Лекции по "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:49, курс лекций

Описание работы

1 Предмет метод и задачи курса
Термин экология ввел Геккель в 1866. Экология – наука об отношениях организмов с окр средой, куда относятся все усл. сущ-ия.
ЭП – отраслевое направление в экономике, исследующее соц-эк закономерности используемых человечеством природных богатств и регулирующее отношение природы и общества.(родоначальник Хачатуров)
ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем естественных(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)

Файлы: 1 файл

ekologia.docx

— 191.10 Кб (Скачать файл)

В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–экономика–окружающая среда». Совершенствование экологической политики и экономического механизма природопользования

Проводимая в настоящее время экологическая политика предусматривает снижение негативного воздействия на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния на основе последовательного осуществления структурной перестройки экономики, совершенствования технологического уровня производства, включающего ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий и производств, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизацию и переработку отходов, а также сохранение биоразнообразия, расширение сети особо охраняемых территорий.

Основные направления и принципы экологической политики определены Конституцией Республики Беларусь и соответствующими законодательными актами в этой области. Создана определенная система органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. В стране сложилась система перспективного и краткосрочного планирования мероприятий по охране окружающей среды, совершенствуются нормативная, правовая база и экономический механизм природопользования.

Республика Беларусь осуществляет разностороннее международное сотрудничество по вопросам окружающей среды и природопользования, участвует в работе межправительственных организаций и органов, выполняет свои обязательства по международным конвенциям, протоколам и соглашениям.

В системе Национальной сертификации Республики Беларусь создана и действует подсистема экологической сертификации. Осуществляется сертификация систем управления охраной окружающей среды на предприятиях страны на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000, что является предпосылкой для вхождения Беларуси в ВТО, а также важным шагом в расширении зарубежных рынков сбыта отечественной продукции.

Проводимые в стране меры по сохранению и улучшению окружающей среды создают предпосылки реализации права нынешнего и будущих поколений граждан страны на благоприятную окружающую среду и экологически безопасные условия проживания.

Стратегическими целями экологической политики Республики Беларусь являются улучшение качества и создание благоприятной окружающей среды; улучшение условий проживания и здоровья населения; обеспечение экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений.

 

 

 

50 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

наиболее актуальны: изменения окружающей среды

-изменение  климата Земли;разрушение озонового слоя;

-трансграничный  перенос вредных примесей и  загрязнение воздушного бассейна;

-истощение  запасов пресной воды и загрязнение  вод Миро¬вого океана;

-оскудение  биологического разнообразия;

-загрязнение  земель, разрушение почвенного покрова 

Глобальное потеплении:  влияние антропогенной деятельности на глобальный климат связано с действием нескольких факторов:

¦ увеличение количества атмосферного углекислого газа, а также некоторых других газов, поступающих в атмосферу в хо де хозяйственной деятельности, что усиливает в ней парнико вый эффект;

¦ увеличение массы атмосферных аэрозолей;

¦ возрастание количества вырабатываемой в процессе хозяй ственной деятельности тепловой энергии, поступающей в атмоферу.

Разрушение озонового слоя Земли. Основное количество озона образуется в верхнем слое атмосферы — стратосфере, на высотах от 10 до 45 км. Слой озона защищает все живое на Зем¬ле от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Погло¬щая это излучение, озон существенно влияет на распределение температуры в верхних слоях атмосферы, что в свою очередь оказывает влияние на климат.

Истощение озонового слоя планеты ведет к разрушению сложившегося биогенеза океана вследствие гибели планктона в экваториальной зоне, угнетению роста растений, резкому увеличению глазных и раковых заболеваний, а также болезней, связанных с ослаблением иммунной системы человека и животных, повышению окислительной способности атмосферы, коррозии металлов и т.д.

Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана. За период с 1900 г. по 1995 г. потребление пресной воды в мире увеличилось в шесть раз, что более чем в два раза превышает темпы прироста населения. Подземные воды обеспечивают потребности одной трети населения Земли. Особую озабоченность человечества вызывает их нерациональное использование и методы эксплуатации. Отмечается падение уровня подземных вод на 1—3 м в год.

Наиболее серьезную и насущную проблему представляет то обстоятельство, что более чем у 1 млрд человек отсутствует дос туп к безопасной питьевой воде, а половина населения земного шара не имеет доступа к надлежащим санитарно-гигиеничес ким услугам

Разрушение почвенного покрова Земли: Причины: 1)климатич. изменения; 2)Нерацион. Ведение с\х; 3)техногенное загрязнение земель; 4)вырубка лесов

Международная конвенция по борьбе с опустыниванием

Сохранение биологического разнообразия: Причины:

1)Нарушение  местообитания биолог. видов

2)Загрязнение  окр. среды.

3)Изъятие биоресурсов

 

 

 

51 Региональные экологические проблемы  стран СНГ 

Экологическая ситуация по отдельным странам СНГ улучшается медленно, за исключением тех отдельных регионов, где были остановлены (или существенно сократили свою деятельность) экологически вредные производства из-за разрыва экономических связей, военных конфликтов и по другим причинам. В научной терминологии и практике государственного управления вводится новое понятие — зоны экологического бедствия. Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зонами экологического бедствия являются участки территории страны, на которой в результате хозяйственной и иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, которые ведут к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации компонентов природной среды. Огромные масштабы Чернобыльской катастрофы и ее устрашающая угроза здоровью и самой жизни миллионов людей, национальной экономике и культуре послужили основанием признать всю территорию Белоруссии зоной экологического бедствия.

В природоохранном законодательстве Российской Федерации используются такие понятия, как зона повышенного экологического риска и чрезвычайная экологическая ситуация, которые утверждаются на основании заключения экологической экспертизы.

