Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 00:15, курс лекций

Описание работы

Предмет и функции экономики.
1.Предмет и функции «экономики».
2.Экономические категории и экономические законы.
3.Методологические основы экономической науки.
4.Экономическая система общества.

Файлы: 1 файл

Lektsia_Ekonomika.docx

— 286.42 Кб (Скачать файл)

. не создает условия для производства  товаров и услуг коллективного  пользования (дороги, общественный  транспорт и т.д.);

. не обеспечивает фундаментальных  исследований в науке;  не ориентирован  на производство социально необходимых товаров и услуг, а удовлетворяет запросы тех, кто имеет деньги;

. не способствует созданию социальной  инфраструктуры (детские дошкольные  учреждения, социально-культурные объекты и т. д.).

Современный рынок является отражением смешанной экономики, которая регулируется государством с помощью налогообложения, антимонопольным законодательством, распределением госзаказов на конкурсной основе, созданием инфраструктуры рынка. Часть товаров, производимых на предприятиях,

заранее обеспечивается гарантированным  сбытом и поддержкой.

государственными финансовыми  ресурсами. Свободного рынка, полностью  избавленного от государственного воздействия, нигде давно уже нет. В развитых странах регулирование осуществляется: через госсобственность (во Франции, Австрии, Израиле), через смешанные фонды с участием госбюджета (США, Япония, Великобритания и др.). Формы влияния на экономику разные, но государство старается не упускать из-под своего контроля экономическую ситуацию в стране.

Характерная черта рынка - насыщенность его товарами массового производства. Конкуренция становится регулируемой. Это результат госвмешательства в экономику. Конкуренция способствовала появлению гибкого, мобильного производства, способного отвечать самым сложным запросам потребителей. Наемные работники приобрели право стать собственниками и участниками в управлении производством путем приобретения акций своих предприятий по льготным ценам.

 

 

Лекция 8. Предприятия и  фирмы в рыночной экономике 

 

 

  1. Фирмы и предприятия.
  2. Основные положения фирм.
  3. Факторы повышения доходности деятельности предприятий.
  4. Издержки и ценообразование на предприятии.

          1. Фирмы и предприятия.

Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационно-экономических формах на предприятиях фирмах.

В экономической литературе одни экономисты проводят различие между значениями слов «предприятие» и «фирма», а некоторые считают их синонимами. В Гражданском Кодексе РФ понятие «фирма» отсутствует.

Классическое определение  фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма - однозначные понятия. Они оба занимаются предпринимательской деятельностью, выступают как самостоятельные хозяйствующие субъекты, они создаются для производства определенной продукции, выполнения и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли). Хотя на практике не всегда так. Например, предприятие, как принято в России, всегда является юридическим лицом, а фирма - не всегда. Так, индивидуальное частное предпринимательство и партнерство могут выступать в виде фирмы, но в качестве физического лица.

Поэтому в современных  условиях, хотя существует единая классификация фирм и предприятий, в организационно-правовых формах имеются некоторые различия.

В современной экономической  теории фирма - это сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Она представляет собой первичную организационную единицу бизнеса, обладающую следующими характеристиками:

  • юридической самостоятельностью. Фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;
  • производственной самостоятельностью. Фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;
  • финансовой самостоятельностью. Фирма самостоятельно распределяет получаемый доход. Первейшим условием  успеха любой фирмы является рост продаж товаров и услуг, приносящих прибыль и активов, которые для этого необходимы. Активы предприятия – всё, что приобретено для организации деятельности фирмы за счёт денежных средств владельца или взятых им кредитов (здания, сооружения, запасы сырья и т.д.). Рост продаж и активов зависит эффективного менеджмента и эффективных инвестиций. Эффективный менеджмент позволяет:
  • 1. зарабатывать добавленную стоимость, т.е. за её товары или услуги покупатели согласны заплатить сумму большую, чем сама фирма потратила на покупку товаров и услуг, необходимых ей для изготовления этих товаров и услуг;
  • 2.получает не только бухгалтерскую, но и экономическую прибыль.
  • Из добавленной стоимости фирма берёт деньги на:
  • 1. Выплату зарплаты;
  • 2.Возмещение издержек;
  • 3. Формирование дохода собственника и средств для развития.

Добавленная стоимость – превышение выручки от продаж товаров над  стоимостью материальных ресурсов и услуг, купленных фирмой для производства этих товаров.

 Эффективные  инвестиции:

  1. Повышают конкурентноспособность товаров фирмы на рынке;
  2. Растёт рыночная стоимость самой фирмы и потому владелец фирмы становится богаче.

Для создания фирмы необходимо экономически обоснованный проект развития бизнеса. Основными причинами неудач фирм являются:

    1. Неспособность вести дела в силу физических, моральных или интеллектуальных причин (более40% неудач);
    2. Отсутствие управленческого опыта (15-17% неудач);
    3. Недостаточность жизненного опыта и знаний по маркетингу, финансированию, снабжению;
    4. Отсутствие профессионального навыков.

 

Предприятие - первичное технологическое образование.

