Лекции по "Международная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 00:16, курс лекций

Описание работы

1.Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.
ПРЕДМЕТОМ международной экономики являются экономические отношения, которые складываются между ее субъектами в связи с торговой, производственно-инвестиционной и валютно-финансовой деятельностью.

Файлы: 1 файл

международная экономика.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Ей всегда сопутствует дезинтеграция - уменьшение числа и интенсивности взаимодействий элементов системы, повышающее или сохраняющее их самостоятельность.

В международной экономике в качестве элементов выступают национальные хозяйства, объединение которых приводит к формированию международного экономического региона и регионального интеграционного объединения. Такую интеграцию называют международной экономической интеграцией.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти

Региональное интеграционное соглашение (РИС) – международный договор об устранении барьеров для производства и обмена товаров (услуг и факторов производства) между соседними государствами, и о создании межгосударственных и наднациональных органов власти, управляющих процессом устранения барьеров, и региональной организации, выступающей в качестве субъекта мировой экономики

Признаки интеграции

  • двойственность: сочетание свойств международных и внутринациональных экономических отношений
  • разнообразие форм: включает в себя другие формы МЭО, все сферы
  • высокая степень взаимозависимости субъектов интеграции
  • высокая степень сцепления отношений, трудность и убыточность разрыва отношений
  • устойчивость, стабильность отношений
  • синхронизация циклов экономического развития стран
  • единство региона относительно внешней среды

Предпосылки интеграции

Интеграция реально развивается  между  национальными  хозяйствами, которые:

  • близки географически, институционально, культурно, исторически
  • близки по уровню экономического развития
  • имеют общих партнеров или соперников из числа третьих стран
  • имеют общие экономические и политические проблемы
  • имеют высокий ВВП на душу населения
  • имеют взаимодополняемые экономики
  • имеют развитую обрабатывающую промышленность и производственную инфраструктуру
  • имеют тесные внутриотраслевые торговые и производственные связи в тех отраслях, с продукцией которых выходят на рынки третьих стран
  • имеют достаточно открытые экономики
  • обладают достаточно развитыми рыночными институтами

 

 

 

 

 

 

 

29. Европейский Союз образовался как европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС; Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).

С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоящее время ЕС представляет собой крупнейшее экономическое

и политическое интеграционное объединение, в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. Это: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция -страны-родоначальницы ЕС; Великобритания, Ирландия и Дания, присоединившиеся к сообществу в 1973 г.; Греция, вступившая в Сообщество в 1981 г.; Испания и Португалия, имеющие членство в Сообществе с 1986 г.; Финляндия, Швеция и Австрия, вошедшие в состав Сообщества в 1995 г.; Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр, вошедшие в состав ЕС в мае 2004 г.; Болгария и Румыния, вступившие в ЕС с 1 января 2007 г.

Одной из основных задач Маастрихтского договора явилось завершение экономической интеграции путем создания Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем. К таким требованиям относятся:

  • дефицит государственного, бюджета вступающих в ЭВС 
    стран не должен превышать 3% ВВП,
  • накопленный государственный долг не должен превышать 
    60% ВВП,
  • уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 
    1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран 
    ЕС, добившихся самой низкой инфляции,
  • соблюдение, по крайней мере, в течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (стра- 
    ны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать 
    по собственной инициативе курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства - члена ЕС),

- долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их 
уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране 
не должны более чем на два процентных пункта отличаться от 
среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, 
добившихся наибольшей стабильности этого показателя.

Сегодня 16 стран ЕС соответствуют вышеуказанным стандартам и имеют общую валюту - евро: Австрия, Бельгия, Гер-

мания, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция, Греция, Словения, Кипр, Мальта и Словакия.

 

 

 

 

 

 

 

30. НАФТА (NAFTA, North American Free Trade Agreement) -Североамериканская ассоциация свободной торговли, объединяющая США, Канаду и Мексику. Соглашение о ее создании было подписано в декабре 1992 г., а вступило в силу 1 января 1994 г. Основными целями Соглашения являются:

  • снятие барьеров в торговле и содействие свободному дви- 
    жению товаров и услуг между подписавшими Соглашение 
    странами,
  • установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли,
  • существенное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах НАФТА,
  • обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран НАФТА,

• выполнение данного Соглашения и применение его для 
урегулирования торговых споров,

• возможность в перспективе расширения рамок данного Со 
глашения за счет подключения к нему новых стран-участниц.

Сегодня на долю Ассоциации приходится около 20% всего объема мировой торговли. В ней создаются условия не только для свободного передвижения товаров и услуг, но также капиталов и рабочей силы. Предпринимаются меры по защите североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику.

 

 

 

 

 

 

31. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура-АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входило 12 стран: Австралия, , Канада, Индонезия, Япония, Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань,

Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г. - Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТЭС можно отнести: развитие интеграционных процессов в организации АТЭС при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества; охват интеграцией стран с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами; интеграцию в рамках АТЭС субрегиональных экономических союзов (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.).На АТЭС приходится около 44% объема мировой торговли товарами, 33% — услугами и 64% — экспорта технологий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС у входящих в нее стран составляет около 70%, в то время как у стран ЕС, например, этот показатель около 55%.

Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание сделать вывод о том, что в XXI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

32. Особенности  интеграции между странами с  неразвитой рыночной экономикой

  1. преобладание интеграции не в экономической, а в правовой и политической сферах
  2. активная роль государства как субъекта МЭИ:
    • интеграция сверху
    • формальная интеграция (квазиинтеграция)
  3. развитие МЭИ нерыночными методами:
    • централизованное планирование
    • обязательное посредничество государства
    • неразвитость прямых связей
  4. подмена МЭИ экономическим сотрудничеством в отдельных сферах и секторах национальных хозяйств
  5. подмена МЭИ процессами регионализации
  6. «коллективная опора на собственные силы»:
    • отказ от рынков сбыта развитых стран
    • переориентация сотрудничества вовнутрь объединения
    • импортозамещение
  7. политическая нестабильность, доминирование национальных интересов
  8. неблагоприятный инвестиционный климат
  9. неразвитость рыночных институтов, способствующих микроэкономической интеграции:
    • денежно-кредитных институтов
    • валютно-финансовых институтов
    • институтов рынка труда
    • института частной собственности
    • институтов экономического права и др.
  10. низкая степень воспроизводственной открытости национальных хозяйств
  11. большое число суб- и межрегиональных объединений, что распыляет интеграционные усилия развивающихся стран:
    • «интеграция разных скоростей»
    • «интеграция разной геометрии
  12. неравномерность распределения выгод и издержек интеграции, вследствие чего необходимы:
    • механизм компенсации потерь и перераспределения выгод
    • механизм разрешения экономических споров
    • механизм контроля за выполнением принимаемых решений.

Примеры:

  • Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН; ASEAN)

Экономическое сообщество государств Западной Африки

  • Экономическое сообщество Центрально-Африканских стран (ECCAS)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 12 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.

При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи:

• провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками,

• создать на базе бывших союзных республик общее эко- 
номическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ 
длительное время составляли единый народнохозяйственный 
комплекс в рамках единого государства.

Сегодня, в результате непоследовательности действий некоторых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно решило первую задачу: с минимальными политическими издержками произошло становление суверенитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего экономического содружества - пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего сотрудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интеграция.

 

34. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС представляет собой соотношение между платежами, поступающими в данную страну из-за границы, и платежами, осуществленными ею за границей в течение определенного периода времени. Он включает платежи по внешнеторговым операциям (торговый баланс), услугам (международные перевозки, страхование и пр.), неторговые операции (содержание представительств, командировки специалистов, международный, туризм), платежи в виде процентов по кредитам и в виде доходов от капиталовложений.

. Принцип двойной  записи (двойного счета)

двусторонняя запись всех экономических сделок, отражение каждой операции дважды – по кредиту одного счета и дебету другого

  • Операция (экономическая сделка)
    • это акт обмена, в котором передается право собственности на товар или оказывается услуга резидентом одной страны резиденту другой
    • это экономический поток, отражающий создание, преобразование, обмен, передачу или ликвидацию какой-либо экономической стоимости, что может предполагать переход права собственности на товары или финансовые активы, оказание услуг либо предоставление труда и капитала
  • Кредит – это активные операции, в результате которых происходит отток ценностей (товаров, услуг и др.), за которым следует компенсирующий приток валюты (записываются со знаком «+»)
  • Дебет – это пассивные операции, в результате которых страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности  (записываются со знаком «-»)
  • Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета ПБ, но по отдельным разделам может образоваться дефицит, отрицательное сальдо (дебет > кредита) или профицит, положительное сальдо (кредит > дебета)

Информация о работе Лекции по "Международная экономика"