Конкуренция в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что понятие конкуренции выступает одним из важнейших элементом всякой теории рынка, которое, несомненно, заслуживает специального рассмотрения и в сфере производства аудио и бытовой техники. Данное понятие выглядит простым, чуть ли не самоочевидным. Именно поэтому анализу конкурентов не уделяется достаточного внимания и совсем напрасно. В определении конкуренция можно выделить два ключевых слова: соперничество и клиент.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Понятие и сущность конкуренции в инновационной деятельности 5
1.2.Виды и факторы конкуренции в инновационной деятельности 10
1.3. Методы изучения фирм –кконкурентов …………………………………… 16
1.4. Конкурентные стратегии инновационной деятельности 19
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ SONY CORPORATION 22
2.1. Краткая характеристика предприятия 22
2.2. Характеристика рынка …………………………………………………….....24
2.3. Анализ конкурентов 27
2.4. Инновационная деятельность 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 39

Файлы: 1 файл

Конкуренция в инновационной деятельности МТ ! СЗ.docx

— 117.06 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  КОНКУРЕНЦИИ  В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ5

1.1 Понятие и сущность конкуренции в инновационной деятельности5

1.2.Виды и факторы конкуренции в инновационной деятельности10

1.3. Методы изучения фирм –кконкурентов …………………………………… 16

1.4. Конкурентные стратегии инновационной деятельности19

ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ SONY CORPORATION22

2.1. Краткая характеристика  предприятия 22

2.2. Характеристика  рынка …………………………………………………….....24

2.3. Анализ конкурентов27

2.4. Инновационная  деятельность 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

ЛИТЕРАТУРА 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Актуальность выбранной темы заключается в том, что понятие конкуренции выступает одним из важнейших элементом всякой теории рынка, которое, несомненно, заслуживает специального рассмотрения и  в сфере производства аудио и бытовой техники. Данное понятие выглядит простым, чуть ли не самоочевидным. Именно поэтому анализу конкурентов не уделяется достаточного внимания и совсем напрасно. В определении конкуренция можно выделить два ключевых слова: соперничество и клиент.

       В современной России к настоящему времени сложилась принципиально  новая экономическая ситуация и  создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем  стало очевидно, что программа  экономических реформ нуждается  в серьезных изменениях и в  первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса. Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса особое место занимает активизация инновационных процессов1 . Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и освоении инноваций в тесной связи с проблемами совершенствования хозяйствования и управления приобретает исключительно важное значение.

       Само  понятие предпринимателя как  человека, идущего на экономический  риск ради получения прибыли и  реализации новых коммерческих идей, возникло давно, но исходным для понимания  инновационного предпринимательства  стали труды Й.Шумпетера2. Сейчас обозначился переход к качественно новому типу экономического развития, который называют научно-техническим или инновационным3.

       Подъем  инновационного предпринимательства  в настоящее время все больше рассматривается как важнейший  инструмент развития и трансформации  экономической системы в условиях НТП и ключевой ресурс в обеспечении  конкурентного преимущества.

       Предметом исследования является изучение конкуренции в инновационной деятельности.

       Объектом данного исследования корпорация Sony Corporations.

       Целью данной курсовой работы является конкуренция в инновационной деятельности.

       Для достижения цели необходимо решить ряд  поставленных задач:

  1. Рассмотреть понятие и сущность конкуренции в инновационной деятельности.
  2. Определить основные виды и факторы конкуренции в инновационной деятельности.
  3. Проанализировать основные  методы  изучения фирм –конкурентов.
  4. Изучить конкурентные стратегии инновационной деятельности.
  5. Рассмотреть характеристику предприятия Sony Corporations.
  6. Проанализировать характеристику данного сегмента рынка.

       7. Проанализировать конкуренцию инновационной  деятельности на примере корпорации Sony Corporations.

       8. Рассмотреть инновационную деятельность предприятия.

      Для полного рассмотрения конкуренции в инновационной деятельности    были использованы   учебные  пособия,  периодические издания, монографии, научные работы и другие источники, использовался статистический метод. 
 
 
 
 
 

       1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       1.1 Понятие и сущность конкуренции в инновационной деятельности

     Под конкуренцией понимается соперничество  на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными  в достижении одной и той же цели.4 С точки зрения коммерческой организации такими целями являются более выгодные условия производства и сбыта товаров, максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей.5

     Термин  «конкуренция» имеет множество  толкований. Анализируя представления  различных авторов о конкуренции, можно выделить следующие основные трактовки данного термина:

       - поведенческая, которая делает акцент на поведении продавцов и покупателей, механизме взаимодействия производителей между собой;

       - структурная, в которой акцент смещается в сторону структуры рынков;

       - функциональная, описывающая роль, которую конкуренция играет в  экономике.

