Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить основы конкуренции и монополии, как формы объединения предприятий.
Задачи:
изучить теоретические основы конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке совершенной конкуренции;
определить механизм реализации конкуренции на рынке несовершенной конкуренции;
выработать способы совершенствования действия механизма конкуренции.

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

В первой главе были рассмотрены  различные трактовки конкуренции  как экономического явления. Существует три основных подхода к ее исследованию: поведенческий, структурный и функциональный. Эти подходы вытекали один из другого по мере развития экономики и трансформации экономических отношений. Важным и существенным является то, что на сегодняшний день конкуренцию рассматривают не просто как способ максимизации прибыли, но и способ обновления производительных сил и производственных отношений. Акцент делается на структуре рынка, а также на тех функциях, которые конкуренция выполняет в обществе.

Ключевым понятием теории конкуренции является конкурентоспособность. Она образует пирамиду, в основании которой находится конкурентоспособность товара. Этот показатель является базовым, обеспечивающим, в конечном итоге, конкурентоспособность всей экономики.

Выделяют совершенную, монополистическую конкуренции, а  также олигополию и монополию. Выделение этих типов конкуренции производится на основе многих критериев, позволяющих глубже понять развитость конкурентного права на рынке. Во второй главе были проанализированы основные стратегии поведения фирм на различных конкурентных рынках, их прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, изучены кривые спроса на их продукцию, было определено основное условие максимизации прибыли (MC=MR). Еще одним объектом анализа стали барьеры, ограничивающие вход и выход на рынок: лицензии и патенты, экономия от масштаба.

Особое место среди  других конкурентных рынков занимает монополия - ситуация, при которой на рынке действует один продавец, потому как именно в этой ситуации нарушается «независимость» основных рыночных механизмов – спроса и предложения. Монополист сам назначает цену на товар и объем выпуска. Он формирует рыночное равновесие. Однако, как и все другие фирмы, он «зажат» рамками равенства MC=MR, позволяющими ему получит максимальную прибыль.

Монополия опасна тем, что она нарушает социальные функции рынка в обществе: при монополии отсутствуют внешние эффекты, нарушается действие механизма цен, рыночное равноправие. Во многом отсутствует стремление к техническому перевооружению производства, к внедрению инноваций. Именно поэтому необходимо государственное вмешательство, жесткая регламентация деятельности монополистов.

На сегодняшний день создана достаточно обширная правовая база. Однако даже ей не удается решить всех проблем. Первостепенной задачей является восстановление конкуренции там, где это экономически выгодно: постепенное снижение таможенных пошлин, и увеличения количества импортных товаров на рынке, изменение системы патентования и лицензирования, упрощение процедуры создания новых фирм, принудительное расчленение крупных фирм на более мелкие, реструктуризация долгов предбанкротных предприятий перед фискальными органами государства. Также необходимо отслеживать ценовую политику фирм, действующих в ситуации, близкой к монопольной, и контролировать их слияния.

Таким образом, для того, чтобы рынок в полной мере учитывал общественные потребности, необходимо поддерживать конкуренцию. Необходимо провести целый комплекс мер, сдерживающих монопольную власть фирм. Поддержка конкуренции – экономическая функция государства.

Содержание:

 




Информация о работе Конкуренция и монополия