Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.
1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31
Исследования М. Портера получили официальное признание. Он принимал участие в разработке практических рекомендаций по государственной политике повышения конкурентоспособности национальных товаров США, Австралии, Новой Зеландии.
Помимо теорий, ставивших своей задачей объяснить и обосновать процессы международной торговли с позиций теории сравнительных преимуществ, в западной экономической мысли получает развитие направление, анализирующее характер современной международной торговли с позиции поведения крупных международных корпораций. Объективной основой такого подхода является тот факт, что 1/3 мировой торговли осуществляется через трансфертные цены, т.е. цены, действующие внутри межотраслевой филиальной сети крупных корпораций. По некоторым данным, на внутрифирменные связи приходится около 70\% всей мировой торговли, 80-90\% продаваемых лицензий и патентов, 40\% экспорта капитала1. Возрастающая роль международных корпораций в мировой экономике существенным образом влияет на качественные характеристики торгового обмена.
Действия международной корпорации в процессе прямого инвестирования или закупок, а также поставок сырья и комплектующих частей зачастую противоречит теории сравнительных преимуществ. ТНК разбивают монополию отдельных стран на обладание сравнительными преимуществами. Они организуют производство там, где издержки производства наименьшие, и пользуются преимуществами в своих интересах.
Теория международной торговли, в частности теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в увеличении производства в отраслях, ориентированных на экспорт, в приросте общего благосостояния. Важную роль в обосновании этого тезиса играет теория «внешнеторгового мультипликатора».
Теория «внешнеторгового мультипликатора»
В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента – мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.
Однако не всегда наращивание экспорта приводит к благоприятному результату. Как показал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., расширение экспорта сырья для стран, экономический рост которых связан в основном с этим ресурсом, может привести к ухудшению условий торговли и снижению благосостояния нации. Быстрое наращивание экспорта сырья приводит к такому падению мировых цен на этот продукт, которое перекрывает положительный эффект от экономического роста.
Особое внимание следует обратить на последствия развития внешней торговли для экономики страны при изменяющемся предложении факторов производства. В долгосрочном периоде предложение факторов производства не остается постоянным: увеличивается накопленный капитал, вовлекаются в оборот новые месторождения полезных ископаемых, новые земли.
Теорема Рыбчинского
Последствия неравномерного роста факторов производства приводят к тому, что преобладающий рост одного из них повышает удельный вес сектора, где он постоянно используется. При неизменных мировых ценах это приводит также к сокращению производства товаров в остальных секторах экономики. Это происходит потому, что всякий раз сектор, где наиболее интенсивно используется более дешевый фактор производства, «уводит» у другого все мобильные факторы производства. Указав на эту закономерность, английский экономист Т. Рыбчинский (в 1955 г.) сформулировал свою теорему: при неизменных ценах и наличии в экономике только двух секторов рост одного из факторов производства ведет к росту выпуска того товара, для производства которого этот фактор используется более интенсивно, и сокращению выпуска товаров в другом секторе.
Из теоремы Т. Рыбчинского вытекает, что разработка новых месторождений, например нефти и газа, может затормозить развитие других отраслей, в частности обрабатывающей промышленности. И наоборот, активные капиталовложения и рост квалификации рабочей силы в быстрорастущей экономике с развитой внешней торговлей могут привести к сокращению добычи сырья и обусловить рост зависимости от его импорта.
Практика подтвердила выводы английского экономиста. Выявленные им тенденции проявились в процессах экономического развития США и их отраслевой структуре внешнеэкономических связей. США превратились из нетто-экспортера в нетто-импортера минерального сырья, в частности, в результате накопления капитала и роста квалификации рабочей силы. В пользу выводов теоремы Рыбчинского свидетельствовала и практика активной разработки сырьевых ресурсов (нефть, газ) Канадой, Великобританией, Нидерландами, Норвегией в ущерб отраслей обрабатывающей промышленности и экспорта ее продукции.
В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.
Теория жизненного цикла продукта.
В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.
Теория эффекта масштаба.
В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории,
многие страны обеспечены основными
факторами производства в сходных
пропорциях, и поэтому им будет
выгодно торговать между собой
при специализации в отраслях,
которые характеризуются
Модель технологического разрыва.
Сторонники
Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства – не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.
Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.
В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.
Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.
Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли. Именно в этот период был достигнут ежегодный 7%-ный рост мирового экспорта. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой экспорт продемонстрировал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После явного спада в начале 90-х годов, в середине 90-х он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы – в среднем 6% в год На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:
– развитие международного разделения труда и интернационализации производства и капитала;
– научно-техническая революция», способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых; регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ГАТТ – ВТО;
– либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин – образование «свободных экономических зон»;
– активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
– развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
– получение политической независимости бывших колониальных стран. Выделение из их числа «новых индустриальных стран» с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.
Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Так, если в 1950 г. на долю этой страны приходилось 1/3 всего мирового экспорта, то к концу 90-х годов – немногим более 1/9. В свою очередь экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.
Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 90-е годы Западная Европа – главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышает экспорт США.
В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. В 1983 она впервые вышла на первое место в мире по экспорту машин и оборудования. Япония значительно опережает все страны по вывозу легковых, грузовых автомобилей, бытовой электроники и др. Одна треть японского экспорта приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е годы находится на уровне 50-60 млрд. долларов в год.
Уменьшение доминирующей роли США в международной торговле в известной степени было связано со снижением конкурентоспособности американского производства. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии – Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, Швейцария и др. Япония, которая ранее на протяжении многих лет занимала ведущие места в результате затяжного кризиса 90-х годов откатилась на 14 место. Германия занимает 22 место. На 23 месте Франция. Существенный рывок в 90-е годы сделал Китай, поднявшись на 29 место
Индекс конкурентоспособности для каждой из стран рассчитывается как средневзвешенное из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов. Эти факторы: открытость, правительство, финансы, технология, инфраструктура, менеджмент, труд, институциональная среда. Каждый из названных факторов в свою очередь обобщает большое число некоторых показателей, характеризующих положение в соответствующей области.