Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.
Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различия и общие черты, а так же анализ конкуренции в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ - 2 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ - 3 -
1.1.Конкуренция: понятие, виды, функции - 3 -
1.2. Основные модели рынка - 5 -
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции - 11 -
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ И СТРАТЕГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ - 13 -
2.1. Как конкурентные силы формируют стратегию - 13 -
2.2. Роль информации в достижении конкурентного преимущества - 15 -
2.3. От конкурентного преимущества к корпоративной стратеги - 18 -
2.4. Секреты успеха глобальных компаний - 20 -
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - 22 -
3.1. Основные проблемы конкуренции в России ХХI в. - 22 -
3.2. Россия в современном мире - 24 -
3.3. Пути решения проблем конкуренции в России - 27 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 31 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 33 -
Так, можно выделить три вида несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополистический тип конкуренции.
Монополия - исключительное право на производство, покупку, продажу чего-либо, принадлежащее какому-либо одному субъекту.
Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.
Модели монополии:
1. единственный продавец;
2. единственный покупатель;
3. отсутствие близких продуктов-заменителей;
4. диктуемая цена.
Во всех развитых странах мира, так и в России, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и другие, и искусственную монополию, появившуюся за счет использования механизмов несовершенной конкуренции.
Очень часто в качестве монополии выступает государство. Это также является отрицательным, но в большинстве случаев единственно разумным (например, оборонная сфера) явлением.
Существует три вида монополии:
1. Закрытая монополия -
защищена от конкуренции с
помощью юридических или
2. Естественная монополия
- отрасль, в которой долгосрочные
средние издержки достигают
3. Открытая монополия -
фирма на некоторое время
Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта. Например, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не только из-за ограниченности срока действия патента, но также из-за того, что конкуренты просто могут изобрести новые продукты.
Фактически закрытая и естественная монополии могут считаться формами недобросовестной конкуренции.
Модель монополии предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. При этом потребители, регулируя свой спрос, могут лишь в определенной степени влиять на цену монополиста.
Монополия в чистом виде - явление достаточно редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи. Но не следует забывать, что иные виды связи создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны производителей других товаров. Это свидетельствует об относительно небольшом значении полных монополий.
Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором имеется некоторое число предприятий, продающих дифференцированную продукцию, то есть уникальную в своей отрасли и обладающую рядом качеств, которые ценят потребители, а также осуществляющих контроль над ценой производимых ими товаров.
Монополистическая конкуренция - распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции, так как конкурируют монополии. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Она является не только распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли сложно построить абстрактную модель. Многое зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора, имеющегося у фирм.
Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются на неценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая возможность у производителей влиять на цены.
Характеристики рынка монополистической конкуренции практически совпадают с рынком совершенной конкуренции, за исключением наличия разнородных (не идентичных) продуктов на рынке и большого влияния неценовой конкуренции (основанной на тонких различиях между продуктами).
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные предприятия обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Олигополистическая конкуренция - на рынке господствует несколько предприятий (но не много), координирующих свои стратегические, тактические и (или) оперативные планы по взаимодействию с другими участниками (как с производителями, так и с потребителями товаров) рыночного процесса.
Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.
Частным случаем олигополии выступает дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Но это довольно редкое явление.
В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.
Формы объединения предприятий при олигополии:
1. картель - форма объединения, гласное или негласное соглашение группы близких по профилю предприятий об объемах продажи, ценах и рынках сбыта;
2. синдикат - форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организующих коллективный сбыт через единую торговую сеть;
3. трест - форма объединения,
в которой участники теряют
свою производственную и
4. консорциум - временное
объединение предприятий на
5. конгломерат - объединение разнопрофильных фирм с сохранением высокой степени самостоятельности и децентрализации управления;
6. холдинг - головная компания,
контролирующая деятельность
7. концерн - объединение предприятий, связанное общностью интересов.
Более подробно формы объединений раскрыты в следующей части.
В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрестовым законодательством.
