Кредитная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Возникновению современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов формирования.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Кредитная система Российской Федерации_____________________3
1.Понятие состав и основные функции кредитной системы_______________3
2.Структура и развитие кредитной системы РФ_________________________7
2.1. Центральный Банк РФ (Банк России)______________________________7
2.2.Банковская система РФ__________________________________________9
2.3.Парабанковская система РФ_____________________________________15
3.Перспективы развития кредитной системы России____________________20
Глава 2. Состояние кредитной системы РФ последних годов_____________25
Глава 3. Показатели кредитно-банковской системы других стран, за последние года___________________________________________________32
1.Кредитно-банковская система Украины____________________________32
2.Кредитно-банковская система Белорусии___________________________34
Заключение______________________________________________________37
Список литературы_______________________________________________39

Файлы: 1 файл

Экономика Алфёров.docx

— 132.13 Кб (Скачать файл)

В РФ создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РФ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом  банки в России действуют как  универсальные кредитные организации, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке:

  • предоставление различных по видам и срокам кредитов;
  • покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты;
  • привлечение средств во вклады;
  • осуществление расчетов;
  • выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц;
  • посреднические и доверительные операции и т. п.

           Российская система коммерческих  банков с самого своего зарождения  несет в себе проблемы. Изначально  наши банки были ориентированы  на работу в условиях высокой  инфляции, когда дешевые деньги  в виде льготных централизованных  кредитов и относительно недорогие  межбанковские кредиты были доступны  для многих. Ставки по рублевым  депозитам населения и юридических  лиц были изначально ниже темпов  инфляции. В условиях высокой  инфляции задолженность в рублях  быстро обесценивалась. Все это  позволяло банкам получать высокую  прибыль на операциях с иностранной  валютой и кредитовании торгово-посреднической  деятельности. С наступлением в  1994 году финансовой стабилизации  инфляционные доходы банкам заменила  высокая доходность государственных  ценных бумаг.

           Получая таким образом прибыль,  банки заложили «бомбу» под  финансовую систему РФ к 1998 году. Из-за колебаний на финансовых  рынках многие банки стали  испытывать определенные трудности.  Прежде всего это убытки, которые  у 23% банков вызвали уменьшение  доходов. Основная часть полученных  убытков была вызвана отрицательной  переоценкой государственных ценных  бумаг и валютной составляющей  балансов. Также наблюдались проблемы  и с платежеспособностью –  картотека на корсчете или  не погашенные во время МБК.

           На конец 1998 года доля проблемных  банков увеличилась, хотя многие  банки восстановили свою платежеспособность. Это связано прежде всего с  тем, что возникшие проблемы  не успели сразу же отразиться  в балансах банков (отрицательный  капитал и снижение капитала). Также у банков появилась новая  проблема – это отсутствие  роста остатков на расчетных  счетах.

           В период с 01.09.98 г. по 01.01.99 г., несмотря на значительное количество  проблемных банков, наличие картотеки  и просроченных МБК уменьшилось в 2 раза, суммарные ликвидные активы выросли почти в 4 раза, т. е. шел процесс расслоения на банки с избыточной ликвидностью и неплатежеспособные банки.

           В первом полугодии 1999 г. наметилось  некоторое улучшение положения  банков. Хотя за год количество  стабильных банков сократилось  с 92 до 72%, и количество проблемных  увеличилось более чем в 2 раза, тем не менее по удельному  весу, занимаемому стабильными банками,  можно говорить о почти полном  восстановлении докризисного уровня. При этом сохранилась главная  проблема – сокращение ресурсной  базы в виде расчетных счетов.

            Кризис 1998 года был неизбежной  необходимостью. Благодаря ему надежность  выживших банков укрепилась, наученные  горьким опытом банкиры теперь  предпочитают иметь большую ликвидность  в ущербность доходности. Объем  ликвидных активов как в рублях  так и в валюте за год  вырос более чем в 7 раз, и  доходность операций пока позволяет  банкам быть относительными прибыльными.  Значительно изменилась структура  обязательств, в которых доля  вкладов сократилась с 23 до 13%, а доля счетов, а доля счетов  выросла с 26 до 35%, при этом общий  объем привлеченных ресурсов  вырос в 2,2 раза, хотя это далеко  не тот уровень, который необходим  российским коммерческим банкам. Как мы видим банки пытаются  решить свои изначальные проблемы  и занять достойное место в  экономике России[11;c.299].    

Сберегательный  банк России.

