Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций
Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.
Во взаимной
торговле между Республикой Беларусь
и Евросоюзом применяется режим
наибольшего
Вместе с тем расширению интеграционных связей нашей страны с ЕС препятствуют применяемые им импортные квоты и антидемпинговые меры в отношении текстильной, химической и металлургической промышленности. Санитарные и фитосанитарные защитные меры ЕС также серьезно затрудняют поступление на европейский рынок белорусской сельскохозяйственной продукции.
Важными торговыми партнерами республики являются страны Азии, прежде всего Китай и Индия. Из других азиатских стран следует назвать Турцию, Японию, Республику Корея, Сирию, Вьетнам, Малайзию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Пакистан, Индонезию. С большинством этих государств Беларусь имеет положительное сальдо в торговле товарами, отрицательное сальдо — с Японией, Кореей и Турцией.
Особый интерес для расширения внешнеэкономических связей Беларуси представляют страны Африки, которые расположены гораздо ближе, чем Австралия и Океания, Южная и Северная Америка. Из африканских стран наибольший товарооборот приходится на Египет и Марокко.
На американском континенте основными торговыми партнерами Беларуси являются США и Бразилия.
Совершенствование внешнеэкономических связей Республики Беларусь со странами, не входящими в СНГ, должно быть направлено на наращивание экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции, а также на расширение сферы услуг. В связи с этим важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций, прежде всего прямых, в перспективные высокотехнологичные экспортоориентированные и импортозамещающие производства.
ЛЕКЦИЯ 17. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1. Экономическая безопасность в
системе национальной
Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства.
В Концепции под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Составные части национальной безопасности — безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.
Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Это обусловлено тем, что экономика является основой жизнедеятельности общества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом.
В мире нет полностью самодостаточных государств. Для обеспечения безопасности государства все возрастающую роль играет конкурентоспособность национальной экономики.
Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются:
• равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:
• недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;
• моральная изношенность производственных мощностей;
• недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;
• малый объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики;
• нестабильное финансовое состояние субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;
• высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.
К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести:
• принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций;
Для обеспечения национальной безопасности внешнеэкономическую политику следует строить на основе многовекторности, использования преимуществ международного разделения труда, расширения рынков товаров и услуг.
Одним из приоритетных
направлений обеспечения
Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспечение динамичного экономического роста, стабильной социально-политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий; осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; целенаправленные изменения структуры личного и общественного потребления; формирование эффективной системы устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования. Все это будет способствовать формированию социально ориентированной экономики страны и обеспечению ее национальной безопасности.
2. Экономическая безопасность
Экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства.
Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности.
1). Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Важными механизмами обеспечения международной безопасности является двух- и многосторонние соглашения государств об экономическом сотрудничестве, учет взаимных интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения различных стран.
Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемирным банком, ВТО, ФАО.
2). Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:
Производственная безопасность — это способность реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.
В Республике Беларусь на большинстве предприятий техническая база устарела и представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V—VI уклады.
Для повышения производственной безопасности необходимы:
• переход на инновационный путь развития экономики;
• социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.
Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.
Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
На 01.01.2010 г. государственный долг Республики Беларусь (внешний и внутренний) составил менее 20 % ВВП при пороговом значении экономической безопасности 60 % ВВП.
Для обеспечения финансовой безопасности необходимо систематически снижать инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равновесия в экономике. В Республике Беларусь уровень инфляции (декабрь к декабрю) снизился с 46,1 % в 2001 г. до 10,1 % в 2009 г. при пороговом значении экономической безопасности 20 %.
Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси — улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств. Это требует продолжения реструктуризации и приватизации предприятий, расширения конкуренции для субъектов хозяйствования на внутреннем рынке продукции, товаров, работ и услуг.
Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности.
ООН (ФАО) оценивает состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения.
В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция национальной продовольственной безопасности.
Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.
Институтом аграрной экономики НАН Беларуси установлено, что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) — не менее 70 %. Отдельные виды сельскохозяйственной продукции не могут производиться в республике и всегда будут поступать из других стран. Но их объемы невелики и занимают не более 3—5 % общего товарооборота.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»