Однако, рассмотрение двух типов конкуренции: совершенной и несовершенной является неполным. В реальных условиях участники конкурентных отношений могут использовать недопустимые механизмы конкурентной разведки. Поэтому несовершенная конкуренция может превращаться в недобросовестную конкуренцию. [5]
Объединение предприятий объясняется естественным стремлением к экономическому превосходству, как способу сохранения и увеличения преимуществ. Таким образом, повышается уровень хозяйственной устойчивости и конкурентоспособности, появляется определенная степень контроля над рынком. В тоже время реализуется главная цель - смягчение отраслевой конкуренции и недопущение в отрасль новых конкурентов. Объединения предприятий возникают в результате различного типа слияний: горизонтальных, вертикальных и конгломератных.
Горизонтальные слияния представляют собой способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий и, по сути, ведут лишь к перераспределению производственных мощностей. Главной их целью является снижение уровня конкуренции и получение выигрыша от «экономии на масштабах производства».
Вертикальные слияния нацелены на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем, чем обеспечивается надежность доступа к источникам ресурсов, каналам снабжения и сбыта. Чем менее стабильными являются эти условия, тем сильнее стремление предприятий к вертикальной интеграции. Способствуя созданию замкнутых производственных комплексов, вертикальные слияния способствует монопольным проявлениям, и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.
Конгломератные слияния представляют собой объединения предприятий различной отраслевой принадлежности совершенно не связанных между собой технологически. По сути, это способ диверсификации производства, цель которого - смягчить влияние колебаний рыночной конъюнктуры и облегчить проникновение на новые рынки. Слияния могут происходить как на основе добровольного объединения предприятий, так и путем поглощения одного предприятия другим. В результате в зависимости от особенностей структурной организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.
Трест - форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей, при которой входящие в объединение предприятия утрачивают хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление ими осуществляется централизованно.
Концерн - многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством финансового контроля через систему участий.
Конгломерат - полиотраслевая, многопрофильная структура, основанная на объединении автономных в оперативном отношении предприятий, несущих хозяйственную ответственность за результаты своей деятельности. Кроме того, существует ряд объединений временного типа, создаваемых для решения определенных задач.
Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемого для осуществления совместной деятельности с целью решения определенной задачи. Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающийся целей консорциума.
Хозяйственная ассоциация - создаваемое на добровольной основе по территориальному, отраслевому или иному признаку, объединение юридических лиц с целью координации хозяйственной деятельности или защиты своих интересов и прав в различного рода органах.
Высокая степень концентрации производства и возникающее в связи с этим экономическое доминирование ведет к затруднению конкуренции и возникновению монопольных проявлений в форме ценовой диктатуры. Усиливается вероятность сговора между несколькими производителями. Это требует установления особого контроля за деятельностью объединений предприятий. В советской экономике объединения предприятий существовали в виде производственных и научно - производственных объединений. Поскольку в основе их образования лежали не общность экономических и финансовых интересов участников, а потребности централизованного управления экономикой, с переходом к рыночной экономике они требуют серьезной трансформации. Однако, учитывая характерные для них кооперационные связи, было бы ошибкой ликвидировать их под флагом борьбы с монополизмом. При выборе способов реформирования этих объединений следует учесть, прежде всего, такие критерии, как изменение транзакционных издержек и влияние на уровень конкуренции.
Способы ведения конкурентной борьбы.
Конкуренция, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктатуру производителей (монополистов) по отношению к потребителю. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. [7]
Наиболее влиятельные конкурентные силы (или сила) определяют прибыльность отрасли и, таким образом, имеют важнейшее значение для формулирования стратегии. Например, даже компания, занимающая ведущие позиции в отрасли, не защищенной от вторжения новых соперников, столкнется со снижением доходов в случае появления более высококачественных или менее дорогостоящих товаров-заменителей. В подобной ситуации борьба с товарами-заменителями становится вопросом "номер один" в стратегии компании. В каждой отрасли конкуренцию формируют различные силы.
Каждая отрасль имеет уникальную структуру, или набор фундаментальных экономических и технических характеристик, которые служат источником влияния сил, формирующих конкуренцию. Разработчик стратегии при определении наилучшего позиционирования, позволяющего компании адаптироваться к отраслевому окружению, должен составить представление о факторах, формирующих это отраслевое окружение. Указанный подход к конкуренции одинаково применим как для отраслей, связанных с продажей товаров, так и для отраслей сферы услуг.
Информация о работе Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия