Лекции по "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 00:16, курс лекций

Описание работы

1.Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
ПРЕДМЕТОМ международной экономики являются экономические отношения, которые складываются между ее субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой деятельностью.

Файлы: 1 файл

международная экономика.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

21. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валюты и товарных ресурсов на условиях срочности, возвратности и платности. На рынке международного кредита в качестве кредиторов и заемщиков могут выступать банки, фирмы, государственные учреждения, правительства, международные и региональные финансовые институты.

Международный кредит выполняет следующие функции:

  • перераспределяет финансовые и материальные ресурсы 
    между странами, позволяя использовать их с большей эффективностью;
  • способствует экономии издержек обращения в сфере меж- 
    дународных расчетов путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными, и замены наличного валютно- 
    го оборота международными кредитными операциями;
  • усиливает процессы накопления в рамках всего мирового 
    хозяйства путем направления временно свободных денежных средств одних стран на кредитование капиталовложений в других;
  • способствует ускорению процесса реализации товаров и 
    услуг в мировом масштабе.

Международные кредиты классифицируют по следующим основным признакам:

По назначению: коммерческие; финансовые; промежуточные

По видам: товарные; валютные.

По технике предоставления: наличные; акцептные; депо- 
зитные сертификаты; облигационные займы; консорциональ- 
ные (предоставляемые двумя и более кредиторами).

По валюте займа: в валюте страны-должника; в валюте 
страны-кредитора; в валюте третьей страны; в международных 
счетных единицах.

По срокам: сверхсрочные (суточные, недельные, до 3 месяцев); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

По обеспечению: обеспеченные; бланковые.

В зависимости от категории кредитора: фирменные; 
банковские; брокерские; смешанные; международных финансовых институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.ЦЕННЫЕ БУМАГИ в международных отношениях - это надлежащим образом оформленные документы, выражающие имущественные отношения м/у субъектами этих отношений, подтверждающие право на какое-то имущество или ден сумму, кот не могут быть реализованы или переданы другому лицу без наличия и предъявления соответствующего документа. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ - это часть финансового рынка (помимо рынка банковских ссуд), на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг. Регулярные операции по купле-продаже однотипных ценных бумаг образуют соответствующий рынок.

Основными функциями рынка ценных бумаг являются:

а) мобилизация денежных средств вкладчиков для целей организации и расширения производства; б) информационная, которая состоит в том, что ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экон-кой конъюнктуре и дает ориентиры для вкладывания своих капиталов.

Различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок обслуживает первичное размещение ценных бумаг. На нем эмитент получает необходимые ему финансовые средства. На вторичном рынке ценных бумаг производится купля-продажа ранее выпущенных акций и облигаций. На нем уже не происходит аккумулирования новых финансовых средств для эмитента, а осуществляется лишь перераспределение ресурсов среди последующих инвесторов.

Сущ-ют две организационные формы рынка ценных бумаг:

а) биржевой рынок (фондовая биржа), который доступен только для солидных корпораций;

б) внебиржевой рынок, доступный практически любой компании и действующий на основе телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих проводами связи в единый организм тысячи инвестиционных фирм.

 

23. Внешнеинвестиционная политика государства – это структурная составляющая внешнеэкономической политики современного государства, представляющая собой систему форм и методов государственного воздействия на разнонаправленные потоки международных инвестиций с целью возрастания положительных экономических и социальных эффектов в национальной экономике.

Структура внешнеинвестиционной политики:

Интернациональный уровень 

Регул-ие междун-ми эк-ми организ-ми,

Регул-е региональными экономическими организациями и интеграционными объединениями

Регу-ие двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций и об избежании двойного налогообложения

↓   Национальный уровень  ↓

Политика привлечения иностранных инвестиций (регулирование ввоза)

Политика содействия зарубежным инвестициям (регулирование вывоза)

Инвестиционный режим

законодательно закрепленный тип взаимоотношений принимающей страны и иностранных инвесторов

режим наибольшего благоприятствования

национальный режим

справедливый и равноправный режим

- принимающая страна относится  к инвесторам одной  страны не менее благоприятно, чем к инвесторам любой другой

- инвесторам гарантируется  защита от дискриминации со  стороны принимающей страны

- допускаются исключения (по договору, национальная безопасность  и др.)

- принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, по крайней мере, такие же благоприятные условия хозяйствования, как и национальным

- допускаются исключения (отраслевые, НИОКР, национальная безопасность  и др.)

- желания государств принимать  иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу

- не имеет четкого определения


 

Инвестиционный климат страны – это вся совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала в стране, определяющая степень инвестиционной привлекательности страны-реципиента для иностранного инвестора.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регламентируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами соответствующих государственных структур. Инвестиционный кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

25. Международная миграция рабочей силы – перемещение, переселение трудоспособного населения (рабочей силы) из одной страны в другую, вызванная причинами экономического и иного характера, сопровождаемая сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международный рынок труда – рынок, который объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме международной трудовой миграции.

