Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 509.13 Кб (Скачать файл)

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

  • Государственная программа «Культура»;
  • Республиканская программа «Здоровье»;
  • Национальная жилищная программа;
  • Государственная программа развития спорта и туризма;
  • Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
  • Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
  • Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.

1.2. Уровень и качество жизни населения.

Интегральной  характеристикой благосостояния граждан  страны являются уровень и качество жизни населения, т.е. обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Под уровнем жизни понимается комплекс жизненных стандартов материального характера. В широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.

Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни  населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.

1.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура.

Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Главной целью  становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения.

В 2001—2009 гг. была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. В 2009 г. рост реальных денежных доходов населения по отношению к 1990 г. составил свыше 273 % , реальная заработная плата увеличилась в 2,73 раза, а по отношению к 1995 г. — почти в 5 раз и в конце 2009 г. (в долларовом эквиваленте) достигла 300 дол. США.

Удельный вес зарплаты в денежных доходах населения колеблется: 55,9 % в 2000 г., 58,0 % в 2005 г., 57,1 % в 2009 г. Доля трансфертов населению тоже: 19,3 % в 2000 г., 21,6 % в 2005 г., 19,7 % в 2009 г. Доходы от собственности: 2,0 % в 2000 г., 1,6 % в 2005 г., 2,8 % в 2009 г. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.

Доля оплаты труда в ВВП в 2001-2009 гг. возросла с 43,9 до 47,6 %, в экономически развитых странах она составляет 50—60 %;

Соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета за тот же период взросло со 126,0 до 254,7 %, что говорит не только о хорошей динамике оплаты труда, но и о недостаточной регулирующей роли МПБ.

В 2009 г. денежные расходы и сбережения населения составили 87192 млрд р., в том числе покупка товаров и оплата услуг 79,4 %, оплата обязательных платежей и добровольных взносов — 18,9 %, накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы — 5,7%.

Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2009 гг. сложились следующим образом:

  • средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 429,5 тыс. р. в 2009 г., или в 6,6 раза;
  • минимальный потребительский бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 344,8 тыс. р., или в 3,9 раза;
  • возросла доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 124,5 %, соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы сохраняется на уровне 39-40 %;
  • темп роста реального размера месячной пенсии в 2001- 2009 гг. составил 259,3 %.

Действующая национальная пенсионная система нуждается в реформировании, поскольку далее она не может способствовать социальной стабильности.

1.4. Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси.

Бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными; все граждане (семьи), отнесенные к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь.

Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

БПМ пересматривается с учетом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала.

Наряду с  этими нормативами утверждается и действует минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Порог низких доходов (черта бедности) в 3 квартале 2009 г. составил 274,5 тыс. р. (БПМ в расчете на душу населения в месяц).

В последнем  десятилетии уровень бедности в  Беларуси систематически снижается. В 1 полугодии 2010 г. располагаемые ресурсы ниже бюджета прожиточного минимума имели 4 % (в 2000 г. – 42 %, в 2004 г. -17,8 %) населения (группа бедных).

В последние  годы социальная дифференциация практически сохраняет свои соотношения примерно на уровне 5.

Средний слой в перспективе в процентном отношении  должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70—75 % всего населения страны.

1.5. Направления социальной политики и реформирования социальной сферы.

Социальная  политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Необходимо: продолжить сокращать уровень бедности и дифференциацию доходов населения; обеспечить дальнейшее повышение заработной платы; повысить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; продолжать совершенствование пенсионного и социального обеспечения населения.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

В соответствии с поставленной целью основными направлениями социальной политики должны стать:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;
  • обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;
  • повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;
  • улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;
  • снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;
  • повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот.

Совершенствование политики доходов необходимо осуществлять исходя из принципа постепенного переноса социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а также пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Развивать социальное партнерство как важнейшее средство защиты интересов работающих и влияния на рынок труда.

Важным фактором, формирующим рыночное социальное пространство, является новая роль государства в решении социальных проблем, заключающаяся в его переходе на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В области  политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается :

  • повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
  • рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике;
  • увеличение доли оплаты труда в ВВП.

Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее размера к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам экономически развитых стран.

Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

Развитие социального страхования необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья.

В ближайший  период предусматривается завершить  реформирование системы социальной защиты граждан, направленное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.

Дальнейшее  развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.

Основным  направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление.

Основной  задачей реформирования социальной сферы является обеспечение ее максимальной адекватности традиционным и новым потребностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение культурно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социальных отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 16.      МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Межстрановая  экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственно-политического объединения отдельных стран на основе рационального межгосударственного разделения труда и формирования устойчивых всесторонних связей на различных уровнях и в различных формах.

1. Тенденции и факторы международной  экономической интеграции.

В мировой  экономике за последнее время  сложился ряд долговременных тенденций. Это прежде всего глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик, сохранение стабильных темпов экономического роста, увеличение удельного веса сферы услуг, развитие региональных интеграционных процессов.

Важнейшими  особенностями развития мировой  хозяйственной системы становятся усиление роли социальных факторов научно-технического и экономического роста, возрастающая значимость человеческого капитала.

Международная экономическая интеграция обусловлена  рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют:

  • углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства;
  • ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий;
  • расширение региональных группировок;
  • формирование региональных рынков;
  • интернационализация хозяйственной жизни;

• создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой формирование устойчивых международных связей в производственно-экономической сфере на основе международного разделения труда. Развитию интернационализации способствует создание крупных международных производственно-коммерческих фирм, получивших название транснациональных корпораций (ТНК). Транснационализация — это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм.

При отнесении  фирм к этой категории эксперты ООН  используют такой показатель, как индекс транснациональности. Он определяется как среднее значение долей зарубежных активов, продаж и занятых работников по отношению к соответствующим общим показателям компании. Значение индекса для 100 крупнейших ТНК мира находится в пределах 22— 95 %. Транснациональные структуры объединяют национальные экономики не по географическому признаку (общности границ), а на основании глубоких воспроизводственных связей.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»