На пространстве СНГ немало регионов с неблагополучной экологической ситуацией, они близки или тождественны понятию «зоны экологического бедствия». Площадь территорий в СНГ, которые заражены, отравлены или превращаются в пустыню в результате хозяйственной деятельности в ядерной, промышленной и сельскохозяйственной сферах, составляет, по данным ООН, около 4 млн км2.

Регионы радиоактивного загрязнения. Такие регионы занимают наибольшие площади в Белоруссии, Украине, России, Казахстане. Радиоактивное загрязнение территории Советского Союза в первую очередь связано со строительством в сороковые годы атомных военных заводов на Южном Урале (в Челябинской области), многолетними ядерными испытаниями в Казахстане под Семипалатинском. Взрыв термоядерного устройства беспрецедентной мощности на Новой Земле чрезвычайно загрязнил приполярную тундру, и оленеводы Крайнего Севера получили дозы облучения в 100—1000 раз более высокие, чем остальное население, через оленину — их основной продукт питания, так как главный корм животных (мох ягель) имел очень высокую концентрацию радиоактивных элементов. Долговременные последствия для окружающей среды связаны с катастрофой на заводах Южного Урала (1957 г.), где производилось советское атомное оружие. Радиоактивные продукты деления рассеялись и осели в Челябинской, Свердловской и Тюменской областях; было загрязнено свыше 16 тыс. км2 территории, где проживало около 300000 человек. И только заключение Международного договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (Москва, 1963) приостановило радиоактивное загрязнение, обусловленное военными испытаниями.

Наиболее масштабной и сложной по радиационно-экологическим последствиям является зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. Авария на ЧАЭС по совокупности последствий является самой крупной катастрофой современности, она затронула судьбы миллионов людей в Белоруссии, Украине и в России. Из всех регионов бывшего Советского Союза наибольшее количество радиоактивных пятен с наиболее высокими уровнями загрязнения находится на территории Белоруссии (см. табл. 21.2).

Регионы России. Огромные размеры территории России, большое разнообразие природных ресурсов, неравномерность в уровне хозяйственного освоения обусловливают разнообразие экологических проблем. По некоторым оценкам зоны повышенного экологического риска составляют почти 10% всей территории России, здесь проживает около 70 млн человек. В этих зонах растет заболеваемость людей, увеличивается смертность, снижается продуктивность природных ресурсов. (Отдельные экологические проблемы России, тесно связанные с сопредельными территориями стран СНГ, изложены выше, другие требуют дополнительного анализа).

Украина. Ее региональные экологические проблемы многообразны, но, безусловно, главной являются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Отметим также, что наиболее напряженные взаимоотношения между хозяйственным комплексом и окружающей природной средой сложились в Донецко-Приднепровском районе и, прежде всего в Донецко-Макеевском, Днепропетровском, Запорожском и Криворожском промышленных узлах. В бывшем СССР район по уровню загрязнения и деградации природной среды занимал печальное первое место (табл.21.1), здесь практически отсутствуют территории, не затронутые деятельностью человека.

52 Белоруссия. Наиболее серьезными  экологическими проблемами являются:

- загрязнение более 1/5 территории  республики радионуклидами, что  не только резко ограничило  ее природно-ресурсный потенциал (загрязнено более 22% сельскохозяйственных  и 21% лесных угодий), но и потребовало  огромных затрат на снижение  радиационной опасности;

- многократное превышение нормативного  уровня загрязнения воздушного  бассейна в городах с высоким  уровнем концентрации экологоопасных производств и большим парком автотранспорта;

- интенсивная трансформация водосборных  бассейнов и водного режима  речной сети в результате крупномасштабного  осушения заболоченных земель  и как следствие – исчезновение  множества малых рек и ручьев;

- стойкое увеличение индекса  загрязнения вод по всем рекам  республики на фоне сокращения  общего объема сбрасываемых в  них стоков, что свидетельствует о нарушении процессов самоочищения водоемов;

- опасное загрязнение промышленными, коммунальными и поверхностными  сточными водами акваторий уникальных  водных объектов Белорусского Поозерья (оз.Нарочь, Свитязь, Голубых, Браславских озер),

- техногенная деградация ландшафтов  Белорусского Полесья – негативные  последствия широкомасштабной, экологически  и экономически не обоснованной  осушительной мелиорации заболоченных  земель, проводившейся в регионе в 60-80-х годах ХХ ст.;

- неблагополучная экологическая  ситуация в сельской местности, связанная с многолетним воздействием на среду обитания отходов крупных животноводческих комплексов, химизацией сельского хозяйства, использованием тяжеловесной сельскохозяйственной техники, изъятием плодородных земель для несельскохозяйственных целей, эрозией почв антропогенного происхождения.

В программах социально-экономического развития Белоруссии на среднесрочный и долгосрочный период к числу проблемных регионов, которые стали объектами особого внимания со стороны государства, отнесены территории, подвергшиеся загрязнению радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, Белорусское Полесье, Белорусское Поозерье, Минский столичный округ, Солигорский промышленный регион, Новополоцкий промышленный узел.

53 Периоды формирования современной  системы международного экологического сотрудничества:1913—1948 гг.;1948—1968 гг.; 1968—1992 гг.; 1992 г. по настоящее время.

Первый этап В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы.

Второй этап начался с созданием ООН. Международный союз защиты природы был создан в 1948 г.  В 1956 г. Международный союз защиты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов

Третий этап В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, в Стокгольме 1972. Международную конференцию по окружающей человека среде был учрежден постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП.

Начало четвертого этапа 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии; взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;

Информация о работе Лекции по "Экономика"