Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 00:16, курс лекций
1.Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
ПРЕДМЕТОМ международной экономики являются экономические отношения, которые складываются между ее субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой деятельностью.
1.Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
ПРЕДМЕТОМ международной экономики являются экономические отношения, которые складываются между ее субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой деятельностью.
В качестве ОБЪЕКТОВ международной экономики выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой сегодня составляет около 9 трлн долларов США.
СУБЪЕКТАМИ международных экономических отношений являются:
1.Частные
фирмы, предприятия, отдельные предприниматели, составляющие несущую
основу мирохозяйственныхконтактов при
необходимой свободе выбора.2.Государственные
структуры: непосредственно правительственные
и другие государственные органы различныхуровней.3.Международн
инвестировании средств в отдельные проекты. 4. Транснациональные
корпорации и международные объединения,осуществляющие
масштабную деятельность в сфере международной
экономики. Роль этих субъектов значительна
на рынке капиталов, финансово-кредитных
и валютных ресурсов.
2. СТРУКТУРА - это строение, внутреннее устройство чего-нибудь.
Что касается отдельных стран, то до недавнего времени их делили:
а) по степени
экономической и политической зависимости
на: колониальные, колонии,
зависимые;
б) по принадлежности к политическим системам на: социалистические, капиталистические, развивающиеся;
в) по принадлежности к «первому», «второму» и «третьему миру».
К странам «первого мира» относили промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами. К странам «второго мира» было принято относить государства с централизованной экономикой, имеющие низкий и средний уровень дохода. Странами «третьего мира» называли развивающиеся страны с низким и средним уровнем дохода.
Сегодня наиболее распространенным критерием классификации стран в мировой экономике является уровень их экономического развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения.
Мировой банк классифицирует страны, используя в качестве критерия среднедушевой уровень дохода. Различают страны с низким уровнем доходов - не выше 745 долл. США на душу населения, страны с уровнем доходов ниже среднего -746-2975 долл., страны с уровнем доходов выше среднего - 2976-9205 долл., а также страны с высоким уровнем доходов - 9206 долл. и более.
3. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) представляет собой устойчивую, экономически выгодную специализацию отдельных стран на производстве тех или иных видов продукции, которыми они обмениваются между собой. Оно является высшей ступенью развития общественного разделения труда и служит важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты, объективной основой производственных, научно-технических, коммерческих связей между всеми странами мира. Осн факторами, определ-ми участие страны в МРТ, явл:
Национальные:
1. Природно-географические
различия отдельных стран:
природно-климатические
условия; природные ресурсы; вели
чина территории; численность населения;
экономико-геогра-фическое положение
страны и др.;
2. Социально-экономические
особенности отдельных стран:
положение страны
в мировой экономике; особенности истори-ческого
развития; исторически сложившиеся традиции
внешнеэкономических связей; тип экономической
системы; уровень технического развития
страны; законодательная база внешних
связей и др.
3.Международные:
где Х- стоимость годового экспорта в валовом внутреннем продукте.
Импортная квота рассчитывается по формуле:
где М— стоимость годового импорта в валовом внутреннем продукте.
4. Современные тенденции развития мировой экономики определяются теми структурными изменениями, которые сегодня в ней происходят. К ним относятся:
3. Рост расходов на
научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы (НИОКР) и увеличение
высокотехно-логичных производств, что
ведет к усилению конкуренции на мировых
рынках.
Сегодня в международной экономике действуют две противоположные тенденции: первая - стремление обеспечить устойчивость хозяйственных процессов всего мирового сообщества; вторая — отстаивание каждой страной своих национальных интересов. Обе эти тенденции ярко проявились в период мирового финансового кризиса осени 2008 года.
5. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА - это экономика, интегрированная в мировое экономическое пространство, достаточно полно реализующая преимущества международного разделения труда, новых технологий, активно использующая различные формы мирохозяйственных связей, обусловленных процессами глобализации. В открытой экономике субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать экспортно-импортные операции.
