Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести оценку уровня конкурентоспособности организации и предложить рекомендации по ее повышению.
Для реализации указанной цели в рамках работы предусматривается решить следующие задачи:
раскрыть содержание конкурентоспособности предприятий;
проанализировать состояние отрасли судостроения и судоремонта;
изучить методы оценки конкурентоспособности предприятий;
дать характеристику деятельности ОАО «Судостроительный завод «Залив» и провести анализ его конкурентных позиций;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 5
1.2. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация 8
1.3. Состояние отрасли судостроения 12
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ НА ОАО «СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ЗАЛИВ»» 16
2.1. Общая характеристика ОАО «Судостроительный завод «Залив» как субъекта внешнеэкономической деятельности Украины 16
2.2. Структура и управление предприятием 19
2.3. Анализ финансовой деятельности 20
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32
3.1. Многоугольник конкурентоспособности 32
3.2. SWOT-анализ. PEST-анализ. 34
3.3. Разработка предложений по повышению конкурентоспособности 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
3.1. Многоугольник конкурентоспособности
Многоугольник конкурентоспособности служит для того, чтобы менеджеры знали, какие процессы следует совершенствовать и улучшать, куда направить инновационное развитие организации, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке и получать значительную прибыль.
Многоугольник конкурентоспособности строится на основе следующих характеристик, которые представлены векторами, направленными в разные стороны из одной точки.
После того,
как построены оси и определены
их значения, можно по системе баллов
определить место каждого предприятия,
товара на них. Согласно этому положению
для каждого объекта чертится
многоугольник
Правда
и этот простой метод (графический
многоугольник
На международном
уровне конкурентоспособность
Рис. 3.1.
Многоугольник
SЗалив = 0,5 х sin45 х (10х9 + 9х10 + 10х7 + 7х8 + 8х10 + 10х9 + 9х9 + 9х10) = 198,7
SОкеан = 0,5 х sin45 х (7х8 + 8х5 + 5х9 + 9х6 + 6х7 + 7х8 + 8х7 +7х7) = 140,8
Как видно из рисунка 3.1 завод немного опережает своего конкурента. Это связано с тем, что анализируемое предприятие имеет большую историю, а следовательно и опыт. С этим же и связана лучшая налаженность с заказчиками и их уверенностью в качестве продукции. На сегодняшний момент явной проблемой завода являются финансы. Керченский судостроительный завод «Залив» оказался на грани остановки из-за долгов по возврату НДС. Государство задолжало предприятию свыше 35 млн грн, а власти Керчи подняли земельный налог в 7 раз.
3.2. SWOT-анализ. PEST-анализ.
SWOT-анализ
— метод стратегического
PEST-анализ — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Сильные и слабые стороны ОАО «Судостроительный завод «Залив»» | ||
Факторы, характеризующие предприятие |
Преимущества |
Недостатки |
Менеджмент предприятия |
Организация праздничных мероприятий внутри фирмы, предоставление отпусков; подарки к праздникам; премии; тринадцатые зарплаты. |
Опасное производство, не налажена система оказания первой помощи пострадавшим |
Маркетинг |
Удобное месторасположение, доступное для иностранных государств, при отгрузке выполненного товара |
Немного наружной рекламы |
Производство |
Увеличения объемов |
Требуется периодический ремонт помещений, автотранспорта |
|
В состав статьи баланса «Другие финансовые инвестиции» включены: - финансовый вексель ЧП «Ника» по сделке с ЗАО «Агротрейд» на сумму 292 800,00 грн. оцененный по себестоимости; акции ОАО «Киевтехпроект» 656000шт по 0,25коп. на сумму 164 000,0 грн.; - финансовый вексель ООО «Викор» - финансовый вексель ООО « Уставный капитал составляет 230 049 290грн. Он разделён на 920 197 160 простых именных акций номинальной стоимостью 0,25 грн. Последние годы предприятие не получает прибыли и в связи с этим дивиденды на акции не начисляются. |
Наличие дебиторской задолженности |
Кадры |
Возраст - от 18 и до 60 лет |
Затраты на обучение молодого персонала и повышение квалификации и переквалификации старшего персонала |
Возможности и угрозы внешней среды. | ||
Экономическая среда |
Членство в WTO является сдерживающим фактором для каких-либо радикальных изменений, поэтому существенных изменений не ожидается. Для рассматриваемого бизнеса также изменений не предполагается |
Спад в экономике, изменение конъюнктуры рынка, кризис производства. Нестабильность валютного кура, недостаток оборотных средств. |
Политическая среда |
Развитие внешнеэкономической |
Политическая нестабильность в стране (частая смена властей). Повышение цен. Межгосударственные конфликты. |
Социально - культурная среда |
Общая тенденция к снижению заинтересованности со стороны абитуриентов к профессиям судостроения, позволяет прогнозировать появление устойчивого спроса на квалифицированных специалистов Поскольку государственная политика в области образования, скорее всего, не претерпит существенных изменений в ближайшие несколько лет, можно считать, что подобный спрос с течением времени будет только возрастать |
Высокий уровень коррупции, Налоговый Кодекс, увеличивший давление на малый и средний бизнес может привести к серьезному расслоению бизнес-структур, появлению процессов слияния и концентрации. В результате чего выбранное направление ориентации на крупный и средний бизнес представляется оправданным |
Технологическая среда |
Внедрение новых технологий, автомобилей и оборудования |
Моральный износ оборудования. Быстрое развитие НТП. |
Демографическая среда |
Рост числа людей пенсионного
и предпенсионного возраста, сокращение
численности населения |
Миграция населения. Неплатежеспособный спрос на данную услугу. |
3.3. Разработка предложений по повышению конкурентоспособности
Перспективы страны в судостроении плачевны. Производственные мощности судостроительных предприятий Украины загружены в среднем на 25%. По словам экспертов отрасли, морской комплекс Украины не является совершенно безнадежным — потенциал есть. Для спасения судостроения необходимо провести реструктуризацию предприятий, принять законодательные акты в поддержку отечественного судостроения, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасль, предоставить ряд налоговых и таможенных льгот.
