Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.
Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различия и общие черты, а так же анализ конкуренции в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ - 2 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ - 3 -
1.1.Конкуренция: понятие, виды, функции - 3 -
1.2. Основные модели рынка - 5 -
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции - 11 -
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ И СТРАТЕГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ - 13 -
2.1. Как конкурентные силы формируют стратегию - 13 -
2.2. Роль информации в достижении конкурентного преимущества - 15 -
2.3. От конкурентного преимущества к корпоративной стратеги - 18 -
2.4. Секреты успеха глобальных компаний - 20 -
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - 22 -
3.1. Основные проблемы конкуренции в России ХХI в. - 22 -
3.2. Россия в современном мире - 24 -
3.3. Пути решения проблем конкуренции в России - 27 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 31 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 33 -
То же самое показывают и другие рейтинги, которые, так или иначе, оценивают уровень конкуренции. Например, по докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102-е место из 133-х, по уровню административных барьеров – 124-е место, по сложности таможенных процедур – 130-е место.
Сейчас Россия находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей она оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по 7-балльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.
Таблица №1 Рейтинг Всемирного экономического форума
|
THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX |
THE GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX | |
СТРАНА |
РЕЙТИНГ |
ОЦЕНКА |
РЕЙТИНГ |
Швейцария |
1 |
5,60 |
2 |
США |
2 |
5,59 |
1 |
Сингапур |
3 |
5,55 |
5 |
Швеция |
4 |
5,51 |
4 |
Дания |
5 |
5,46 |
3 |
Финляндия |
6 |
5,43 |
6 |
Германия |
7 |
5,37 |
7 |
Япония |
8 |
5,37 |
9 |
Канада |
9 |
5,33 |
10 |
Нидерланды |
10 |
5,32 |
8 |
Гонконг |
11 |
5,22 |
11 |
Тайвань |
12 |
5,20 |
17 |
Великобритания |
13 |
5,19 |
12 |
Норвегия |
14 |
5,17 |
15 |
Австралия |
15 |
5,15 |
18 |
Франция |
16 |
5,13 |
16 |
... |
|||
Мексика |
60 |
4,19 |
60 |
Турция |
61 |
4,16 |
63 |
Черногория |
62 |
4,16 |
65 |
Российская Федерация |
63 |
4,15 |
51 |
Румыния |
64 |
4,11 |
68 |
Уругвай |
65 |
4,10 |
75 |
Ботсвана |
66 |
4,08 |
56 |
Казахстан |
67 |
4,08 |
66 |
... |
Схожую картину демонстрируют и данные российских исследований, их тоже немало. Назову еще несколько цифр, также из наших исследований – от Федеральной антимонопольной службы, которая делает доклады по состоянию конкуренции, что происходило в последнее время, по некоторым рынкам. Например, рынки полезных ископаемых всегда характеризовались высоким уровнем концентрации капитала, но за последние 10 лет количество малых компаний в этом секторе сократилось вдвое: с 10% до 5%. В то время как во многих странах, к примеру, в США, эта доля доходит до 50%. То есть, на любом рынке есть ниша для малых компаний, а она у нас, к сожалению, сокращается - и все это, конечно, определенным образом влияет на конкурентный климат. Мы осознаем все эти проблемы, поэтому уже начали проводить встречи во многих регионах, чтобы вместе формировать эффективную политику действий по развитию конкуренции.
Создание благоприятного предпринимательского климата требует учета местной специфики, местного состояния бизнеса. Примерно треть регионов – а это не такой уж плохой показатель, – подготовила действительно перспективные программы. В их числе Пермский край, Вологодская область, Москва, Белгородская, Кировская, Воронежская области и другие. Лучшие практики в регионах изучаются, чтобы обмениваться опытом, выставлять его на обсуждение. Но надо также признать, что в ряде регионов к подготовке программ относятся как к формальности, к составлению бумаг-отписок - не проходят эти программы и серьезных обсуждений с бизнесом в регионах. Это во многом сводит к нулю действенность таких программ.