По формам взаимодействия на мировом экономическом пространстве различают большую открытую и малую открытую экономики. Большая открытая экономика характеризуется тем, что оказывает существенное влияние на развитие всей мировой экономики. Малая открытая экономика не влияет на общий ход мировых экономических процессов и вынуждена подстраиваться к тенденциям развития мировой экономики.
Недостатками можно считать зависимость национального рынка от кризисов мегаэкономики, затрагивающих национальную экономику.
Индикаторами открытости национальной экономики считаются: экспортная и импортная квота; объем «чистого» экспорта; внешнеторговая квота.
6. СОВРЕМЕННЫЙ МИРОВОЙ РЫНОК представляет собой сферу устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанную на международном разделении труда (МРТ).
К основным чертам мирового рынка относят:
Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на мировом рынке. Она характеризуется условиями продажи товаров, соотношением спроса и предложения на товары данного вида, уровнем и соотношением цен, тенденциями их изменений.
7. Теория абсолютного преимущества А. Смита
Суть теории абсолютного преимущества состоит в след: если к-либо страна может производить того или иного товара больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естест-ми факторами - особыми клим-ми условиями или наличием огромных природных ресурсов.
Теория относительного преимущества Д. Рикардо
Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества явл лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. Для иллюстрации относительных преимуществ Рикардо брал две страны, два товара, и в расчет принимал лишь один фактор - национальные различия в стоимостях, обусловленные затратами труда. Издержки производства он условно измерял рабочим временем.
Теория международной торговли Хекшера-Олина
По их мнению, различия в издержках между странами объясняются главным образом тем, что относительная обеспеченность стран факторами производства разная.
В соответствии с моделью международной торговли Хекшера-Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства.
Парадокс Леонтьева
В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера-Олина.
Теорема Столпера-Самуэльсопа
Вольфганг Ф. Столпер и П. Самушьсон доказали, что при определенных предпосылках внешняя торговля делит общество на тех, кто остается в чистом иыигрыше, и тех, кто несет
потери.
Эффект усиления Джонса
Экономический анализ показывает, что рост или снижение цены факторов производства происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие этого эффекта названо эффектом усиления Джонса.
8. Международная торговля товарами (МТТ)
продолжает оставаться ведущей формой международных экономических отношений. Она представляет собой совокупность экспорта и импорта.
ЭКСПОРТ ТОВАРОВ (от лат. exportare - вывозить) - вывоз товаров из данной страны для реализации их на внешних рынках. Понятие экспорта включает в себя как сами товары, вывозимые за границу, так и сделку, то есть действие, имеющее целью реализацию их иностранному контрагенту. Предметами экспорта являются товары, произведенные в стране, и товары, ранее ввезенные из-за границы (реэкспорт).
ИМПОРТ ТОВАРОВ (от лат. importare - ввозить) - ввоз товаров из-за границы для реализации их на внутреннем рынке ввозящей страны. Импорт одной страны всегда соответствует экспорту другой страны. Предметами импорта являются товары иностранного происхождения, ввозимые непосредственно из страны-производителя или страны-посредника с целью потребления или последующего вывоза из страны.
Сумма экспорта и импорта товаров называется товарооборотом. Соотношение (разница) между экспортом страны и ее импортом составляет ТОРГОВЫЙ БАЛАНС.
Если экспорт превышает импорт, то образуется «положительное сальдо торгового баланса». Если же импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит.
9. Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются, как правило, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами:
4. Присутствие на территории данной страны физлиц, предоставляющих услугу, т.е. ситуация, когда услуга предоставляется физическим лицом, приезжающим из-за границы в страну нахождения ее потребителя (например, приезд из-за границы персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране).
Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов: услуги для бизнеса, строительные услуги, услуги связи, дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг), транспортные услуги; финансовые услуги; образовательные услуги; услуги здравоохранения, турист. услуги; рекреационные услуги; услуги по охране окружающей среды; услуги, в др месте не классифицированные.
10. В экономической науке под «интеллектуальной собственностью» понимают собственность на исключительные права. Смысл ее состоит в том, что только обладатель интеллектуальной собственности, и в первую очередь автор, располагает исключительными правами на ее использование.