Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 509.13 Кб (Скачать файл)

Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским союзом. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств — Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины — подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. — Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:

• межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

  • таможенный союз;
  • общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 г. — платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.

Вместе с тем интеграционные процессы в Содружестве серьезно осложняются стремлением отдельных  стран максимизировать собственные выгоды в двусторонних отношениях при минимуме обязательств и ответственности в рамках СНГ в целом. При этом Российская Федерация, Республика Беларусь и Казахстан стремятся взять на себя роль лидеров, Украина и Узбекистан — закрепить за собой особую независимую роль, Армения и Азербайджан — решать свои внутренние проблемы с помощью Содружества, Таджикистан — получить военно-политическую поддержку, а Туркменистан — уклониться от участия в договорных процессах.

Однако в  СНГ весьма низким остается уровень  экономической интегрированности. Если в бывшем СССР доля межреспубликанского товарооборота в суммарном объеме внешнеторгового оборота союзных республик достигала 69 %, а в ЕС удельный вес в обороте между странами в общем внешнеторговом обороте равен 62 %, то в СНГ соответствующий показатель составляет менее 40 %.

Общее торговое сальдо товарами и услугами Республики Беларусь со странами СНГ остается отрицательным.

Республика  Беларусь имеет наиболее тесные интеграционные связи с Российской Федерацией, доля которой в суммарном внешнеторговом обороте нашей страны со странами СНГ до 2004 г. увеличивалась с 76,8 % в 1995 г. до 89 % в 2000 г. и 92,2 %, а затем снизилась до 85,1 % в 2009 г.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

  • различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
  • разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
  • неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
  • несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
  • применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
  • большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.

Различия  национальных, экономических и геополитических приоритетов государств—участников Содружества обусловили формирование субрегиональных образований и заключение двусторонних соглашений.

Республика  Беларусь и Российская Федерация  подписали в 1996 г. Договор об образовании  Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. — Договор об образовании Союза Беларуси и России и в 1999 г. — Договор об образовании Союзного государства.

В 2000 г. был  подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В 2009 г. Беларусь, Россия и Казахстан подписали  соглашение о создании таможенного союза, которое вступило в силу с 1 июля 2010 г. Однако это не привело к отмене Россией вывозных таможенных пошлин на нефть сырую для Беларуси.

Интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно. При выполнении принимаемых в СНГ многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. В настоящее время национальные экономики стран СНГ во многом конкурируют, а не дополняют друг друга.

4. Экономическая интеграция Беларуси  и России.

Среди стран  СНГ наиболее последовательно экономическую  интеграцию осуществляют Республика Беларусь и Российская Федерация, подписавшие в апреле 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.

Важнейшими  предпосылками экономического взаимодействия Беларуси и России являются территориальное разделение труда и сложившаяся в течение многих десятилетий в рамках бывшего СССР специализация и кооперация экономических связей.

Во времена  СССР Беларусь и Российская Федерация  были важнейшими экономическими партнерами.

Российская  и белорусская экономики как  были, так и остаются взаимодополняющими. Более 8 тыс. белорусских и российских предприятий сегодня связаны взаимными поставками продукции. Например, МАЗ свыше половины комплектующих для производства автомобилей получает из России и более 60 % готовой продукции продает в российские регионы.

Топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95 % , машиностроительный — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строительной индустрии — на 80 %.

Договор о  создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации ратифицирован парламентами обеих стран и в январе 2000 г. вступил в силу.

Главной целью  экономической интеграции Беларуси и России является реализация общих для обоих государств стратегических и текущих интересов в решении проблемы повышения уровня жизни народа на основе эффективного использования преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства, создания благоприятных условий для возобновления экономического роста. Достижение этой цели предполагает проведение согласованной политики в области структурной перестройки экономики, гармонизацию и единую направленность экономических реформ, осуществление единой политики в области государственного регулирования социально-экономических процессов, внешнеэкономической деятельности, а также согласованной социальной политики.

