Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.
Для реализации указанной цели в рамках работы предусматривается решить следующие задачи:
раскрыть содержание конкурентоспособности предприятий;
проанализировать состояние отрасли судостроения и судоремонта;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятий;
дать характеристику деятельности ОАО «Судостроительный завод «Залив» и провести анализ его конкурентных позиций;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация 8
1.3. Состояние отрасли судостроения 12
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ НА ОАО «СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗАЛИВ»» 16
2.1. Общая характеристика ОАО «Судостроительный завод «Залив» как субъекта внешнеэкономической деятельности Украины 16
2.2. Структура и управление предприятием 19
2.3. Анализ финансовой деятельности 20
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1. Многоугольник конкурентоспособности 32
3.2. SWOT-анализ. PEST-анализ. 34
3.3. Разработка предложений по повышению конкурентоспособности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра международной экономики и менеджмента ВЭД
Курсовая работа
на тему: «Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив»
Проверила: Выполнила:
Шестакова Е.А. студентка факультета МЭО
5 курса 3 группы
Бояджян А.Г.
Харьков, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация 8
1.3. Состояние отрасли судостроения 12
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ НА ОАО «СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗАЛИВ»» 16
2.1. Общая характеристика
ОАО «Судостроительный завод
«Залив» как субъекта
2.2. Структура и управление предприятием 19
2.3. Анализ финансовой деятельности 20
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1. Многоугольник
3.2. SWOT-анализ. PEST-анализ. 34
3.3. Разработка предложений
по повышению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
конкурентоспособности
Главная
цель любого производственного предприятия
– осуществление
Исследование рынка – многогранная и трудоемкая деятельность, связанная с изучение рынков сбыта, потенциальных потребителей, их вкусов, предпочтений, финансовых возможностей, конкурентов, политической и экономической ситуации на рынках сбыта.
Предприятие
действует в постоянно
Цель курсовой работы – провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Судостроительный завод «Залив» основными видами деятельности которого являются судостроение и судоремонт.
Предметом исследования является процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия.
Для реализации указанной цели в рамках работы предусматривается решить следующие задачи:
раскрыть содержание конкурентоспособности предприятий;
проанализировать состояние отрасли судостроения и судоремонта;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятий;
дать характеристику деятельности ОАО «Судостроительный завод «Залив» и провести анализ его конкурентных позиций;
предложить рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ОАО «Судостроительный завод «Залив».
Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности предприятия, а также различного рода справочная и энциклопедическая литература.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Конкурентоспособность
отдельного торгового предприятия
в определенном сегменте товарного
или регионального рынка
Конкурентоспособность
является одним из основных показателей
состояния предприятия как
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
соизмеримостью
характеристик выпускаемой
соизмеримостью
сегментов рынка, для которых
предназначена выпускаемая
соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.
Далее, исходя
из того, что конкурентоспособность
отражает продуктивность использования
ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо
выбрать критерии продуктивности использования
ресурсов. В том случае, если деятельность
фирмы связана с извлечением
прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются
в денежном выражении, продуктивность
использования ресурсов фирмой может
быть оценена показателем
Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
Главные
условия обеспечения
1) осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью на предприятиях должны создаваться полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями;
2) нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах «рискового финансирования»;
3) дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого должны использоваться самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников;
4) использование научных подходов к стратегическому менеджменту.
В условиях рыночной экономики фирма-производитель не может продолжительное время занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также при решении целого комплекса управленческих задач и проблем [7].
1.2. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию. Фактор – это основной ресурс как на уровне производственной деятельности предприятия, так и в экономике в целом; фактор – это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности.
Факторы
конкурентоспособности – это
те явления и процессы производственно-хозяйственной
деятельности предприятия и социально-
К факторам
конкурентоспособности относят: финансовое
положение предприятия; состояние
базы для собственных научно-
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:
1) ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие само способно контролировать повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, а следовательно, и ресурсного фактора роста конкурентоспособности;
2) ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;
3) «фактора
среды» – в данный фактор, по мнению автора,
входят такие составляющие, как: экономическая
и политическая обстановка в стране и
степень воздействия государства на рыночного
контрагента. [http://be5.biz/ekonomika/
Информация о работе Конкурентоспособность (на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив»)