На сегодняшний момент, на Украине остается не такое уж большое количество функционирующих судостроительных заводов. Кроме того, хотя еще в 2005 году Украина входила в десятку стран-лидеров по судопроизводству, то сегодня ее доля в этой отрасли катастрофически уменьшается и стремится к нулю.
К сожалению, на сегодняшний день отрасль судостроения не поддерживается государством, отсутствуют госзаказы. Кроме того что государство не пытается поддерживать потенциальную отрасль экономики, но к тому же и само ухудшает положение своих предприятий. Таким образом, на сегодняшний момент государство задолжало предприятию свыше 35 млн грн.
Одной из основных проблем остается нестабильная политическая обстановка, которая усилилась влиянием мирового финансового кризиса, а кроме того, практически отсутствует государственная поддержка судостроительной промышленности. Несмотря на положительные результаты в 2009 и 2010 годах в ВЭД предприятие сталкиваются с рядом проблем. Частично эти проблемы связаны с политической обстановкой в стране и законодательной базой. На данный момент, у нас в стране не существует законодательных актов, которые создавали бы условия для развития судостроения, а именно:
не работает и не перерабатывается до сегодняшних условиях производства и управления мировым рынком судостроения Закон Украины «О мерах государственной поддержки судостроительной промышленности в Украине на 2005-2012г.";
действующее налоговое законодательство не создает условия для развития промышленности;
не совершенное законодательство в сфере налогообложения и таможни;
нехватка
квалифицированных инженерно-
В связи с этими проблемами, предприятию следует объединятся с другими предприятиями страны с целью разработки просьб об усовершенствований условий законодательства и труда. Такие подобия профсоюзов, давно существуют, а также активно и эффективно работают в странах Европы. Мы же должны стремиться к этим нормам существования предприятия, в котором будет иметь место тесное и эффективное сотрудничество между государством и предприятиями. Это позволит государству узнать и лучше понять проблемы, существующие в отрасли, и принять возможные меры.
Таким образом, предприятию для успешной деятельности необходимо решить следующие проблемы:
законодательная поддержка судостроительной отрасли, как отрасли, которая определяет уровень развития промышленности Украины;
предоставить
преференции судостроителям-
решить вопрос освобождения предприятия от уплаты таможенных пошлин на материалы (краска, клей и т.д.), которые ввозятся заказчиками для выполнения судостроения и судоремонта;
обеспечить получение дешевых кредитов и государственных гарантий под авансовые платежи заказчиков судов.
Эти и другие проблемы не позволяют заводу успешно конкурировать на мировом рынке. Хотя, портфель заказов предприятия на данный момент сформирован до 2012 года, и предприятие сотрудничает с различными иностранными компаниями, а также на данный момент предприятие работает на прибыль, однако это сотрудничество будет иметь больший эффект, в свою очередь, повлияет на показатели эффективности и чистой прибыли, а также на финансовые показатели, когда имеющиеся на данном этапе проблемы будут решены.
Важным условием, обеспечивающим фирме успешное функционирование в условиях конкуренции, является поиск, развитие и укрепление его конкурентных преимуществ.
Предприятие
«Судостроительный завод «
- Эффект опыта – большая эффективность труда вследствие специализации по видам и методам работ, более полное использование ресурсов;
- Эффективное
использование источников
- Развитие
необходимых средств
- Развитие
долгосрочных партнёрских
Анализ возможности применения стратегий
На основе
проведенного анализа и выделенных
конкурентных преимуществ рассмотрим
возможность применения различных
стратегий для предприятия ОАО
«Судостроительный завод «
Товарная стратегия.
Товарная стратегия включает решения, касающиеся действия фирмы по реализации своего товара, предоставления услуг.
Для данного предприятия возможно расширение номенклатуры поставляемой продукции, что влечет за собой увеличение объемов производства с последующей продажей.
Основные
варианты номенклатурной стратегии
для данного предприятия
- изменение перечня номенклатурных групп;
- изменение пропорций этих групп в общем объеме реализации.
Основная задача, которую стоит ставить перед всеми службами завода в 2012 году, является обеспечение выполнения принятой производственной программы, поиск новых заказов, увеличение загрузки производства. Увеличение объемов судостроительной продукции в течение планового года будет вносить определенные изменения в объемы выполняемой судоремонта, как в сухом доке, так и на стапеле. Портфель имеющихся заказов обеспечивает наращивание объемов производства в 2012 году. Для более полной загрузки имеющихся производственных мощностей ведется работа по поиску заказов на изготовление различных металлоконструкций. Заводом производится отбор наиболее перспективных и экономически выгодных заказов на строительство корпусов судов для формирования портфеля заказов на 2012-2013 гг.
Информация о работе Конкурентоспособность (на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив»)