Кредитная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Возникновению современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны. История кредитной системы прошла несколько этапов формирования.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________2
Глава 1. Кредитная система Российской Федерации_____________________3
1.Понятие состав и основные функции кредитной системы_______________3
2.Структура и развитие кредитной системы РФ_________________________7
2.1. Центральный Банк РФ (Банк России)______________________________7
2.2.Банковская система РФ__________________________________________9
2.3.Парабанковская система РФ_____________________________________15
3.Перспективы развития кредитной системы России____________________20
Глава 2. Состояние кредитной системы РФ последних годов_____________25
Глава 3. Показатели кредитно-банковской системы других стран, за последние года___________________________________________________32
1.Кредитно-банковская система Украины____________________________32
2.Кредитно-банковская система Белорусии___________________________34
Заключение______________________________________________________37
Список литературы_______________________________________________39

Файлы: 1 файл

Экономика Алфёров.docx

— 132.13 Кб (Скачать файл)

           Среди регионов, которые в той  или иной форме начали внедрять  у себя ипотечное жилищное  кредитование можно отметить  Удмуртию, Белгородскую область,  города Санкт-Петербург, Оренбург, Калининград, Вологду, Самару, Ульяновск,  Брянск, Иваново, Волгоград, Екатеринбург, Тюмень, Тольятти, Владимир, Барнаул,  Челябинск, Новосибирск, Якутск[11;c.375].       

 

 

 

2.3 Парабанковская  система РФ.

Кредитные союзы.

           Кредитные союзы широко распространились после кризиса 1929 – 1932 гг. и оказались чрезвычайно эффективной и устойчивой формой финансовой самоорганизации населения, той его части, которая живет в основном на трудовые доходы. Кредитные союзы стали неотъемлемой частью финансовой системы, дополняющей банковскую систему, они взяли на себя функцию обслуживания финансов домашнего хозяйства и тем самым дополнили банковскую систему. По своей социально-экономической природе кредитный союз представляет собой потребительский кооператив, члены которого объединяют свои сбережения в общий фонд, из чего они обеспечивают себя дешевым и легкодоступным кредитом.

           Для вступления в кооператив  необходимо внести пай, который  дает право получать кредит  и другие финансовые услуги  от кредитного союза, а также  участвовать в управлении, осуществляемом  на основании кооперативного  принципа «один человек – один  голос». Деятельность кредитного  союза не направлена на получение  прибыли. Доходы кредитного союза  распределяются между пайщиками  или идут на удешевление услуг  кредитного союза. В официальной  статистики кредитные союзы относятся  к категории неприбыльных организаций.

           Кредитные союзы в России являются  потребительскими кооперативами  и предоставляют кредиты на  потребительские цели, а не на  производственные или финансовые  инвестиции. Это обусловлено тем,  что кредитные союзы, основой  которых служат финансы домашнего  хозяйства, не склонны использовать  эти финансы для рисковых вложений. Кредиты или займы, представляемые  только своим членам, относятся  к категории «спокойных» финансовых  вложений. Их возврат гарантирован  не только традиционными формами  обеспечения (поручительство, залог,  заклад), но и личной репутацией  заемщика, тем, что он живет  и работает рядом с такими  же, как он, членами кредитного  союза. Принадлежность к одной  социальной общности является  важным фактором выполнения обязательств  заемщика перед кредитным союзом. Как институт «спокойных» финансов  кредитный союз ориентирован  прежде всего на стабильность, а не на прибыльность. Поэтому  в деятельности кредитного союза  играют меры обеспечения этой  стабильности, в  первую очередь гарантии возврата займов и сохранности средств пайщиков.

            В нынешней России кредитные  союзы стали создаваться в  начале 90– х гг. Их историческим  прообразом можно считать до  – и послереволюционные кредитные  кооперативы, однако генетически  наши кредитные союзы происходят  от касс взаимопомощи и так  называемых «черных касс». Они  восполняли потребность людей  в потребительском кредите, стали  по существу формой самообеспечения  и самозащиты потребителей в  условиях экономической и финансовой  нестабильности.

           В настоящее время в России  действует более 200 кредитных  союзов, их количество медленно, но верно растет. Число пайщиков  кредитных союзов приближается  к 80 тыс. человек. Как и во  всем мире, российские кредитные  союзы не занимают и не будут  занимать значительного места  в финансовом секторе. Достаточно  сказать, что размер вклада  одного пайщика репрезентативного  кредитного союза колеблется  от 2 тыс. до 3 тыс. рублей. Однако  в России кредитные союзы становятся  факторами социальной стабильности, они удовлетворяют финансовые  потребности домашнего хозяйства и представляют собой институт «спокойных» финансов. Это явно обнаружилось в ходе финансового кризиса осени 1998 года. В отличие от банков кредитные союзы не понесли серьезного ущерба и сумели устоять благодаря тому, что сбережения граждан используются ими для выдачи небольших и гарантированных   займов физическими лицам – членам кредитного союза.

