Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 17:49, курс лекций
1 Предмет метод и задачи курса
Термин экология ввел Геккель в 1866. Экология – наука об отношениях организмов с окр средой, куда относятся все усл. сущ-ия.
ЭП – отраслевое направление в экономике, исследующее соц-эк закономерности используемых человечеством природных богатств и регулирующее отношение природы и общества.(родоначальник Хачатуров)
ОЭиЭП – межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем естественных(физики, химия, биология) и обществ(философия, история, социология, экономика)
2) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;
4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;
5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов
3) Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров
Являясь одним из учредителей
ООН, Республика Беларусь на
54 Республика Беларусь присоединилась к значительному числу важнейших природоохранных конвенций и протоколов ООН, ряду европейских договоров и соглашений СНГ, а также подписала двусторонние документы с сопредельными государствами в области охраны и рационального использования приграничных природных ресурсов и комплексов. Она подписала и ратифицировала следующие международные конвенции:
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой, а также Лондонская поправка к Монреальскому протоколу;
Конвенция о биологическом разнообразии;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных;
Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием;
Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата;
Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
Конвенция о доступе к информации, об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
С учетом принципов и норм международного экологического права и обязательств приняты в новой редакции законы: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «Об отходах» (2000 г.), «О государственной экологической экспертизе» (2000 г.), «Об охране окружающей среды» (2002 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г.), Кодекс Республики Беларусь о земле (1999 г.), а также впервые разработанные законы: «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (2000 г.), «О гидрометеорологической деятельности» (1999 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2001 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О растительном мире» (2003 г.) и значительное число подзаконных актов. В стране заложены правовые основы достаточно гибкой системы экологического лицензирования; экологической экспертизы; системы нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; экологической сертификации.
Учитывая трансграничный характер последствий многих видов хозяйственной деятельности человека, непременным условием перехода к устойчивому развитию является гармонизация национальных нормативных и правовых и особенно нормативно-технических актов с принципами и нормами международных договоров, нормативов и стандартов.
Для выполнения обязательств Беларуси после присоединения к Орхусской Конвенции необходимо принять нормативные правовые акты, которые позволяли бы общественности реализовать свое право на получение доступа к экологической информации, касались бы процедур общественных слушаний по вопросам окружающей среды. Важно также создать юридические условия для формирования системы субрегионального сотрудничества по обмену экологической информацией с соседними государствами. В целях реализации международных обязательств целесообразно разработать и принять специальный законодательный акт «Об экологической информации».
В связи с присоединением Беларуси к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата назрела необходимость создания нормативно-правовой базы по предотвращению последствий опасных изменений климата, адаптации развития экономики страны к изменениям климата; разработки системы нормативных актов, регламентирующих взаимоотношения субъектов энергетического рынка между собой, с органами государственного управления и общественностью.
На V-ой Конференции «Окружающая среда для Европы» 12 стран бывшего СССР, в том числе Беларусь, подписали Экологическую стратегию для региона ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии). Применительно к Республике Беларусь работа по улучшению национального законодательства должна проводиться на фоне углубления сотрудничества со странами ВЕКЦА при использованием опыта стран Центральной и Восточной Европы
В среднесрочный период (2011–2015 гг.) предполагается осуществить следующие меры по обеспечению согласования национального природоохранного законодательства:
совершенствование системы государственных стандартов качества атмосферного воздуха с учетом международного опыта и рекомендаций в целях унификации со стандартами ЕС;
завершение создания экономико-правового механизма охраны окружающей среды, соответствующего требованиям устойчивого развития и обеспечивающего реализацию принципа «загрязнитель платит»;
совершенствование правового механизма государственного контроля за трансграничным перемещением промышленных и опасных отходов;
формирование рынка экологических услуг, развитие страхования экологических рисков, аудита и предпринимательства;
создание эффективной системы стимулирования производства экологически чистой и безопасной продукции.