Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении различных видов конкуренции как свободы выбора, что означает товаропроизводитель (собственник) сам выбирает на свой страх и риск область предпринимательства, по собственному разумению и расчету, где и когда, что и сколько производить. Свобода конкуренции реализуется в стремлении его получить максимум дохода и удовлетворить свой личный интерес. Тем самым свобода предпринимательства и личный интерес являются той самой основой, на которой разворачивается конкуренция как экономическое состязание.
Целью данной работы является анализ видов конкуренции, их различия и общие черты, а так же анализ конкуренции в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ - 2 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ - 3 -
1.1.Конкуренция: понятие, виды, функции - 3 -
1.2. Основные модели рынка - 5 -
1.3. Современные особенности проявления закона конкуренции - 11 -
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ И СТРАТЕГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ - 13 -
2.1. Как конкурентные силы формируют стратегию - 13 -
2.2. Роль информации в достижении конкурентного преимущества - 15 -
2.3. От конкурентного преимущества к корпоративной стратеги - 18 -
2.4. Секреты успеха глобальных компаний - 20 -
ГЛАВА 3. КОНКУРЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - 22 -
3.1. Основные проблемы конкуренции в России ХХI в. - 22 -
3.2. Россия в современном мире - 24 -
3.3. Пути решения проблем конкуренции в России - 27 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 31 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 33 -

Файлы: 1 файл

мгупп старый.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Любая концепция корпоративной стратегии не исключает применения остальных, особенно учитывая преимущества третьей и четвертой концепций. Так, компания может проводить стратегию реструктуризации и в то же время осуществлять передачу опыта или совместное использование видов деятельности. Стратегия, основанная на совместном использовании видов деятельности, становится гораздо сильнее, если бизнес-единица способна также обеспечить обмен опытом. Когда стратегия компании основывается на взаимосвязях, у нее имеется более широкий базис для создания стоимости для акционеров, чем, если бы вся ее стратегия ориентировалась на преобразования компаний в неродственных отраслях. [3]

Никакая концепция корпоративной стратегии не будет работать при плохой структуре отрасли или плохой реализации стратегии, когда уже не имеет значения, насколько отрасли связаны. Чтобы преобразовать принципы построения корпоративной стратегии в успешную диверсификацию, компания, прежде всего, должна беспристрастно проанализировать деятельность существующих бизнес-единиц и ценность, добавляемую корпорацией. Только через такую оценку можно прийти к пониманию хорошей корпоративной стратегии.

Это понимание должно направлять будущую диверсификацию так же, как развитие опыта и видов деятельности, на основании которых выбирают новый бизнес. Конкретный подход к проведению такого анализа представлен в следующей программе действий. Компания может выбирать корпоративную стратегию следующим образом.

1. Идентифицируя взаимосвязи  между уже существующими бизнес-единицами. Начинать развитие корпоративной стратегии компания должна с выяснения всех благоприятных возможностей для совмещения видов деятельности или передачи опыта и знаний в текущий портфель бизнес-единиц.

2. Выбирая виды деятельности, которые стали бы фундаментом  корпоративной стратегии. Успешная  диверсификация начинается с  понимания ключевых направлений  бизнеса, которые будут основой стратегии. Ключевой бизнес — это та коммерческая деятельность, которая относится к привлекательной отрасли, имеет потенциал для достижения устойчивого конкурентного преимущества и важные взаимосвязи с другими бизнес-единицами и обеспечивает опыт или виды деятельности, представляющие базу для последующей диверсификации.

3. Формируя горизонтальные  организационные механизмы, содействующие взаимосвязям между ключевыми бизнесами и служащие основанием для дальнейшей диверсификации.

4. Неуклонно следуя благоприятным возможностям диверсификации для совместного использования видов деятельности. Эта концепция корпоративной стратегии является наиболее значимой, поскольку обеспечивает соответствие всем трем критериям. Благодаря этому компания создаст дополнительный потенциал в новых сферах бизнеса.

5. Осуществляя диверсификацию  посредством передачи опыта и  знаний, если благоприятные возможности  для совместного использования  видов деятельности ограничены  или уже исчерпаны. Компании могут следовать этой стратегии путем приобретений или организовать новые подразделения, если уже существующие подразделения обладают важным опытом и готовы к передаче его другим подразделениям.

6. Проводя стратегию  реструктуризации, если это соответствует профессиональному опыту менеджмента или нет благоприятных возможностей для развития корпоративного взаимодействия.

7. Выплачивая дивиденды, позволяющие акционерам осуществлять  управление портфелем активов. [4]

 

2.4. Секреты успеха глобальных  компаний

Не все компании, действующие на международной арене, привержены идее глобальной конкуренции. Но прежде чем выйти на мировую арену, нужно решить, располагает ли отрасль вашей компании характеристиками, необходимыми для реализации преимуществ глобальной конкуренции. Тщательный анализ мер экономии в своем бизнесе поможет определить его готовность к глобальной конкуренции. Потенциал для глобальной конкуренции бывает наибольшим, когда от мировых объемов производства удается добиться существенного выигрыша и когда этот выигрыш больше дополнительных расходов, связанных с обслуживанием этих объемов производства.

