Конкурентоспособность (на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.
Для реализации указанной цели в рамках работы предусматривается решить следующие задачи:
раскрыть содержание конкурентоспособности предприятий;
проанализировать состояние отрасли судостроения и судоремонта;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятий;
дать характеристику деятельности ОАО «Судостроительный завод «Залив» и провести анализ его конкурентных позиций;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация 8
1.3. Состояние отрасли судостроения 12
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ НА ОАО «СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗАЛИВ»» 16
2.1. Общая характеристика ОАО «Судостроительный завод «Залив» как субъекта внешнеэкономической деятельности Украины 16
2.2. Структура и управление предприятием 19
2.3. Анализ финансовой деятельности 20
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1. Многоугольник конкурентоспособности 32
3.2. SWOT-анализ. PEST-анализ. 34
3.3. Разработка предложений по повышению конкурентоспособности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра международной  экономики и менеджмента ВЭД

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

на тему: «Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив»

 

 

 

 

 

 

Проверила:       Выполнила:

Шестакова Е.А.           студентка факультета МЭО

5 курса 3 группы

Бояджян А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Харьков, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ      5

1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности     5

1.2. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация           8

1.3. Состояние отрасли судостроения              12

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ НА ОАО «СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗАЛИВ»»             16

2.1. Общая характеристика  ОАО «Судостроительный завод  «Залив» как субъекта внешнеэкономической  деятельности Украины           16

2.2. Структура и управление  предприятием             19

2.3. Анализ финансовой деятельности              20

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ            32

3.1. Многоугольник конкурентоспособности             32

3.2. SWOT-анализ.  PEST-анализ.                34

3.3. Разработка предложений  по повышению конкурентоспособности          36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                40

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ            41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема  конкурентоспособности предприятия  является одной из наиболее актуальных и динамичных в рыночной экономике, поскольку она непосредственно  влияет на целесообразность присутствия  конкретного предприятия на определенном рынке. При грамотной организации маркетинговой и производственной деятельности реализация постоянных исследований рыночной конъюнктуры приносит предприятию финансовую независимость и стабильность.

Главная цель любого производственного предприятия  – осуществление производственно-хозяйственной  деятельности с целью получения  прибыли, обеспечения стабильной работы предприятия, своевременной выплаты  заработной платы, погашения банковского  кредита и прочих обязательств, расширение производства, выполнение плана социального  развития коллектива предприятия.

Исследование  рынка – многогранная и трудоемкая деятельность, связанная с изучение рынков сбыта, потенциальных потребителей, их вкусов, предпочтений, финансовых возможностей, конкурентов, политической и экономической  ситуации на рынках сбыта.

Предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, определяемых многообразием отношений, складывающихся как внутри его, так и между ним и другими экономическими субъектами. Совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами предприятия, влияющих на его стратегию, составляет среду маркетинга. Она во многом определяет характер деятельности предприятия — поэтому при проведении повышении конкурентоспособности предприятия надо в обязательном порядке детально рассматривать оба ее компонента — внутреннюю и внешнюю среду. Однако внешние факторы куда более изменчивы и требуют более пристального внимания при адаптации предприятия к условиям рынка, нежели внутренние, которые предприятия может регулировать само.

Цель  курсовой работы – провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.

Объектом  исследования является предприятие  ОАО «Судостроительный завод «Залив» основными видами деятельности которого являются судостроение и судоремонт.

Предметом исследования является процессы, механизмы  и методы оценки конкурентоспособности  предприятия.

Для реализации указанной цели в рамках работы предусматривается  решить следующие задачи:

раскрыть  содержание конкурентоспособности  предприятий;

проанализировать  состояние отрасли судостроения и судоремонта;

изучить методы оценки конкурентоспособности предприятий;

дать характеристику деятельности ОАО «Судостроительный завод «Залив» и провести анализ его конкурентных позиций;

предложить  рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности  ОАО «Судостроительный завод «Залив».

Теоретической и методологической основой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности предприятия, а также различного рода справочная и энциклопедическая литература.

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

 

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности

 

Конкурентоспособность отдельного торгового предприятия  в определенном сегменте товарного  или регионального рынка выступает  как обобщенная оценка его конкурентных преимуществ в вопросах формирования ресурсного потенциала, качества удовлетворения потребительского спроса и достигнутой, благодаря этому эффективности  функционирования хозяйственной системы  предприятия.

Конкурентоспособность  является одним из основных показателей  состояния предприятия как хозяйственной  системы, которая определяет перспективы  дальнейшего развития, возможность  достижения стратегических целей и  заданий. Поддержание и увеличение конкурентоспособности может рассматриваться  и как одна из функциональных стратегических целей предприятия [5].

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность  фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся  к одной отрасли, либо фирм, выпускающих  аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность  можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в  масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие  относительное: одна и та же фирма  в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента - нет. Оценка степени  конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

соизмеримостью  характеристик выпускаемой продукции  по идентичности потребностей, удовлетворяемых  с ее помощью;

соизмеримостью  сегментов рынка, для которых  предназначена выпускаемая продукция;

соизмеримостью  фазы жизненного цикла, в которой  функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы  над другой может быть оценено  в том случае, когда обе фирмы  удовлетворяют идентичные потребности  покупателей, относящиеся к родственным  сегментам рынка. При этом фирмы  находятся примерно в одних и  тех же фазах жизненного цикла. В  том случае, если данные условия  не соблюдаются, сравнение будет  некорректным.

Далее, исходя из того, что конкурентоспособность  отражает продуктивность использования  ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования  ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением  прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются  в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может  быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде  ресурсам, оцененным как издержки производства. Кроме этого, для объективной  оценки конкурентоспособности фирмы  ее руководству необходима возможность  слежения рынка, особенно за пределами  страны.

Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа  к информации о деятельности конкурентов  может создать у руководства  фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

В настоящее  время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с  ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И прежде всего новые  подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии  технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и  технологии.

Главные условия обеспечения конкурентоспособности  предприятия:

1) осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью на предприятиях должны создаваться полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями;

2) нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий и технологий и действующих на принципах «рискового финансирования»;

3) дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого должны использоваться самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников;

4) использование научных подходов к стратегическому менеджменту.

В условиях рыночной экономики фирма-производитель  не может продолжительное время занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также при решении целого комплекса управленческих задач и проблем [7].

 

1.2. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация

 

Анализ  конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  не только его сильных и слабых сторон, но также и тех факторов, которые в той или иной степени  воздействуют на отношение покупателей  к предприятию. Фактор – это основной ресурс как на уровне производственной деятельности предприятия, так и  в экономике в целом; фактор –  это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающих влияние  на результат производственной, экономической  деятельности.

Факторы конкурентоспособности – это  те явления и процессы производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате изменение уровня конкурентоспособности  предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия  в сторону повышения и в  сторону уменьшения. Факторы –  это то, что способствует превращению  возможностей в действительность. Факторы  определяют средства и способы использования  резервов конкурентоспособности. Следует  оговориться, что наличие самих  факторов недостаточно для обеспечения  конкурентоспособности. Получение  конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько  эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние  базы для собственных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них; наличие  передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность  к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние  технического обслуживания; возможность  кредитования; действенность рекламы  и средств стимулирования сбыта; обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих  факторов:

1) ресурсного – затраты ресурсов на единицу готовой продукции. Предприятие само способно контролировать повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства, а следовательно, и ресурсного фактора роста конкурентоспособности;

2) ценового – уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства;

3) «фактора среды» – в данный фактор, по мнению автора, входят такие составляющие, как: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента. [http://be5.biz/ekonomika/e005/50.htm]

Информация о работе Конкурентоспособность (на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив»)