           Сбербанк России – крупнейший коммерческий банк страны.

Основной стратегией Банка  поведения на рынке является безусловное  выполнение своих обязательств перед  вкладчиками и непрекращение  ни на один день выполнения банковских операций.

           Для защиты интересов своих  клиентов от негативных колебаний  финансового рынка Банк целенаправленно  работает над совершенствованием  структуры вкладов. В 1998г. Сбербанком  России вводились новые вклады  с фиксированным сроком хранения  и процентной ставкой, неизменной  за установленный срок. В результате  такие вклады преобладают в  общей структуре вкладов  Банка.

           Особое место в структуре вкладов  группа социально-ориентированных  вкладов, и в первую очередь  пенсионных, процентные ставки по  которым в течении года поддерживались  на уровне, превышающем ставки  по основной массе депозитов  для частных лиц.

            Являясь крупнейшим банком по  работе с населением, Сбербанк  России активно участвует в  реализации государственных программ.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации  филиалы Сбербанка России производят выплату предварительной компенсации  вкладов гражданам с 1920 г. рождения включительно. На начало 1999 г. общая  сумма выплаченной гражданам  предварительной компенсации составила 6,77 млрд. рублей.

           Для граждан, которым полагается  предварительной компенсации вкладов  в Сбербанке России действует  специальный вид вклада – «Компенсационный»,  по которому установлена повышенная  процентная ставка.

           С участием Сбербанка России  осуществляется реализация президентской  программы «Государственные жилищные  сертификаты», направленной на разрешение  жилищной проблемы военнослужащих, уволенных в запас. В рамках  этой программы филиалами Банка  было открыто 7,5 тыс. целевых  счетов владельцам ГЖС и представлено  субсидий на 1 млрд. рублей. Филиалами  Сбербанка России принято от  владельцев ГЖС и оплачено 5,9 тыс.  договоров купли–продажи жилья,  общая сумма субсидий, по которым  составила 830,8 млн. рублей.

           Бесперебойная работа Сбербанка  России в период кризиса способствовала  стабилизации на внутреннем валютном  рынке. Несмотря на ажиотажный  спрос на наличную валюту и  отток валютных вкладов после  августовского кризиса, Банк даже  в самые тяжелые дни не прекращал  осуществления валютно-обменных  операций с населением. Этому  способствовала созданная Сбербанком  России сеть банкнотных центров,  сотрудничества с крупнейшими  банками–нерезидентами и четкая  организационная работа филиалов. 

           В последние годы Банк заметно  продвинулся на российском рынке  пластиковых карт и в настоящее  время занимает одно из лидирующих  мест. Работа на указанном рынке  развивается по двум основным  направлениям – выпуск и обслуживание  международных и российских платежных  систем.

По мере развития и либерализации  рынка драгоценных металлов Сбербанк России  наращивает свое присутствие и на этом рынке.

           В крупнейших районах золотодобычи  РФ Сбербанк России организовал  комплексное обслуживание золотодобывающих  предприятий, включающее предсезонное  кредитование недропользователей  и проведение операций купли-продажи  золота на первичном рынке драгоценных металлов.

           Расширяются операции с драгоценными  металлами и для населения  (реализация золота в мерных  слитках). Сбербанк России первым  из российских банков с января 1999 г. наряду с продажей золота  населению приступил к покупке у физических лиц мерных слитков из драгоценных металлов, что придало этим операциям характер завершенного цикла.

Банк оказывает полный спектр кредитных услуг и предоставляет  широкий выбор режимов кредитования: кредитные линии, вексельные кредиты, овердрафтные кредиты, кредитование импортно-экспортных операций, предэкспортной финансирование, открытие аккредитивов, а также предоставление различных видов банковских гарантий, в том числе тендерных и  таможенных.

           С учетом перехода на обслуживание  в банк большого числа корпоративных  клиентов, ориентированных на внешний  рынок, развивается корреспондентская  сеть Сбербанка России. Банком  поддерживаются корреспондентские  отношения с 270 зарубежными банками,  из них в 40 банках открыты  корреспондентские счета в иностранной  валюте. Среди основных корреспондентов  Сбербанка России ведущие банки  США, Западной Европы и Японии.

           Для проведения платежей по  поручениям клиентов Банка в  иностранных валютах, имеющих  ограниченное хождение на территории  России, был открыт мультивалютный  счет, позволяющий проводить расчеты  в 29 иностранных валютах.