В деятельности фирмы выделяют внутренние и внешние условия, или среду. Внутренние условия, кроме целей, включают структуру фирмы, технологию, кадры  и финансы. Эту среду фирма  формирует и развивает сама, руководствуясь своими целями. Внешние условия - это  система конкуренции, рынков и цен, которые фирма сама устанавливать  и контролировать не может. Через  систему маркетинга фирма как бы входит во внешнюю среду и живет по ее законам. Важным фактором внешней среды является поведение покупателей (потребителей) продукции, а также государственное законодательство, регулирующее предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство.

Общая классификация фирм и предприятий  происходит по

следующим признакам:

       • по сферам деятельности

  • по отраслевой деятельности: моноотраслевые (специализированные) и многоотраслевой (диверсифицированные);
  • по виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие);
  • по территориальному признаку (национальные, региональные, местные,  международные, транснациональные и т. д.);
  • по размерам, (крупные - в США более 500 чел., средние -до 500 чел., малые - до 100 чел.);
  • по форме собственности (государственные, муниципальные, частные и коллективные);
  • по характеру образования (договорные и уставные);

       •     по организационно-правовым признакам

Особо следовало бы остановиться на корпорациях, которые могут выступать  в виде концерна, треста, синдиката, картеля, ассоциации, консорциума, финансово-промышленных групп.

Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, участники которого связаны общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Объединение происходит вокруг головного предприятия (холдинга), которое держит акции всех участников и их контролирует. Участники, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями или филиалами головной компании.

Трест - объединение фирм (предприятий), в котором участники теряют свою производственно-торговую самостоятельность и руководствуются решениями головного центра.

Синдикат - объединение фирм (предприятий), выпускающих однородную продукцию. Сбыт продукции осуществляется через единую торговую сеть, контору. Участники сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.

Картель - это соглашение между фирмами (предприятиями) одной отрасли о ценах своей продукции или услуг, о разделении рынка сбыта и о доле в общем объеме производства. При этом многие картели являются специализированными: производственные, сбытовые, патентные, ценовые и т.д.

Консорциум - это объединение фирм (предприятий) с целью проведения крупномасштабной финансовой операции.

Ассоциация - это добровольное объединение независимых физических и юридических лиц с целью взаимного сотрудничества. Это, как правило, формы объединения в одной отрасли в целях устранения излишней конкуренции.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) - это объединение финансовых, промышленных, страховых, торговых, интеллектуальных компаний со своими материальными, финансовыми и другими ресурсами.

В соответствии с Гражданским  Кодексом Российской Феде-рации (с 1 января 1995 г.) некоторые виды предприятий обладают правом юридического лица. (Ими могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Коммерческими являются те предприятия, которые преследуют цель - извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие предприятия не ставят своей целью извлечение прибыли, а выполняют определенные общественные заказы. Например, фонды, учрежденные на основе добровольных имущественных взносов, имеющие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели.)

1. Единоличное, индивидуальное (семейное) частное предприятие. Оно создается отдельным гражданином или членами его семьи на праве частной собственности. Имеет собственное наименование с указанием фамилии предпринимателя, является юридическим лицом.

2. Государственное унитарное предприятие. Оно создается государством. При этом имущество является собственностью не предприятия, а государства. В этом суть понятия «унитарное».

Имущество не может быть распределено по вкладам или долям между участниками. Является юридическим лицом.

  1. Муниципальное унитарное предприятие. Образуется органами местного самоуправления. Собственность принадлежит муниципалитету, т. е. выступает как муниципальная собственность, является юридическим лицом.
  2. Полное товарищество - это объединение нескольких граждан и юридических лиц Для совместной предпринимательской деятельности на основе договора. Имущество принадлежит всем участникам на паевой основе, и партнеры лично участвуют в делах товарищества, являясь совладельцами и самоуправляющими делами предприятия. Прибыль делят пропорционально по паям, несут солидарную ответственность.
  3. Товарищества на вере (коммандитное или смешанное товарищество) - это объединение нескольких граждан и юридических лиц для совместной деятельности. Состоит из двух категорий участников: членов-вкладчиков, участвующих в хозяйственной деятельности и несущих ответственность, и вкладчиков-коммандистов, не принимающих участия в предпринимательской деятельности, но получающих прибыль и несущих ответственность в пределах своего вклада (пая). Коммандисты должны хорошо знать и доверять свои доли тем, кто организует дело. При этом не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дела, и поэтому называется «товарищество на вере».
  4. Общество с ограниченной ответственностью -(ООО) -это объединение капиталов, а не лиц. Учреждается одним или несколькими лицами. Уставной капитал разделен на доли. Однако участники не отвечают по обязательствам. Они несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
  5. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) –это объединение капиталов одним или несколькими лицами. Уставной фонд разделен на доли. Все участники солидарно несут ответственность. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Акционерное общество - это объединение нескольких граждан или юридических лиц для определенной предпринимательской деятельности путем приобретения (выпуска) акций. Уставной капитал распределен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Информация о работе Лекции по "Экономике"