Причины миграции:

  • Экономические: межстрановые различия в доходах, зарплате, социальном обеспечении
  • спад производства и структурная перестройка в национальной экономике
  • отсутствие потребности в работниках той или иной квалификации на родине
  • желание повысить свой профессиональный уровень, получить образование
  • НТП, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе
  • переизбыток низкоквалифицированной рабочей силы, безработица
  • ввоз капитала в страну, сопровождающийся иммиграцией в эту же страну
  • различие в ставках процента на капитал (где можно больше накопить, туда и едут)
  • инвестиционная деятельность ТНК

желание установить деловые контакты или контакты для будущей миграции.

Неэкономические:

  • объединение и распад государств
  • природные и экологические бедствия
  • войны, конфликты, политические и религиозные противоречия
  • дискриминация рабочей силы по полу, национальности, религии, состоянию здоровья
  • желание изучить язык, получить образование
  • желание жить в стране, где выше уровень жизни, чище климат
  • желание получить политическую или идеологическую свободу
  • причины личного характера (воссоединение семей, психологический фактор)

«охота к перемене мест».

Виды миграции рабочей силы: По времени:

постоянная (долгосрочная, безвозвратная, как правило, межконтинентальная) -

въезд в страну, не являющуюся страной обычного проживания временная (краткосрочная, как правило, внутриконтинентальная)- въезд в страну, не являющуюся страной обычного проживания мигрирующего лица на 3 месяца - 1 год, за исключением приезда для отдыха, посещения друзей и родственников, религиозного палом-ничества, лечения, с деловой целью.

Сезонная- ежегодный выезд в другую страну на заработки.

маятниковая (приграничная)- ежедневные поездки к месту работы в другую страну.

По степени законности: легальная и нелегальная

По территориальному охвату: высококвалифицированная (интеллектуальная) и низкоквалифицированная.

По направлениям:

миграция из развивающихся стран и стран с переходной экономикой в экономически развитые страны.

миграция между экономически развитыми странами.

миграция между развивающимися странами.

миграция высококвалифицированной рабочей силы из экономически развитых стран в развивающиеся страны

 

26. Направления миграции

  • Эмиграция - выезд, отток за границу, экспорт
  • Иммиграция - въезд, приток из-за границы, импорт
  • Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину

Миграционное сальдо - иммиграция минус эмиграция, т.к., в отличие от торговли, странам выгоднее импортировать, чем экспортировать.

Последствия эмиграции из страны-донора:

Положительные:

  • денежные (валютные) переводы эмигрантов из-за рубежа на родину
  • налоги от фирм, занимающихся трудоустройством за рубежом
  • личное инвестирование мигрантов, в т.ч. по возвращении на родину (привоз средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели)
  • снижение нагрузки на государственный бюджет за счет сокращения трансфертных платежей и социальных расходов
  • повышение квалификации за рубежом, особенно если происходит возвращение
  • приобретение деловых связей за границей и дальнейшее налаживание торгово-экономических связей с родиной,

уменьшение безработицы, если она была, снижение социального напряжения.

Отрицательные:

  • утечка умов, истощение научно-технического и интеллектуального потенциала, сдерживание экономического развития
  • если возвращения не происходит, то часть заработанных доходов остается за границей
  • потеря бюджетных средств, потраченных на образование и социальное обеспечение эмигрантов

потеря подоходного налога, налога на собственность, акцизов, НДС и других налогов, которые теперь будут уплачиваться в бюджет других стран.

Современные центры притяжения и направления международной миграции рабочей силы

  • основные экспортеры р/с - РС и Италия, Португалия, Греция, Канада
  • основные импортеры р/с – США, Канада, Австралия, Новая Зеландия
  • эмиграция из РС Латинской Америки и ЦВЕ в США, Канаду, Австралию – высококвалифицированная (утечка умов) и низкоквалифицированная р/c..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Государственная миграционная политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну или из нее с целью защитить интересы трудящихся-мигрантов, национальных кадров, а также обеспечить взаимную защиту интересов самих стран-доноров и стран-реципиентов.

Формы и методы гос регулирования эмиграции:

  • Косвенные: обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов
  • предоставление льгот по валютным вкладам (налоги, проценты, тарифы)
  • продажа мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогом
  • таможенные льготы для реэмигрантов
  • обеспечение права на свободу перемещения и трудоустройство
  • присоединение к международным конвенциям, и соглашениям по миграции
  • гарантирование реэмиграции
  • содействие смягчению безработицы стимулируя выезд работников, профессии которых не пользуются спросом
  • привлечение репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития национальной экономики,
  • предоставление социальных гарантий эмигрантам.
  • Прямые: ограничение квотами или запрет выезда занятых определенной специальности
  • лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом
  • поощрение выезда специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции
  • ограничение выдачи заграничных паспортов
  • установление сроков обязательной работы в стране после получения бюджетного образования..

28. Интеграция  в общенаучном смысле - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разрозненных элементов.

Информация о работе Лекции по "Международная экономика"