиями, входящими в объединение [22, c. 122-124].

К естественным барьерам относят факторы, возникающие в силу объективных причин. Производной таких барьеров является естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занимались несколько фирм. Выделяют природно-ресурсные монополии, обладающие уникальным источником природных ресурсов («Газпром», «ЛУКойл», «Норникель»), и технико-экономические, связанные с проявлением эффекта масштаба (РЖД, ЮТК, ГУК-КРАСНОДАР).

Помимо входных барьеров существуют еще выходные, принуждающие хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где  низкая рентабельность или отсутствуют  доходы на капитал. К таким барьерам относят необходимость списания крупных инвестиций, вмешательство правительства, большие затраты на ликвидации, профсоюзная оппозиция, нежелание утратить свой имидж, протесты поставщиков, клиентуры и дилеров.

Необходимо также упомянуть методы, которыми пользуются фирмы для достижения и удержания монопольного положения. К ним относятся: лишение сырьевых ресурсов, лишение рабочих рук (посредством сговора с профсоюзами), лишение подвоза, лишение сбыта, сбивание цен, лишение кредита, договор с покупателями о ведении торговых сношений исключительно с картелями.

В конечном итоге, чистая монополия – абстракция, необходимая  для теоретического анализа и сравнения, так как большинство отраслей функционируют в ситуации, близкой к монополии. При этом российская экономика обладает склонностью к образованию естественных монополий. И для того, чтобы общественные издержки не превышали положительного эффекта от монополизации, необходимо создать жесткую правовую регламентацию деятельности монополий.

2.3  Антимонопольное законодательство.

 

Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. Ее отсутствие (монополия) останавливает экономический рост, снижает эффективность производства, тормозит НТП. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его главной задачей является сохранение баланса конкурентных и монопольных начал, а также установление акцентов на высоком качестве товара как основополагающем параметре конкурирования.

История антимонопольного законодательства берет свое начало с 1890г., когда в США был принят закон, известный как закон Шермана или «хартия экономической свободы». В рамках этого закона запрещались все объединения и договоры, имеющие целью ограничивать свободу промысла и монополизировать какую-либо отрасль хозяйства. Создание подобного рода монополий влекло за собой штраф до $5 000 и тюремное заключение сроком до одного года. В целом же этот закон включал три важных аспекта: ограничения, связанные с масштабом производства (ни одна корпорация не могла контролировать более 40-50% производства того или иного продукта); юридическим лицам запрещалось держать в своих руках более ли менее существенную долю акций других предприятий; антикартельное законодательство (запрет на тайные сговоры). Впоследствии такой закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана дополнялся (в 1914, 1939 и 1950гг.) по мере того как развивались монопольные объединения [22, c. 126].

В 1914г. был принят Закон  Клейтона, запрещавший соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, создание холдинговых компаний, горизонтальные слияния. В этом же году была образованна федеральная торговая комиссия, которая следила за рыночными агентами и их добросовестной конкуренцией.

В Западной Европе (Бельгия – 1935г., Нидерланды – 1933г.) были приняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Эти законы были нацелены на ограничение злоупотреблений этой формой монополий.

Акт Селлера-Кефовера (1950) дополнил акт Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов. Теперь запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные слияния.

Еще одна попытка ограничения  влияния монополий была совершена  при создании Римского договора. При  учреждении Европейского экономического сообщества (1957) была законодательно закреплена незаконность прямого или косвенного установления монопольных цен на всей территории сообщества. Также в сферу действия этого закона попадали: ограничения производства, сбыта и технологического развития, раздел рынков сбыта и источников снабжения, дискриминация партнера и навязывание ему дополнительных условий. Контроль за соблюдением закона был возложен на Комиссию Европейского сообщества. Она могла штрафовать нарушителя, лишить незаконные соглашения правовой силы.

В дореволюционной царской России как такого антимонопольного законодательства не было. Там преобладал примат отечественного над импортным, чем и объясняются высокие таможенные пошлины. Затем, уже в советском союзе не приходилось говорить о конкурентном праве, так как вся экономика представляла собой сплошную государственную монополию во всех отраслях.

Первые законодательные акты появились уже в постсоветской России. В частности в 1991г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», впитавший в себя опыт зарубежных стран.

Специфика монополизма  в России отличается от западных версий. России свойственна узкая предметная специализация производства, поэтому требуется не только деконцентрация производства, но и существенное расширение номенклатуры выпускаемых изделий. Необходимо разгосударствление и децентрализация производства. В противном случае может произойти подрыв эффективности и конкурентоспособности фирм. Также необходимо решить вопрос о регулировании деятельности естественных монополий. Все это стимулирует развитие антимонопольного законодательства.

В Конституции РФ сказано: «Не допускается экономическая  деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Антимонопольное регулирование представлено комплексом экономических и административных мер. Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения предпринимательской деятельности и свобод договоров между хозяйствующими субъектами, занимающими лидирующее положение на рынке. В рамках закона доминирующим компаниям запрещается:

    • установление и поддержание монопольно высокой или низкой цены товара;
    • изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явится повышение цены на товар;
    • навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него;
    • экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара (если на этот товар имеется спрос или есть заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства);
    • экономически или технологически необоснованный отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
    • экономически или технологически необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
    • установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
    • создание дискриминационных условий;
    • создание препятствий доступу на рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
    • нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Еще один закон – ФЗ «О естественных монополиях», позволяющий органам, регулирующим естественные монополии, устанавливать цены и тарифы на их продукцию (в случаях, предусмотренных в законе), определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и устанавливать минимальный уровень их обеспечения.

Следит за монопольным  порядком в стране Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а также Государственный комитет РФ по антимонопольной политике. Он следит за слиянием организаций, за продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, за условиями договоров между компаниями. С 1991г. утвержден Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов. В нем ежегодно отражаются предприятия, производящие 35% и более продукции на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий действует специальная процедура установления цен и тарифов.

В последнее годы широкое  распространение получило социальное регулирование. В этом аспекте упор делается на физических характеристиках самих товаров и условиях их производства. Создан целый ряд государственных структур, задачей которых является контроль за соблюдением трудового законодательства, за соблюдением мер по охране окружающей среды. Смысл социального регулирования состоит в создании благоприятных условий для будущих поколений.

Но, несмотря на все положительные аспекты в регулировании экономики, остаётся ряд нерешенных проблем. Чтобы снять монопольную напряженность с рынков, необходимо:

    1. упростить процедуру создания новых фирм;
    2. снятие барьеров во внешней политике, поощрение импорта для создания конкурентной ситуации;
    3. Принудительное разделение крупных фирм на более мелкие (там, где это экономически обоснованно);
    4. ужесточить наказания за нарушение антимонопольного законодательства.

На сегодняшний день механизмы антимонопольного регулирования  раз-

виты во многих странах, однако им не удается одолеть монополизацию. Прогрессом в этой области является факт роста социальной ответственности экономики перед обществом, ибо производственные силы должны соответствовать производственным отношениям – закон устойчивости формации.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, конкуренция – процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции. Она является основой «здорового» рыночного хозяйства, потому как позволяет спросу соответствовать предложению, способствует развитию и внедрению инноваций, «страхует» экономику от различных потрясений и кризисов. Конкуренция помогает капиталу оказаться там, где он более всего необходим, а капиталистам - проникнуть в ту отрасль, которая их больше всего привлекает. Именно поэтому очень многие ученые занимались исследованием теории конкуренции и ее влияния на экономику.

Информация о работе Конкуренция и монополия