            Это вид финансовых вложений  в  современной России оказывается наиболее устойчивым, хотя и не высокодоходным. Но поскольку доходы этих займов поступают самим же пайщикам, интересы пайщиков как заемщиков и как сберегателей всегда можно сбалансировать при грамотном финансовом управлении и при грамотном использовании демократических процедур управления в кредитном союзе. Разумеется, сказанное не значит, что у кредитных союзов не возникают проблемы. Ода из насущных проблем – статус кредитного союза. Очевидно, что кредитный союз как потребительский кооператив, не имеющий целью своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерческой организацией и не попадает под статус кредитных организаций.

            Деятельность кредитного союза  в отличие от банка и иных  кредитных организаций не носит  публичной деятельности, отношения  пайщиков и кредитного союза  не являются отношениями клиентов  и банка, они строятся на  основе членства, а не на основе  публичного договора. Сообразно  с этим кредитный союз не  попадает под действие Закона  «О банках и банковской деятельности».

           Вместе тем правовая база кредитных  союзов как кредитных потребительских  кооперативов граждан – ст. 17 Конституции РФ, а так же ст. 116 Гражданского Кодекса, необходимая,  но абсолютно не достаточная  юридическая основа их деятельности.

 

Инвестиционные  фонды.

           На современном этапе произошло  возрождение некогда популярных  паевых инвестиционных фондов (ПИФ).

           Образуется он за счет аккумулирования  средств участников с последующим  их инвестированием в различные  финансовые активы. Данный фонд  не является юридическим лицом.  Доверительное управление им  в интересах инвесторов осуществляет  управляющая компания паевого  инвестиционного фонда.

           Согласно российскому законодательству  ПИФ может быть открытым или  интервальным. В открытом управляющая  компания принимает на себя  обязанность осуществлять выкуп  выпущенных ею инвестиционных  паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 дней с даты его предъявления. В интервальном – выкуп проводится не реже одного раза в год.

           Имущество ПИФа состоит из  переданных в доверительное управление  средств инвесторов и приращенного  имущества, в том числе имущественных  прав, приобретенных управляющей  компанией в процессе доверительного  управления средствами инвесторов. Состав и структура ПИФа строго  определены нормативными актами  ФКЦБ.

            Инвесторы не в праве давать  какие-либо указания управляющей  имуществом ПИФов компании, которая  несет ответственность имуществом  за причиненный им ущерб в  результате своих действий. Размер  УК не превышает 5% годовых от  стоимости чистых активов фонда.  Кроме этого, УК может взимать  надбавку и устанавливать скидку  при продаже (выкупе) инвестиционных  паев фонда в размере не  больше 5% цены пая.

По истечение 6 месяцев  с момента регистрации проспекта  эмиссии и правил фонда УК должна проводит первичное размещение паев ПИФа.   Приобретаемое УК имущество  относится на увеличение имущества  ПИФА, за исключением средств, направляемых на возмещение понесенных УК расходов, и средств, выплачиваемых ей в  качестве вознаграждения., а также  специализированному депозитарию, независимому оценщику, аудитору.

Покупателями инвестиционных паев могут быть: физические лица –  резиденты и нерезиденты РФ; юридические  лица – резиденты и нерезиденты  РФ. Инвесторы-нерезиденты не могут  покупать паи за валюту, т. к. те могут  продаваться только за рубли. Поэтому  могут возникнуть трудности.

С одной стороны, можно  говорить о достаточно жестких требованиях, предъявляемых ФКЦБ к УК, инфраструктуре и самому фонду с момента регистрации, что, безусловно, мешает быстрому росту  фондов. Но с другой стороны, нормативная  база, регулирующая деятельность ПИФов, в настоящее время – почти  исчерпывающая (более 25 документов, подробно регламентирующих все основные аспекты  деятельности фондов), наиболее полная и непротиворечивая.

