Конкуренция в сфере туризма и сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть роль конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи курсовой работы:
 раскрыть понятие и значение конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
 исследовать структуру и специфические особенности конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Конкуренция
1.1 Сущность конкуренции
1.2 Виды конкуренции в сфере сервиса и туризма.
1.3 Роль НИОКР в обеспечении конкурентоспособности туристской организации
Глава 2. Стратегии конкуренции в сфере сервиса и туризма.
2.1 Сущность стратегии и предпосылки выбора конкурентной стратегии
2.2 Актуальные стратегии конкурентной борьбы на рынке
2.3 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии для
отдельных предприятии
Глава 3. Методы конкуренции в сфере сервиса и туризма.
3.1 Классификация методов конкуренции в сфере сервиса и туризма
3.2 Конкурентная среда туристского предприятия
3.3 Анализ конкурентной среды «ООО Берингия Лэнд». Методы
конкуренции на данном предприятии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовик мой полностью переделанный без страниц.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Камчатский государственный  университет имени  Витуса Беринга»

 

2007-2008 учебный год

 

Кафедра экономики и  сервиса

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине Экономика  и предпринимательство

 

Конкуренция в сфере  туризма и сервиса


 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент

социально-экономического факультета

специальности «Социально-культурный сервис и туризм» очной формы обучения

Свирюков Владимир Олегович

 

 

Научный руководитель:

Кудряшова Мария Геннадьевна,

к.э.н., доцент кафедры  экономики и сервиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск – Камчатский, 2008

 

Оглавление

Введение 

Глава 1. Конкуренция 

1.1 Сущность конкуренции 

1.2 Виды конкуренции в сфере сервиса и туризма. 

1.3 Роль НИОКР в обеспечении конкурентоспособности туристской организации 

Глава 2. Стратегии  конкуренции в сфере сервиса  и туризма. 

2.1 Сущность стратегии и предпосылки выбора конкурентной стратегии 

2.2 Актуальные стратегии конкурентной борьбы на рынке 

2.3 Стратегическое планирование  и конкурентные стратегии для  
отдельных предприятии 

Глава 3. Методы конкуренции в сфере сервиса  и туризма. 

3.1 Классификация методов  конкуренции в сфере сервиса  и туризма 

3.2 Конкурентная среда туристского предприятия 

3.3  Анализ конкурентной  среды «ООО Берингия Лэнд».  Методы  
конкуренции на данном предприятии 

Заключение 

Список литературы 

 

Введение

Конкуренция необходимое  условие существования рынка. Обычно под конкуренцией понимают борьбу двух или более соперников на конкретных рынках. Содержание конкуренции раскрывается в ее функциях.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как  некое свойство рынка. Это понимание  возникло в связи с развитием  теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов “конкуренция” и “соперничество”. В современном понимании термин “соперничество” относится к действительному поведению, тогда как термин “конкуренция” относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке.

Для успешного ведения  дел необходимо не только уметь предоставлять  качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей, и какие факторы влияют на выбор потребителей.  В условиях рыночной экономики и конкуренции, успешная деятельность предприятий сферы сервиса и туризма возможна лишь при правильной организации управления ими. Конкуренция необходимое условие существования рынка. Обычно под конкуренцией понимают борьбу двух или более соперников на конкретных рынках. Социально-культурный сервис - современная стремительно развивающаяся отрасль, играющая важную роль в экономике своей страны.

Цель курсовой работы – рассмотреть роль конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть понятие и значение конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
  • исследовать структуру и специфические особенности конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

Объектом исследования является совокупность отношений, возникающих  при развитии конкуренции как  экономического явления в сфере  социально-культурного сервиса и  туризма.

Предмет исследования –  туристический рынок, и причины стимулирующие возникновение конкуренции.

 

Теоретической основой  работы явились труды таких ученых, как   Шумпетер Й. ,  Чемберлен Э., Фатхутдинов Р.А., Смит А., Гольдштейн Г.Я, Богомолова, И.П., Хохлов, Е.В.  и др.

В первой главе я подробно рассмотрела понятие и сущность конкуренции, и виды конкуренции в сфере туризма и сервиса.  Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка.

 Любая фирма стремиться  укрепить свои позиции на рынке.  Для этого используются различные  стратегии. Именно им (стратегиям) посвящена вторая глава моей  работы. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

В третей главе подробно рассмотрена классификация

 

Глава 1. Конкуренция

1.1 Сущность  конкуренции

В литературе, посвященной  проблеме конкурентоспособности, в  принципе выделяют три подхода к  определению конкуренции. Один определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.1

Первый подход основывается на понимании конкуренции как  соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция хотя и в различной интерпретации, но все же определяется как соперничество экономических субъектов. Наиболее типичными определениями такого подхода являются: состязательность хозяйствующих субъектов–предпринимателей, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю; состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии; состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника. Конкуренция в данном определении понимается как особый вид честной экономической борьбы, в которой при наличии равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона; борьбы за лучшие условия производства и реализации продукции.

В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке соответственно за более выгодные продажи и покупки. Конкуренция воспринимается как та самая “невидимая рука” рынка, которая координирует деятельность его участников.2

В таком понимании  конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены.

 В результате соперничества  продавцов и покупателей устанавливается  общая, так называемая равновесная  цена на однородные товары.

 По определению  того же А. Смита: “Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования”.

Иногда важна не столько  конкуренция внутри рынка, сколько  конкуренция за рынок. Даже одна фирма  на рынке может действовать как  в соревновательных условиях, если барьеры входа невелики и есть потенциальная угроза возникновения конкурентов.

По поводу понятия  эффективной конкуренции существуют различные мнения. Так, Й. Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Й. Шумпетер и называл эффективной конкуренцией.

В этом смысле с точки  зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество нового со старым: конкурентными могут быть только новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Таким образом, само понятие  конкуренции уже определяет тип  поведения предприятия как рыночного субъекта.

Степень развития туристского  рынка в городах – курортах нашего региона, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями  конкурентной среды туристской фирмы. 1

Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

На силу конкурентной борьбы среди организаций влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.3

1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается, и, когда они становятся относительно сравнимыми с точки зрения размеров и возможностей. Число фирм является важным фактором, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальных. Это хорошо заметно в разгары сезонов, когда появляется большое количество фирм предлагающих аналогичные продукты.

2. Конкурентная борьба усиливается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных, на переманивание клиентуры конкурентов.

3. Конкуренция на туристском рынке усиливается тем, что спрос на туристские услуги отличается значительными сезонными колебаниями. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющим цель — увеличение продаж.

4. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.

5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр.


1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. -  М., 1996, с

 

Отдача существенно  зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не реагировать совсем, фирма— инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, которые обладают объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.

6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода (т.е. уход с рынка более дорогой), тем сильнее фирмы расположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут заработать меньшую прибыль.

7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких "чужаков" (обычно это, действительно, новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новые условия рыночной ситуации.

Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Так как услуги воспринимаются очень индивидуально, зависят от того, кто их оказывает, в сфере туризма велико значение качественных характеристик конкурентов. Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие неформализованные параметры. Она может быть дополнена отзыва клиентов, специалистов, экспертов.2

Результаты анализа  показывают:

  • где сильные места у конкурентов и где они слабее;
  • чему конкуренты отдают предпочтение;
  • как быстро можно ожидать реакции конкурентов;
  • какие существуют барьеры для выхода на рынок;
  • каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.

Информация о работе Конкуренция в сфере туризма и сервиса