           Свидетельством растущего авторитета  Сбербанка России как финансового  партнера является постоянно  увеличивающееся число российских  коммерческих банков, открывающих  «Лоро» счета в Сбербанке России.

           Сегодня можно сказать, что  Сбербанк России накануне нового  тысячелетия с уверенностью смотрит  в будущее и, занимая ведущие  позиции в российской банковской  системе, участвует в формировании  основ экономического возрождения  России, обеспечивает защиту финансовых  интересов своих клиентов[11;c.391].             

 

Ипотечные банки.

           Ипотечные банки – банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости – земли и строений     (Носкова И. Я.).

           В начале ХХ века Россия  имела широкую сеть ипотечных  банков. Сформировался прогрессивный  вторичный рынок ценных бумаг,  обеспеченных закладными на недвижимое  имущество.

Развитие системы ипотечного кредитования под залог недвижимого  имущества и, прежде всего земли, было приостановлено в октябре 1917 года. Советская власть, ликвидировав частную собственность, в т. ч. и на землю, практически устранили основу ипотечного кредитования.

           В настоящее время с развитием  частных форм собственности началось  возрождение ипотеки. Во многих  крупных городах (Санкт-Петербург,  Новосибирск, Самара) созданы первые  ипотечные банки. Процесс их  становления сложен и противоречив. Это связано со сложной экономической  ситуацией в стране – дефицит  кредитных ресурсов долгосрочного  характера, высокие темпы инфляции  и процентные ставки, делающие  долгосрочные кредиты практически  недопустимыми для подавляющей  части населения. Отсутствие законодательства  по ипотеки, несовершенство системы  регистрации закладных, изъятия  имущества у недобросовестных  плательщиков также сдерживает  развитие операций по предоставлению  ипотечных кредитов в России.

           Следующим шагом развития ипотеки  на российском рынке стало  создание в 1993 году Ассоциации  ипотечных банков, учредителями  которой выступили 16 фирм, 9 из  них – ипотечные банки. Цель  Ассоциации – лоббирование, поддержка  законов об ипотеки, преференция  банков, которые занимаются ипотечным  кредитованием.

           Ипотечные банки являются важной  структурой в области решения  жилищной проблемы. Отношение Центробанка  и Правительства России очень  много значит для развития  ипотечного бизнеса у нас в  стране. Поэтому Ассоциации –  помочь на государственном уровне  сформировать «поле», на котором  могли бы работать ипотечные  банки, развивая долгосрочное  ипотечное кредитование.

           Возрождение ипотеки в России  вызвало ряд новых проблем,  в частности одну из основополагающих  в ипотеки – оценку недвижимости.

Постепенно ипотечный  кредит завоевывает российский рынок  и становится одним из видов банковской деятельности.

           Теоретическая возможность ипотечного  кредитования в России стало  обсуждаться после принятия закона  СССР «О собственности». Вступивший  в силу в 1992 году закон «О  залоге» сделал подобное кредитование  еще чуть более реальным. К  этому же времени относятся  и первые попытки создания  законопроекта об ипотеки. 19 июля 1995 года Государственная Дума  приняла закон «Об ипотеки», однако  больше парламент к этой проблеме  не возвращался.

26 февраля 1996 года вышел  закон Президента РФ «О дополнительных  мерах по развитию ипотечного  кредитования».

По оценкам специалистов, объем ипотечных кредитов, выданных всеми банками России, не превышает 100 млн. долларов, что составляет доли процентов от общей стоимости  недвижимости России.

           В настоящее время ипотечное  кредитование, например, жилья, осуществляют  несколько ипотечных и коммерческих  банков, а также некоторые муниципальные  органы. С 1994 года целый ряд  банков приступил к практическому  кредитованию приобретения жилья  населения.

При развитии ипотечного кредита  в России большое значение имеют  источники кредитных ресурсов ипотечных  банков. Такими источниками могут  быть сбережения населения, свободные  денежные средства юридических лиц, а также вторичный рынок ценных бумаг. Возлагаются большие надежды  на учрежденное государством Федеральное  агентство ипотечного кредитования, которое должно сыграть важную роль в создании и запуске вторичного рынка ипотечных кредитов, в привлечении  долгосрочных ресурсов для рефинансирования банков-кредиторов.          Аналогичные агентства создаются  и в регионах для реализации региональных ипотечных программ. К настоящему времени уже почти в 30 субъектах  РФ начата реализация собственных региональных ипотечных программ.

Информация о работе Кредитная система Российской Федерации