     Определение конкуренции, предложенное А. Смитом, касающееся как поведенческих, так и структурных  характеристик, определяло доминирующее направление экономических исследований на протяжении XVII и XIX вв. Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, ведущимся между  продавцами за наиболее выгодные условия  продажи товара. Под конкуренцией он понимал совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке и считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно — на рынке с 20 продавцами (сговор между ними менее вероятен). При этом в качестве основного метода конкурентной борьбы он видел изменение цен, т.е. ценовую конкуренцию. В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее целей и способов ведения.6

     Конкуренция, как считает Хейне, «есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам». Иногда, чтобы подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции используют термин «соперничество», под которым подразумевается борьба за потенциальное лидирующее (отличное от конкурентов) положение на рынке.7

     В Федеральном законе РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от 24 июня 1992 г. № 3119, от 15 июля 1992 г. №3310-1 и Федерального закона от 25 мая 1995 г. №83-ФЗ) под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.8

     Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке  ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта  товаров. Для современной конкуренции  характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции.

     Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение  качества продукции, услуг. Состязающиеся  между собой предприятия различных  форм собственности должны пойти  по пути увеличения многообразия предложений  на рынке. Главные условия, способствующие развитию конкуренции, -эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка и борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом.

     Конкуренция в области инновационной деятельности — это своего рода инновационный  конкурс с непредсказуемыми в  некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.

       Совокупность  научно-технических, технологических  и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, рассматривается  как инновационный процесс, он всегда имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, обеспечивающий определенный технический, социально-экономический эффект.

       Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Применение в предпринимательской  практике той или иной формы организации  инновационных процессов определяет состояние внешней и внутренней среды хозяйственной системы, специфику  самого инновационного процесса как  объекта управления.

       Любая экономическая деятельность относится  к основным четырем типам9: производство, обмен, распределение, потребление продукции. Соответственно, путем связывания цикла выделяют следующие виды предпринимательства, исходя из их содержания и характера формы деятельности: инновационное, производственное, коммерческое, финансовое.

       Главной определяющей частью инновационного предпринимательства  является создание новой продукции, работ, информации, интеллектуальных ценностей, т.е. это особый новаторский процесс  постоянного поиска новых возможностей, умение извлекать и использовать для решения постоянных задач  новые материальные и интеллектуальные ресурсы из самых разнообразных  источников. Оно связано с готовностью  предпринимателя добровольно взять  на себя риск, т.е. принять финансовую, моральную и социальную ответственность, который должен принести денежный доход и личное удовлетворение в достигнутом.

       Как свидетельствует статистика,10 деятельность по созданию и внедрению инноваций, несмотря на большой риск, характеризуется высокой прибыльностью, в среднем более чем в 3 раза превышающей прибыль инвестиций в экономически развитых странах. Производство и коммерция, связанные с освоением новой наукоемкой продукции, являются одними из главных источников пополнения национальных бюджетов. По данным Миннауки РФ,11 в России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб., сосредоточено 12% ученых всего мира, но инновационной деятельностью занимается лишь 15% предпринимателей, наукоемкая продукция которых не превышает 1,5 - 2% общего объема экспорта страны. Мировой рынок наукоемкой продукции превышает 2 трлн. долларов в год, и Россия имеет шансы повысить свой рейтинг, укрепив национальную инновационную систему, поскольку только в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.

       Вся хозяйственная деятельность предпринимателя  подчиняется основным законам экономики, таким как закон стоимости, закон  денежного обращения, закон конкуренции.

       Закон конкуренции определяет, что все  участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг. В связи с этим их интересы сталкиваются. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых – определение рыночный стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому, давление на нерентабельные производства.

     К основным особенностям конкуренции  в инновационной сфере, обусловливающим  необходимость ее развития, относятся:

     - является главным фактором восприимчивости  предприятия к техническим новинкам;

     - вынуждает предпринимателя постоянно  искать и находить новые виды  продуктов и услуг, которые  нужны потребителям, и могут удовлетворять  потребности рынка;

     - способствует тому, что предприниматели  стараются освоить продукцию  высокого качества по ценам  рынка в целях удержания потребителей;

     - стимулирует использование наиболее  эффективных способов производства;

     - вынуждает предпринимателей1 оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики;

Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности