Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть роль конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие и значение конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
исследовать структуру и специфические особенности конкуренции в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
Введение
Глава 1. Конкуренция
1.1 Сущность конкуренции
1.2 Виды конкуренции в сфере сервиса и туризма.
1.3 Роль НИОКР в обеспечении конкурентоспособности туристской организации
Глава 2. Стратегии конкуренции в сфере сервиса и туризма.
2.1 Сущность стратегии и предпосылки выбора конкурентной стратегии
2.2 Актуальные стратегии конкурентной борьбы на рынке
2.3 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии для
отдельных предприятии
Глава 3. Методы конкуренции в сфере сервиса и туризма.
3.1 Классификация методов конкуренции в сфере сервиса и туризма
3.2 Конкурентная среда туристского предприятия
3.3 Анализ конкурентной среды «ООО Берингия Лэнд». Методы
конкуренции на данном предприятии
Заключение
Список литературы
- злоупотребление господствующим положением на рынке;
- незаконное использование марок известных предприятий;
- подкуп и
шантаж официальных лиц с
- тайные сговоры на торгах;
- недобросовестное
копирование товаров и
- нарушение стандартов и условий поставки товаров;
- ложная информация
и реклама, вводящие
- сокрытие дефектов;
- нарушения в финансовой и бухгалтерской отчетности, позволяющие снизить долю официальных доходов и, таким образом, сократить налоговые расходы.
Классификация
типов и методов конкуренции по
1 Богомолова, И.П., Хохлов, Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов/ И.П.Богомолова, Е.В.Хохлов// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.-№2
3.2 Конкурентная среда туристского предприятия
Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка, уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, сквозь призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество — основной двигатель рыночных процессов.
На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.
1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается, и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Количество фирм — важный фактор, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальные.
Если фирмы-соперники сравнимы по размерам и возможностям, они могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же конкуренция становится для некоторых фирм тяжелее, это свидетельствует о появлении фирм-лидеров, а также о какой-то степени контролирования с их стороны рынка.
Конкурентная борьба усиливается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных на переманивание клиентуры конкурентов.
Конкуренция на туристском рынке усиливается в связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен значительным сезонным колебаниям. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.
Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.
Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем выше вероятность того, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не будут реагировать совсем, фирма—инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, обладающие объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.
Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода (т.е. уход с рынка более «дорогой»), тем сильнее фирмы расположены, остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут получить меньшую прибыль.
7. Конкуренция принимает острый
и непредсказуемый характер
Рассмотренные факторы и их реальное проявление убедительно свидетельствуют, что конкурентная среда туристского предприятия, являясь частью его маркетинговой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляет собой очень важное с практической точки зрения направление маркетинговых исследований.1
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – Издательство: “Экономика”, 1997.
Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят даже больше пользы, чем существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Практически все выдающиеся маркетинговые успехи фирм основываются на использовании собственных лучших сил против слабых мест конкурентов. Сделать это удается лишь при хорошо налаженной системе их исследования. Система маркетинговых исследований конкурентов дает туристскому предприятию возможность:
- полнее оценить перспективы рыночного успеха, зная о деятельности конкурентов;
- легче определять приоритеты;
- быстрее
реагировать на действия
- вырабатывать
стратегию максимально возможно
- повышать
конкурентоспособность и
- обеспечивать
информацией о конкурентах
- совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала;
- лучше защищать
и расширять позиции
Оценка состояния конкурентной борьбы
осложняется тем, что чрезвычайно трудно
проводить анализ деятельности всех конкурентов,
работающих на рынке. Поэтому выделяются две стратегические
группы конкурентов: прямые и потенциальные.
Прямые конкуренты — это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как таковые.
Среди потенциальных конкурентов различают:
-предприятия, которые расширяют круг предлагаемых услуг, совершенствуют продуктовую стратегию для того, чтобы лучше удовлетворять потребности клиентов и в результате стать прямыми конкурентами;
-новые фирмы,
вступающие в конкурентную
Каждая из этих предприятий действует согласно своей стратегии, и здесь, лидирует тот, кто выбирает наиболее приспособленный к условиям современной рыночной экономики подход.
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – Издательство: “Экономика”, 1997.
3.3 Анализ конкурентной среды «ООО Берингия Лэнд». Методы конкуренции на данном предприятии
Компания «ООО Берингия Лэнд» является туроператором, и находиться на территории Камчатского края. На туристском рынке она относительно недавно, с 2002 года. Но эта фирма уже успела завести себе надежных партнеров зарубежом.
Учитывая, что Камчатский
край с точки зрения туристической
зоны очень слабо развит, а компаний
с каждым днем все больше и больше
можно просмотреть такую
И, естественно, затрудняет процесс развития предприятия. Но все же, как и все организации, «ООО Берингия Лэнд» выбрала свой метод конкурентной борьбы – это добросовестная конкуренция, путем повышения качества продукта и обслуживания.
Следует подметить,
что спрос растет медленно ввиду
многих факторов, которые зависят
непосредственно от правительства.
Например, географическое положение
полуострова задерживает
Для организации
въездного туризма необходимо наладить
партнерские отношения с
Среди методов повышения конкурентоспособности руководство выбрало такой метод, как повышение качества производимого продукта (турпродукта). Среди конкурентов известно, что именно эта фирма имеет постоянный коллектив (гидов, переводчиков, поваров и т.д.), и именно ее работники получают самые высокие заработные платы. Руководитель мотивирует это как стимулирование персонала к качественной работе. Ведь для молодой организации, которая рассчитывает на долгосрочно пребывание на туристском рынке, такая как «ООО Берингия Лэнд» важно создание и поддержание хорошей репутации.
Благодаря этим позициям, рассматриваемая мной фирма является молодой, но перспективной компанией, эффективная деятельность которой внесет свой вклад в развитие туризма на территории Камчатского края.
Заключение
В заключение данного исследования целесообразно привести следующие итоги:
- было обозначено понятие конкуренции и определены виды конкуренции;
- исследовано формирование конкуренции;
- рассмотрены актуальные стратегии конкурентной борьбы;
- рассмотрены методы конкуренции;
- изучена конкурентная среда туристского предприятия.
Содержание конкуренции раскрывается в ее функциях.
Во-первых, при наличии
конкуренции фирмы создают
Во-вторых, конкуренция заставляет производителя
рационально использовать ресурсы и постоянно
повышать производительность труда, выбирая
наиболее эффективную комбинацию факторов
производства.
В-третьих, рыночная конкуренция заставляет
производителя постоянно предлагать потребителю
совершенно новую продукцию или улучшать
уже существующую, чтобы получить более
высокую прибыль.
Острота конкуренции
непосредственно зависит от характера
отношений между участниками
рынка, находящимися на стороне предложения,
и от их экономической мощи, однако
на поведение фирмы оказывают
влияние и другие немаловажные факторы,
например темпы развития отрасли, степень дифференциации
производимой продукции, скорость наращивания
мощностей, сложность перелива капитала
из одной отрасли в другую.
На туристском рынке степень остроты
конкуренции усиливается тем, что спрос
на этот вид услуги носит сезонный характер.
При разработке стратегии поведения фирмы
на рынке следует учитывать, прежде всего,
такой важный компонент конкурентной
среды, как количество продавцов и покупателей.
Существуют рынки, где действует много
фирм с небольшим объемом бизнеса. Каждая
из этих фирм ничем не выделяется среди
множества других, но они все внимательно
следят друг за другом. Есть рынки, где
действует малое количество продавцов,
но они являются достаточно крупными,
чтобы повлиять на рынок в целом.
………………………..
В результате можно сделать вывод, что конкурентная среда является движущей силой любого предприятия, в частности турфирмы, цель которой завоевать предпочтение потребителей, а в конечном итоге занять привилегированное положение на рынке по отношению к другим фирмам.