          Безусловным плюсом является  формализованность отношений сторон (пайщик – управляющий). Условия  договора о доверительном управлении  между сторонами определенны  правилами и проспектом эмиссии.  Подтверждением собственности на  часть имущества фонда служит  выписка из реестра пайщиков  ПИФа, в которой указано количество  паев, находящемся на лицевом  счете пайщика. Все это служит  основой привлечения массового  мелкого инвестора. Кроме того, размер активов ПИФа ничем  не ограничивается, и управляющий  может аккумулировать сколько угодно большую сумму активов. Это дает возможность желающим приобретать паи без ограничений. Единственные, кому нельзя становиться инвесторами ПИФов, - это государственные органы и органы местного самоуправления.

           Несмотря на то, что ПИФам запрещено  включать в свои активы ряд  финансовых инструментов (срочные  контракты, векселя, в т. ч.  банковские), а это снижает доходность  инвестиций, вкладчики получают  дополнительные гарантии надежности  вложений.

           Если говорить об ответственности,  то инвесторы не отвечают по  обязательствам УК и несут  риск убытков, связанных с доверительным  управлением имуществом паевого  инвестиционного фонда, в пределах  стоимости принадлежащих им инвестиционных  паев.

В настоящее время доверие  инвесторов к долгосрочным инвестициям  и инвестиционным институтам достаточно слабо. Причин тому много: начиная от потери стоимости вкладов населения  и кончая крахом финансовых пирамид  и разорение ряда банков в августе 1998 г.

           Но постепенно, благодаря созданию  информационной открытости, недоверие  начинает ослабевать и все  больше проявляется интерес к  инвестиционным фондам. 

 

Негосударственные пенсионные фонды.

           Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями социального образования.

            Специфической особенностью НПФ  является чрезвычайно долгосрочный  характер его финансовых отношений  с вкладчиками и участниками.

           Негосударственное пенсионное обеспечение  позволяет работнику предприятия  или иному физическому лицу  получать дополнительную пенсию  за счет добровольных пенсионных  или страховых взносов самого  работника либо третьих лиц  в его пользу. Оно осуществляется  независимо от системы государственного  пенсионного обеспечения.

На данном этапе развития в нашей стране рынок НПФ еще  недостаточно развит. Закон «О негосударственных  пенсионных фондах», регулирующий деятельность НПФ, принят с большим трудом менее  полутора лет назад. Не хватает подзаконных  актов, положений, нормативов, регулирующих и разъясняющих действие того или  иного закона. Кроме того, данный закон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует  законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного пенсионного обеспечения.

           Сейчас зарегистрировано чуть  более 300 НПФ, из них реально  функционируют около 150. Из более  чем 1000 фондов, образовавшихся с     1992 г., свыше 50% были отсечены как не справляющиеся со своими функциями или занимающиеся другими видами деятельности. Многие исчезли сами, причем часто с деньгами участников фонда. Когда сторонники НПФ ссылаются на западные примеры, они забывают, что там фонды работают в основном с физическими лицами, у нас же 95% выплат приходится на корпоративные фонды (за весь 1998 г. они составили всего 250 млн. руб.).

           Важнейший вопрос – инвестирование  собранных взносов. НПФ возмещает  собранные резервы через специальную  коммерческую организацию – управляющую  компанию. В данном случае скопирована  западная модель, которая в наших  условиях дала прямо противоположенный  эффект. Учитывая, что размер пенсий  заранее не устанавливается и  зависит от получения дохода, повсеместной практикой стало  занижение настоящего дохода  от инвестирования резервов, лишнее  звено при слабом контроле  резко снижает надежность всей  системы. Практически доверяют  такой модели только корпорации, владеющие как НПФ, так и  управляющей компанией, что превращает  НПФ в инструмент решения далеко  не социальных проблем. При  этом мало шансов не только  на эффективное вовлечение собранных  ресурсов в экономику страны, но и просто на осуществление  контроля со стороны государства  за финансовыми потоками.

           Несмотря на это сейчас намечается  некоторая тенденция поддержания  НПФ. Ярким примером может служить  введение налоговых льгот для  НПФ:

Платежи по договорам с  негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, включаются в стоимость продукции (работ, услуг).

            В перечень выплат, на которые  не начисляются страховые взносы  в Пенсионный фонд РФ, включены  суммы работодателей по договорам  с негосударственными пенсионными  фондами.

Между тем последний кризис нанес сокрушительный удар по НПФ. Большинство  фондов перестали выполнять свои обязательства перед вкладчиками  из-за кризиса на фондовом рынке, из-за прекращения погашения государственных  ценных бумаг и т. п. И если с  корпорациями фонды еще работают, то частный вкладчик надолго потерял  доверие к НПФ.

Информация о работе Кредитная система Российской Федерации