Очень важной представляется также дискуссия о новой конкурентной стратегии Москвы. Москва - это, во многом, «увеличительное стекло», в котором хорошо видны все общероссийские проблемы, мешающие развитию конкуренции: это и зарегулированность, и определенный протекционизм определенного бизнеса, и административные барьеры, которые можно даже образно назвать «противотанковыми укреплениями», через которые «враг» (то есть бизнес) не должен пройти. Все это есть во многих регионах. Но Москва, действительно, очень показательна. [11]
Плюсы конкуренции очевидны: это низкие цены для потребителя, это богатство выбора и высокое качество - конкуренция задает параметры высокого качества. И все это, в конечном счете, отражается на масштабах экономического роста, на создании рабочих мест. Преимущества очевидны, их теоретически понимают все - но, к сожалению, надо признать, что ценность конкуренции пока еще недостаточно укоренена в нашем российском обществе.
Общественный запрос на конкуренцию пока слаб - и, на мой взгляд, это один из главных тормозов экономического развития. Должен возникнуть общественный запрос, для того чтобы были конкретные действия. До сих пор специфичность взгляда бизнеса на конкуренцию была такой: в выигрыше оказывается тот, кто имеет наиболее короткий доступ к чиновнику, который олицетворяет государство - по сути, конкуренция здесь идет не за потребителя, а за доступ к чиновнику. И сколько бы мы ни говорили о ценностях конкуренции, люди будут воспринимать эти слова, в лучшем случае, как некую отвлеченную абстракцию, в худшем - как лукавство. Слова надо подкреплять делом, поэтому необходимо создавать условия, при которых путь к успеху, сам успех лежал именно через конкуренцию, борьбу за потребителя, конкуренцию на рынке, а не через чиновничий кабинет.
Чтобы общественный запрос на конкуренцию окреп, а сама конкуренция вошла в число неоспоримых ценностей, следует действовать сообща и не ожидать действий только от государства – будь то федеральная или региональная власть. Важно поменять отношение к предпринимательству в целом, обратить внимание на то, какие выгоды приносит стране предпринимательство, дает возможность выбирать качественный товар по оптимальной цене.
Часто у нас в стране отсутствие конкуренции объясняют унаследованной структурой экономики, что в ней много секторов, где доминируют крупные предприятия, поэтому такой естественный монополизм – это естественное существование крупных предприятий, которые должны конкурировать на мировых рынках. Но надо признать, что у нас - это показывает статистика и все опросы, - низка конкуренция и в тех секторах, которые не относятся обычно к тем, которые требуют крупного размера предприятия. Плюс к тому, структуру экономики надо постепенно менять и диверсифицировать.
Конечно, конкуренция требует особого ухода и особого климата. Благоприятный инвестиционный, предпринимательский климат – это основа, на которую должна налагаться антимонопольная политика. Поэтому правительство в последнее время очень активно начало этим заниматься, но, безусловно, создание благоприятного инвестиционного климата и его улучшение требуют определенного времени. Тем не менее, уже сокращено число проверок для малого бизнеса, разработан и принят порядок уведомительного начала ряда видов, сокращаются и упрощаются порядки лицензирования. Разработаны правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, к услугам в аэропортах - нужна соответствующая правоприменительная практика. Функционирует система электронных торгов в сфере госзаказа.
Мы много говорим об административных барьерах, о необходимости их устранения. Но важно устранить главный барьер - барьер на пути взаимопонимания между властью и бизнесом. Такой диалог должен быть константой нашего взаимодействия. Власть одна не может развивать конкурентную среду. Для развития конкуренции не могут быть запросы только к власти - это должно быть изменение поведения, как власти, так и бизнеса.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Называются несколько причин:
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
Методы антимонопольной политики.
Ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичными (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие. Российский монополизм проявляет своё антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрёстному субсидированию за счёт прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.
Внеправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов. [10]
Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.
Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.
Информация о работе Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия