Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 09:10, курс лекций
Систему отношений, связывающих субъектов различной государственной принадлежности, а также субъектов транс-, интер– и наднациональной принадлежности следует называть международными экономическими отношениями (МЭО). В экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство.
1. Новые субъекты мировой экономики 4
2. Характеристика трех сфер, составных частей мировой экономики 4
3. Новые тенденции в развитии МРТ 4
4. Общая характеристика черт новой мировой экономики 5
5 и 6. Сущность теории и практики «открытой экономики». Преимущества и опасности «открытой экономики». Показатели открытой экономики 5
7. Сущность МРТ и его роль в международной экономике 6
8. Теория сравнительных издержек производства (сравнительные преимущества) 7
9. Факторы, оказывающие влияние на участие стран в МРТ. Показатели участия стран в МРТ 7
10. Международная специализация производств 9
11. Международное кооперирование производства 11
12. Сущность и формы международного производства 11
13. Современные западные теории модернизации МРТ 13
14. Россия в системе МРТ 14
15. Основы международной торговли 14
16. Основные концепции международной торговли 15
17. Альтернативные теории международной торговли 19
18. Основные особенности динамики территориально-товарной структуры международной торговли 20
19. Роль отдельных стран и регионов в развитии международной торговли 21
20. Международная торговля услугами и их роль в международном товарообмене 22
21. Особенности «электронной торговли» (Интернет -торговля) 22
22. Причины возникновения и особенности противоречий (торговых войн) в международной торговле 23
23. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международного товарообмена 25
24. Проблемы вступления России в ВТО 26
25. Регионализм в международной торговле 26
26. Место и роль России в международной торговле 27
27. Сущность мирового рынка капиталов 27
28. Основные формы и виды вывоза капитала 28
29. Территориально-географическое направление миграций капитала 29
30. Воздействие государства на процессы международного движения капитала 30
31. Основные черты «добровольного кодекса» прямых иностранных инвестиций 30
32. Влияние международного движения капитала на мировую экономику 31
Соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных групп стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов (так называемый регионализм) стали существенным фактором современных международных экономических отношений. Число таких группировок к концу 90-х гг. превышало 100. Согласно оценке МБРР, в середине 90-х гг. в рамках таких зон осуществлялось более 60\% мировой торговли. В том числе в рамках Европейского союза – 22,8\%, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) – 7,3\%, Организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 23,7\%, Объединения европейских стран Средиземноморья (ЕВРОМЕД) – 2,3\%.
Основные региональные блоки
Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже.
Европейский союз (ЕС) – Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – США, Канада, Мексика.
Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили, Вьетнам.
Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) – Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
Южноафриканский комитет развития (САДК) – Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
Западноафриканский
Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества – Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
Андский пакт – Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой – создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.
Статья XXVI ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы при создании таможенных союзов и зон свободной торговли. Целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли, говорится в статье, «должно быть облегчение в торговле между другими странами-участницами и данными территориями».
В ходе Уругвайского раунда ГАТТ была достигнута договоренность о введении системы контроля за тем, как участниками таможенного союза или зоны свободной торговли выполняются провозглашенные ими цели, прежде всего либерализация торговли между участниками, а не возведение барьеров для других государств. Была достигнута также договоренность об изучении экономического эффекта региональных соглашений. В этой связи одно из общих преимуществ международных региональных соглашений состоит в возможности поэтапно продвигать процесс либерализации международной торговли и международной экономики в целом.
Практика развития международных экономических отношений конца XX в. свидетельствует, что на смену идеологии самодостаточного регионализма постепенно приходят идеи открытого регионализма, развиваемые, в частности, АТЭС. Эта организация, включающая субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), допускает разные уровни интеграции по степени либерализации внешней торговли. Концепция открытого регионализма рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма, а эволюцию мировой экономики – как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов.
Страны – участницы торгово-экономических блоков, осознавая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, декларируют стремление искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий1. Генеральный директор ГАТТ Р. Руджеро призвал правительства стран – участниц ВТО содействовать развитию многосторонней торговой системы. Это, по его мнению, не менее важно, чем налаживание региональных систем. В этой связи ЕС и ЕВРОМЕД объявили о создании единой европейской зоны свободной торговли. В 1994 г. 34 страны Западного полушария, включая США, достигли договоренности завершить переговоры о создании свободной торговой зоны Северной и Южной Америки к 2005 г., причем ряд соглашений может быть заключен уже к 2000 г., в частности о реформе таможенного законодательства.
Выдвинутая руководством ВТО доктрина «глобальной свободной торговли» предполагает, что создание такой глобальной зоны может быть достигнуто к 2020 г. Принимая во внимание все конкретные шаги и проекты по реформированию глобального торгового механизма, приходится тем не менее констатировать, что экономические интересы отдельных стран и торговых блоков зачастую входят в противоречие с благими намерениями всеобщей либерализации международной торговли. На пути к единой системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок.
Сегодня Россия, обладающая значительным ресурсно-сырьевым комплексом, а также наличием мощностей по добыче и переработке минерального сырья, играет большую роль в их поставках на внешние рынки.
Например, на мировой сырьевой рынок поставляется: палладия -70% от общего объема, платины – 20%. Нефтегазовая отрасль России обеспечивает около 45% экспорта, 60% валютных поступлений и примерно 20% ВВП.
Доля России в мировой добыче (производстве) и разведанных запасах основных видов минерального сырья (в процентах) особенно значительна по природному газу (29% – добыча, 33% – промышленные запасы); никелю (25 и 14% соответственно); ванадию (30 и 50); вольфраму (10 и 11); металлам платиновой группы (30 и 10); железной руде (8 и 28); промышленным алмазам (15 и 12%).
В условиях кризисного состояния экономики России, особенно в обрабатывающих отраслях, поставки продукции на экспорт способствуют поддержанию загрузки мощностей базовых отраслей промышленности – добычи и переработки нефти и газа, металлургии, химической промышленности, лесного комплекса, а также сохранению рабочих мест на указанных предприятиях. Если учесть, что названные производства имеют очень высокий уровень концентрации по территории страны, то экспорт их продукции способствует обеспечению жизнеспособности не только отдельных отраслей и предприятий, но и целых регионов России.
Таким образом, экспортный потенциал добывающих и перерабатывающих отраслей приобретает роль важнейшего стабилизирующего фактора в постдефолтных условиях развития экономики, а также выступает практически основным источником валютных поступлений в федеральный бюджет.[2]
Одна из основных проблем реформируемой России состоит в поиске своего места в мировой хозяйственной системе, попытках позиционироваться на внешних рынках в качестве страны, способной включиться в международную конкуренцию в товарных нишах, которые заняты в настоящее время технологически продвинутыми государствами.
Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений.
Вывоз капитала подорвал монополию вывоза товаров в эпоху углубленного развития мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя вывоз товаров, он становится определяющим в системе международных экономических отношений. Согласно оценке ОЭСР, в 80-х гг. (с 1983 г.) среднегодовой темп прироста прямых инвестиций составил примерно 34\%, т.е. почти в четыре раза превышал темп увеличения мировой торговли. После непродолжительного спада в начале 90-х гг. темпы роста прямых инвестиций вновь заметно выросли, опережая ежегодный прирост международного товарооборота.
Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Поначалу вывоз капитала был свойствен для небольшого числа промышленно развитых стран, осуществляющих экспорт капитала на периферию мирового хозяйства. Развитие мирового хозяйства существенно раздвинуло рамки этого процесса: вывоз капитала становится функцией любой динамично развивающейся экономики. Капитал вывозят и ведущие развитые страны, и среднеразвитые, и развивающиеся, в особенности новые индустриальные страны.
Субъектами движения капитала в мировом хозяйстве, источниками его происхождения выступают частные коммерческие структуры, государственные, международные экономические и финансовые организации.
Движение капитала, его использование осуществляется в качестве:
1) прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия;
2) портфельных инвестиций
(в иностранные облигации,
3) среднесрочных и
долгосрочных международных
4) экономической помощи – бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных).
В мировой практике проводится четкое различие между перемещением капитала и иностранными инвестициями.
Перемещение капитала включает: платежи по операциям с зарубежными партнерами, предоставление займов (на срок не более пяти лет), приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификацию портфеля ценных бумаг и т.п.
Под иностранными инвестициями понимается такое перемещение капитала, которое преследует цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.
К прямым инвестициям относят те капиталовложения в принимающей стране, которые позволяют участвовать в управлении объектом вложения.
Основными формами прямых инвестиций являются: открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов; создание совместных предприятий на контрактной основе; совместные разработки природных ресурсов; покупка или захват («приватизация») предприятий страны, принимающей иностранный капитал.
Прямые инвестиции составляют основу господства международных корпораций на мировом рынке. Они обеспечивают им либо полное владение зарубежными предприятиями, либо обладание такой частью акционерного капитала, которая обеспечивает фактический контроль со стороны инвестора. Как правило, это такие инвестиции, при которых у иностранного инвестора находится не менее 25\% акционерного капитала компании. Статистика США, ФРГ, Японии прямыми инвестициями считает те, которые составляют 10 и более процентов акционерного капитала и дают возможность контролировать предприятие. По мнению П.Х. Линдерта, «различие между прямым и портфельным (непрямым) инвестированием сводится... прежде всего к проблеме контроля» над фирмой, куда вкладывается капитал1.
По российским понятиям (согласно новому законопроекту об иностранных инвестициях) к прямым инвестициям относится доля, приобретенная иностранным инвестором в уставном капитале российской коммерческой организации, в размере не менее 25\% и владение ею в течение не менее шести месяцев или же предоставление иностранным предпринимателем инвестиционного кредита на сумму не менее 500 тыс. руб. на срок не менее шести месяцев.
Распределение зарубежных
инвестиций по странам и отраслям
промышленности во многом определяет
структуру современной
В 1990 г. поток прямых инвестиций за рубеж оказался рекордным, превысив 200 млрд. долл.
Последовавший за этим спад сменился новым ростом. Мировой объем прямых зарубежных инвестиций в середине 90-х гг. составил 350 млрд. долл. и достиг общей суммы в 2,8 трлн. долл. (рис. 5.1).
Портфельные инвестиции – это акции, облигации, иные формы капиталовложений, не дающие возможности непосредственного контроля над деятельностью зарубежного предприятия. Инвесторы могут получить прибыль лишь в соответствии с установленными правилами о ценных бумагах.
Портфельные инвестиции – важный источник привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, центральными (государственными) и частными банками. Посредниками в осуществлении зарубежных портфельных инвестиций выступают, как правило, крупные инвестиционные банки.
На движение портфельных инвестиций значительное влияние оказывает разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по облигациям в отдельных странах.
Фундаментальное отличие прямого инвестирования от портфельного состоит в том, что портфельный инвестор не стремится (как правило) захватить управление предприятием, в которое он инвестирует. По уставу ряда международных компаний им чаще всего запрещено участвовать в управлении и даже быть избранными в совет директоров компании, в которую они вкладывают средства. Это объясняется тем, что участие в руководстве и управлении инвестируемой компании потребовало бы нового штата специалистов, особого внимания и уменьшило бы гибкость при осуществлении инвестиционной политики головной компании.
В послевоенный период в структуре экспорта капитала произошли заметные изменения, отразившие особенности развития мирового хозяйства. Наиболее важным из них является резкий рост международных кредитов в 70-80-х гг. и образование мировой кредитно-финансовой сферы капитала. Существенно возросла роль ссудного капитала.
В 60-х гг. для международного рынка ссудных капиталов были характерны краткосрочные операции. В 70-80-х гг. произошел значительный рост средне– и долгосрочных кредитов. Средне– и долгосрочные кредиты используются для пополнения капитала, кредитования и финансирования операций по приобретению акций, учреждению филиалов, строительству и реконструкции зарубежных инвестиций.