Создание  общего экономического пространства Союзного государства позволит:

  • повысить эффективность функционирования реального сектора экономики обеих стран на основе роста конкурентоспособности товаропроизводителей;
  • использовать преимущества специализации и кооперирования производств для устойчивого экономического роста;
  • обеспечить выход на мировые рынки с новой конкурентоспособной продукцией высокого качества и новейшего технического уровня;
  • увеличить выпуск продукции с учетом роста платежеспособного спроса на внутренних рынках;
  • обеспечить эффективное использование природных ресурсов;
  • скоординировать социально-экономическую, научно-техническую и экологическую политику обоих государств с целью устойчивого роста экономики, повышения уровня и качества жизни народов.

Основные  направления, механизмы и мероприятия  по углублению интеграции и формированию общего экономического пространства определены в Программе экономического сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации и конкретизируются в годовых прогнозах социально-экономического развития Союзного государства.

Важную роль в экономической интеграции Беларуси и России играет региональное сотрудничество.

Взаимодействие  Республики Беларусь с российскими  регионами в настоящее время осуществляется преимущественно по трем основным направлениям:

  • участие представителей местных органов власти в формировании общегосударственных программ межрегионального сотрудничества;
  • налаживание прямых связей субъектов хозяйствования Республики Беларусь с предприятиями и организациями Российской Федерации;
  • установление сотрудничества между региональными властями двух стран.

Российская  Федерация является главным внешнеторговым партнером Республики Беларусь. И хотя ее доля систематически снижается, в 2009 г. на нее приходилось 31,5 % (в 2004 г. - 47,1 %) белорусского экспорта и 58,7 % (в 2004 г. - 68,0 %) всего импорта товаров в нашу страну.

Практически не решается вопрос о создании равных условий субъектам хозяйствования в рамках Союзного государства, предусмотренного соответствующим соглашением, подписанным президентами двух стран еще в 1998 г. (в части паритетных цен на энергоносители, а также в части доступа белорусских товаров на российские рынки).

Для повышения эффективности интеграционных процессов и создания Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации необходимо:

  • проводить согласованную макроэкономическую политику, в том числе денежно-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэкономическую, социальную;
  • синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, структурную перестройку, реструктуризацию и интеграцию экономик обеих стран в мировую экономику;
  • гармонизировать и унифицировать законодательную и нормативно-правовую базы, в том числе хозяйственное и гражданское законодательства, законодательство в социально-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;
  • сформировать единое экономическое пространство, в том числе таможенное, научно-технологическое и информационное; фондовый рынок и рынок труда;
  • объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи;
  • разработать и реализовать совместные межгосударственные программы и их финансовое обеспечение;
  • развивать торгово-экономические отношения и межрегиональное сотрудничество.

5. Внешнеэкономические связи Беларуси  со странами, не входящими в СНГ.

Республика  Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного сотрудничества. Беларусь осуществляет внешнеторговое сотрудничество со 174 странами мира, товары поставлялись на рынки 137 государств, импортировалась продукция 158 стран.

Важнейшей тенденцией динамики географической структуры внешней торговли Беларуси является все большая ориентация торговых потоков на страны вне СНГ. Товарооборот республики с этими странами увеличился в 2009 г. по сравнению с 2000 г. в 4,1 раза, в том числе экспорт товаров — в 4,1, импорт — в 4 раза. Доля стран вне СНГ в общем объеме товарооборота Республики Беларусь возросла за этот период с 34,4 до 44,8 %, в том числе экспорта — с 40,0 до 56,3 %, а импорта - с 29,8 до 36,2 % .

К основным торговым партнерам Беларуси вне СНГ относятся государства, имеющие товарооборот с нашей страной более 100 млн дол. США в год. Таких государств в 2004 г. было 18, а в 2009 г. – 33.

Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Республики Беларусь является Европейский союз, что обусловлено совокупностью экономических, исторических, политических и культурных факторов. Из 33 основных торговых партнеров Беларуси из стран вне СНГ 20 государств входят в ЕС, на долю которого в целом в 2004 г. приходилось 70,1 %, в 2009 г. – 72,9 % общего объема внешнеторгового оборота со странами вне СНГ, в том числе (74,4 % - 2004 г.) 78,5 % экспорта и 66,3 % (64,2% - 2004 г.) импорта.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»