Дальновидный глобальный конкурент управляет своим бизнесом в разных странах как единой системой, а не как "портфелем независимых позиций". С точки зрения теории планирования портфеля, привлекательность рынка и сила позиций компании на этом рынке определяют объем корпоративных ресурсов, которые можно выделить этому рынку. Компания должна защищать сильные позиции и обращать себе на пользу слабые позиции (или вообще отказываться от них). Ее усилия должны быть направлены в первую очередь на завоевание позиций на высокоприбыльных и/или быстрорастущих рынках, а не на низкоприбыльных и/или медленно развивающихся рынках. Компания сама должна решать, вступать ли ей в конкурентную борьбу на том или ином рынке.

Применять такой "портфельный" подход к международной конкуренции в глобальной отрасли следует с очень большой осторожностью. Основное внимание глобальный конкурент должен обратить на свою способность усиливать позиции на одном рынке по сравнению с позициями на других рынках. Эта способность к усилению позиций в глобальной системе не менее важна, чем привлекательность рынка; компании не приходится искать способы обращения слабых позиций себе на пользу.

Самое очевидное преимущество, получаемое компанией от использования рынка той или иной страны, — величина его вклада в суммарную эффективность этой компании. Компании Du Pont и Texas Instruments, например, постепенно завоевали значительную долю требовательного японского рынка, что существенно поддержало их усилия во всех остальных странах. Завоевание доли рынка, более восприимчивого к обновлению продукции, чем другие рынки, — например, США в сфере магистральных реактивных самолетов — еще один "усиливающий момент". Конкурент, располагающий значительной долей такого рынка, всегда способен оправдать капиталовложения в новую продукцию. Рынок может внести вклад в усиление позиций и в том случае, если он поддерживает достаточно крупные производственные мощности для определенного региона (Бразилия для Siemens). Наконец, рынок способен усилить позиции компании, если эти позиции могут быть использованы для воз- действия на денежные потоки конкурента.

Если высшее руководство компании проявляет в своей деятельности недостаточно творческий подход, то в случае глобального бизнеса его приверженность к традиционным методам финансового менеджмента может существенно ограничить конкурентный потенциал этой компании. Если специалисты, занимающиеся составлением бюджета капиталовложений, традиционно используют такие стандартные финансовые инструменты, как расчет окупаемости капиталовложений по приведенным или дисконтированным затратам либо диаграммы риска для оценки инвестиций и кредиторов, а аналитики состояния запасов предпочитают стабильную долговую и дивидендную политику, значит, глобальная компания должна следовать иным курсом.

Стратегия — могучая сила в достижении результатов при конкуренции, идет ли речь о международном или внутреннем бизнесе. И хотя принятие на вооружение той или иной глобальной стратегии связано с определенным риском, у многих компаний есть возможность значительно улучшить свои позиции, кардинально изменив способ планирования и управления своим бизнесом. Но глобальная стратегия требует от менеджеров нового способа мышления. В противном случае компания не сможет понять природу конкуренции, оправдать капиталовложения и приспособиться к необходимым изменениям сложившегося стиля поведения.

Если же компания способна успешно реализовать ту или иную глобальную стратегию, она сможет приобщиться к избранному сообществу процветающих международных компаний. [8]

 

Глава 3. Конкуренция в современной России

3.1. Основные проблемы конкуренции  в России ХХI в.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления, всё острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений ещё зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов. [9]

 

3.2. Россия в современном мире

 

Существуют разные международные рейтинги, по которым мы сравниваем себя с другими государствами - особенно известны рейтинг «Doing Business» (Ведение бизнеса)» и оценка Всемирного Банка. За последние три года позиция России спустилась на 7 ступеней. Это с учетом того, что в сфере ведения предпринимательской деятельности у нас произошли определенные улучшения. По некоторым параметрам наши показатели не так уж и плохи: например, по «обеспечению исполнения контрактов» Россия занимает 18-е место. В 90-е годы тема обеспечения исполнения контрактов была  одной из ключевых, когда бизнес не доверял бизнесу. Но бизнес сумел выстроить такие отношения между собой, когда вопрос обеспечения выполнения контракта с помощью института государства не является уже такой большой проблемой. На 51-м месте из 183-х мы находимся по системе регистрации собственности. Все борются за инвестиции, за международные потоки капитала, и делают это быстрее. И то, что наша страна, объективно улучшая условия ведения бизнеса, опустилась в рейтинге, означает, что другие страны в таком улучшении идут гораздо более высокими темпами - и нам следует обратить на это внимание.

Информация о работе Конкуренция: сущность, функции, виды, последствия